.
Меню сайта
|
Русский театр второй половины XVIII в. Ф.Г. ВолковРусский театр второй половины XVIII в. Ф.Г. ВолковВ 1750 г. в Ярославле произошло важное событие: группа молодежи, возглавляемая Федором Григорьевичем Волковым (1729—1763) организовала любительский театр. Успех был так велик, что, несмотря на недовольство духовенства, считавшего театр «бесовской забавой», на спектакли сходилось множество людей. Конечно, и до этого русским людям приходилось видеть театральные представления, любительские спектакли. Но только Ф. Г. Волкову и его товарищам: И. А. Дмитревскому, Г. Г. Волкову, Я. Д. Шумскому, А. Ф. Попову и другим — удалось создать первый постоянно действующий профессиональный русский театр. Значение Волкова в истории русской культуры Белинский сравнивал с ролью Ломоносова в науке. Родился Федор Волков в Костроме в купеческой семье. Немного знаем мы о его детстве и юности. Когда мальчику было б лет, умер его отец. Вскоре вся семья переехала в Ярославль. Отчим Волкова, ярославский купец Полушкин, хотел сделать из юноши купца и отправил его учиться в Москву и в Петербург. Но купца из Волкова не получилось. Больше всего его интересовал театр. В то время уже появились русские трагедии и комедии, где поднимались важные вопросы истории и современности. Эти пьесы были написаны на уже сформировавшемся к тому времени литературном языке. Один из авторов — учитель Шляхетного (дворянского) кадетского корпуса Александр Петрович Сумароков (1717—1777) ставил со своими учениками эти пьесы, пользовавшиеся большим успехом. Но молодым дворянам, готовившимся к государственной службе, не разрешалось идти в актеры. Как-то Волков случайно попал на спектакль Шляхетного кадетского корпуса. Ставилась трагедия А. П. Сумарокова «Синав и Трувор». Волков смотрел спектакль из-за кулис: ему, купеческому сыну, вход в зал был воспрещен. Спектакль его потряс: «Я пришел в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле». И вот Волков, вернувшись в Ярославль, вместе с братом и товарищами начал ставить спектакли в приспособленном для этого сарае. Точно неизвестно, какие именно пьесы ставились в Ярославле. Но вероятнее всего это были пьесы из репертуара школьного театра — на религиозные сюжеты, со вставными интермедиями — бытовыми сценками. Могли здесь идти и инсценировки рыцарских романов, трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Царское правительство в это время нуждалось в постоянном профессиональном театре, который пропагандировал бы определенные политические идеи. И царица Елизавета Петровна, заинтересовавшись театром Волкова, выписала его труппу в Петербург. Первые спектакли волковского театра при дворе не были удачными. Однако царица выбрала трех самых талантливых из труппы — Ф. Волкова, И. Дмитревского и А. Попова — и отправила их учиться в Шляхетный корпус под начало Сумарокова. Здесь Волков обнаружил замечательное прилежание и страсть к наукам. Он изучал музыку, фехтование, немецкий, французский и латинский языки, танцы, искусство декламации и жестикуляции. И вот, наконец, в 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный русский театр. Во главе его стали А. П. Сумароков и Ф. Г. Волков. Театру сначала приходилось трудно. Иногда случалось отменять спектакли из-за отсутствия средств на изготовление костюмов и декораций. По своему направлению это был театр классицизма. Он пропагандировал идею подчинения человека долгу, а не чувствам, утверждал, что верность дворянина родине — его основная гражданская доблесть. Такая направленность театра была для того времени передовой. В пьесах Сумарокова, которые шли в театре, доказывалось, что дворянству во все времена предназначено быть правящим классом, и поэтому оно должно отличаться всеми добродетелями. Вот почему Сумароков в своих пьесах решительно нападал на недостатки дворян. Театр, по мнению Сумарокова,— школа для дворян, и в том числе для царей — первых дворян в стране. Классицизм подчинял игру актеров строгим правилам, требовал игры, построенной на внешне эффектных, красивых жестах, напыщенных интонациях. Волков отступал в какой-то мере от этого закона классицизма. Если герой классического театра обычно не столько переживал, сколько рассказывал о своих чувствах, то Волков стремился правдиво показать переживания героя на сцене. К сожалению, мы очень мало знаем о том, какие именно роли Волков исполнял. Современник указывал, что артисту в равной мере удавались и трагические и комические роли. Волков играл князя Оскольда («Семира» Сумарокова), который погибает за свое отечество, подняв восстание против тирана. Роль эта требовала подлинного огня и взволнованных чувств. В балете «Прибежище добродетели» Волков играл индейца, который отказался покориться колонизаторам-европейцам и предпочел смерть рабству. В монологах Волкова звучал протест против лжи, интриг, деспотизма — против того, что он нередко наблюдал при дворе. Все это прокладывало путь росткам будущего реалистического театра, развивающимся в рамках искусства классицизма. В 1763 г. в честь коронации Екатерины II Волков ставил уличный карнавал «Торжествующая Минерва». В нем были сатирические выпады против бюрократизма и казнокрадства, жестокостей крепостного права. Распоряжаясь этим карнавалом, Волков простудился и 5 апреля 1763 г. умер. Русский театр продолжал свой путь. К тому времени появились новые талантливые драматурги и выдающиеся актеры. В Москве в 1756 г. при университете открыли гимназию для разночинцев со специальным Классом художеств. Здесь воспитывались будущие актеры для Театра Медокса, названного так по имени театрального деятеля, построившего этот театр (он находился на месте нынешнего Большого театра). Когда в 1805 г. этот театр сгорел, а Медокс разорился, в Москве, по примеру Петербурга, был учрежден императорский театр, из которого позднее возник будущий Малый театр. |
ПОИСК
Block title
|