. Русский театр второй половины XVIII в. Ф.Г. Волков
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русский театр второй половины XVIII в. Ф.Г. Волков

Русский театр второй половины XVIII в. Ф.Г. Волков

В 1750 г. в Ярославле произошло важное событие: группа молодежи, возглавляемая Фе­дором Григорьевичем Волковым (1729—1763) организовала любительский театр. Успех был так велик, что, несмотря на недовольство духо­венства, считавшего театр «бесовской забавой», на спектакли сходилось множество людей. Ко­нечно, и до этого русским людям приходилось видеть театральные представления, любитель­ские спектакли. Но только Ф. Г. Волкову и его товарищам: И. А. Дмитревскому, Г. Г. Вол­кову, Я. Д. Шумскому, А. Ф. Попову и другим — удалось создать первый постоянно действующий профессиональный русский театр.

Значение Волкова в истории русской куль­туры Белинский сравнивал с ролью Ломоносо­ва в науке.

Родился Федор Волков в Костроме в купе­ческой семье. Немного знаем мы о его детстве и юности. Когда мальчику было б лет, умер его отец. Вскоре вся семья переехала в Ярославль. Отчим Волкова, ярославский купец Полушкин, хотел сделать из юноши купца и отправил его учиться в Москву и в Петербург. Но купца из Волкова не получилось. Больше всего его инте­ресовал театр.

В то время уже появились русские трагедии и комедии, где поднимались важные вопросы истории и современности. Эти пьесы были напи­саны на уже сформировавшемся к тому времени литературном языке. Один из авторов — учитель Шляхетного (дворянского) кадетского корпуса Александр Петрович Сумароков (1717—1777) ставил со своими учениками эти пьесы, пользовавшиеся большим успехом. Но молодым дворянам, готовившимся к государственной службе, не разрешалось идти в актеры.

Как-то Волков случайно попал на спектакль Шляхетного кадетского корпуса. Ставилась трагедия А. П. Сумарокова «Синав и Трувор». Волков смотрел спектакль из-за кулис: ему, купеческому сыну, вход в зал был воспрещен. Спектакль его потряс: «Я пришел в такое восхи­щение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».

И вот Волков, вернувшись в Ярославль, вместе с братом и товарищами начал ста­вить спектакли в приспособленном для этого сарае.

Точно неизвестно, какие именно пьесы ста­вились в Ярославле. Но вероятнее всего это были пьесы из репертуара школьного театра — на религиозные сюжеты, со вставными интер­медиями — бытовыми сценками. Могли здесь идти и инсценировки рыцарских романов, тра­гедии и комедии А. П. Сумарокова.

Царское правительство в это время нужда­лось в постоянном профессиональном театре, который пропагандировал бы определенные по­литические идеи. И царица Елизавета Пет­ровна, заинтересовавшись театром Волкова, выписала его труппу в Петербург.

Первые спектакли волковского театра при дворе не были удачными. Однако царица выбра­ла трех самых талантливых из труппы — Ф. Волкова, И. Дмитревского и А. Попова — и отправила их учиться в Шляхетный корпус под начало Сумарокова. Здесь Волков обнару­жил замечательное прилежание и страсть к нау­кам. Он изучал музыку, фехтование, немецкий, французский и латинский языки, танцы, ис­кусство декламации и жестикуляции.

И вот, наконец, в 1756 г. в Петербурге от­крылся первый профессиональный русский те­атр. Во главе его стали А. П. Сумароков и Ф. Г. Волков.

Театру сначала приходилось трудно. Иногда случалось отменять спектакли из-за отсутствия средств на изготовление костюмов и декораций.

По своему направлению это был театр классицизма. Он пропагандировал идею подчинения человека долгу, а не чув­ствам, утверждал, что верность дворянина ро­дине — его основная гражданская доблесть. Такая направленность театра была для того времени передовой.

В пьесах Сумарокова, которые шли в театре, доказывалось, что дворянству во все времена предназначено быть правящим классом, и по­этому оно должно отличаться всеми добродете­лями. Вот почему Сумароков в своих пьесах решительно нападал на недостатки дворян. Театр, по мнению Сумарокова,— школа для дворян, и в том числе для царей — первых дворян в стране.

Классицизм подчинял игру актеров строгим правилам, требовал игры, построенной на внеш­не эффектных, красивых жестах, напыщенных интонациях. Волков отступал в какой-то мере от этого закона классицизма. Если герой клас­сического театра обычно не столько переживал, сколько рассказывал о своих чувствах, то Вол­ков стремился правдиво показать переживания героя на сцене.

К сожалению, мы очень мало знаем о том, какие именно роли Волков исполнял. Совре­менник указывал, что артисту в равной мере удавались и трагические и комические роли. Волков играл князя Оскольда («Семира» Сумарокова), который погибает за свое оте­чество, подняв восстание против тирана. Роль эта требовала подлинного огня и взволнован­ных чувств. В балете «Прибежище доб­родетели» Волков играл индейца, который отказался покориться колонизаторам-европей­цам и предпочел смерть рабству. В монологах Волкова звучал протест против лжи, интриг, деспотизма — против того, что он нередко на­блюдал при дворе. Все это прокладывало путь росткам будущего реалистического театра, раз­вивающимся в рамках искусства классицизма.

В 1763 г. в честь коронации Екатерины II Волков ставил уличный карнавал «Торжествующая Минерва». В нем были са­тирические выпады против бюрократизма и казнокрадства, жестокостей крепостного права. Распоряжаясь этим карнавалом, Волков про­студился и 5 апреля 1763 г. умер.

Русский театр продолжал свой путь. К тому времени появились новые талантливые драма­турги и выдающиеся актеры.

В Москве в 1756 г. при университете откры­ли гимназию для разночинцев со специальным Классом художеств. Здесь воспитывались буду­щие актеры для Театра Медокса, названного так по имени театрального деятеля, построившего этот театр (он находился на месте нынеш­него Большого театра). Когда в 1805 г. этот театр сгорел, а Медокс разорился, в Москве, по примеру Петербурга, был учрежден император­ский театр, из которого позднее возник буду­щий Малый театр.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ