. Русский театр XVII-начала XVIII в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русский театр XVII-начала XVIII в.

Русский театр XVII-начала  XVIII в.

В XVII в. сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Пет­рушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете (см. ст. «Театр кукол»). Тиранство злых царей и гонение без­винных обличали устные драмы о ца­ре Ироде и о царе Максимилиане (вторая сложилась в XVIII в.). Народ соз­давал свои первые пьесы и о героической раз­бойничьей вольнице. В фольклорной «разбой­ничьей» драме «Лодка» отразились походы Ермака и восстание Разина.

«И стар и млад на улицах и площадях Мос­ковии,— как писал иностранец о 70-х годах XVII в.,— отводили душу в свободное от ра­боты время в разбойничьих представлениях». Так продолжались скоморошеские традиции и воспитывались поколения будущих «охочих комедиантов», несколько десятилетий спу­стя создавших русский профессиональный театр.

На Западе католичество в средние века под­держивало театральные начинания (см. ст. «Те­атр в средневековой Европе»), но в русской церкви театрализованные службы оказывались редким исключением. Их темы и круг участ­ников были узки, а их влияние на формировав­шийся театр незначительным, хотя некоторые из служб были занимательными и эффектными зрелищами.

Так, «Пещное действо» рассказы­вало о том, как бог спас трех отроков, обречен­ных халдейским царем на сожжение. Среди церкви ставили бутафорскую печь. В нее халдеи (их представляли скоморохи) вводили юношей, которые пели молитвы. С потолка спускался бумажный ангел. Халдеи в испуге падали ниц, а юноши получали свободу.

Особое значение в конце XVII в. получил так называемый школьный театр. Его в Москву из Полоцка завез украинский монах Симеон. В этих представлениях на религиозные сюже­ты, разыгрывавшихся учениками духовных школ, встречались отдельные сцены из быта и истории. К торжественным случаям Симеон Полоцкий (1629—1680) писал «стихи краесогласные», т. е. рифмованные, и добивался, чтобы студенты духовных школ, читая их перед царем, не походили на «пни неподвижные». По­лоцкий был и автором первых русских литера­турных пьес. Он переработал в драму «Пещное действо» и библейскую притчу о блуд­ном сыне, где показал столкновение воли детей с властью родителей, говорил о необхо­димости взаимного понимания и доверия.

Начиная с 1660 г. в Москве от случая к слу­чаю ставились любительские спектакли. Так, в 1672 г. царь Алексей Михайлович, по совету боярина Артамона Матвеева (на воспитан­нице которого царь незадолго перед тем же­нился), велел инсценировать библейскую исто­рию, напоминающую судьбу новой царицы. Устройство торжественного спектакля было по­ручено Иоганну Грегори — учителю и пастору из Московской Немецкой слободы. Появилась пьеса «Артаксерксово действо», в которой гуманный царь карает гордецов и воз­вышает смиренных. В специально выстроенном помещении ее на русском языке играли ученики немецкой школы. Царь был очарован. Этот спектакль еще несколько раз исполнялся при дворе.

Петр I хотел изменить не только образ жиз­ни, но и психологию русского общества. Царь, по словам современника, «полагал, что в боль­шом городе зрелища полезны», и, кроме ассамб­лей, маскарадов, иллюминаций, театрализован­ных шествий, пробовал создать общедоступный театр.

В 1702 г. в Москву пригласили немецкую странствующую труппу. Ее руководителю И. X. Кунсту поручили «робят русских», чтобы он их «комедиям всяким учил с добрым раде­нием и со всяким откровением». Дьяки Посоль­ского приказа, нарушая царский указ, мешали строительству «комедиальнои храмины» на Красной площади, а Кунсту и актерам выгова­ривали «попрекательные и укорные слова».

В театре Кунста шли переводные немецкие пьесы, слабые, по своим сюжетам напоминав­шие очень отдаленно пьесы Шекспира. Галант­но-напыщенные речи благородных героев сменя­лись кровавыми сценами и грубыми шутками, которые отпускали, кривляясь, шуты. Но, зна­комя русских зрителей с героями древних ле­генд и античной истории, изображая странст­вия, подвиги, исключительные страсти и «изы­сканные» чувства, театр помогал освобождаться от старозаветных, домостроевских взглядов.

Однако Петра I не удовлетворяли шутовство, напыщенность этих спектаклей. Он ждал от теат­ра откликов на политические события. Эту задачу выполнял школьный театр. Так, в Мос­ковском госпитале на Яузе играли «лекарские ученики в гошпитальных палатах, перегородив их ширмами». Школьные пьесы петровского времени посвящались определенному событию и строились на чередовании монологов-рассказов, арии, хоров, живых картин.

И в спектакле обычно событие не изображалось, а только объяснялось и воздавалась ему хвала. Это был декламаци­онный публицистический театр. Правда, в ин­термедиях, вставлявшихся между актами, мель­кали живые сценки, не связанные с основной темой спектакля.

Школьные спектакли шли при многих духов­ных школах в столице и провинции. Их участ­ники становились потом вдохновителями любительских спектаклей, распространявшихся в России в первой половине XVIII в. с порази­тельной быстротой. Любительские театры заве­ли не только при дворе. Во многих местах воз­никали сарайно-рогожные представления (по­казанные любителями в сараях и игранные в костюмах из рогожи). В городе организовывали спектакли мелкие чиновники, дворовые слуги. Участники этих представлений создавали свои инсценировки рыцарских и авантюрно-любовных повестей (комедии об Индрике и Меленде, о графе Фарсоне ) с запутанными судьбами героев и при­ключениями, бурными, яркими переживаниями и простым языком, близким к разговорному.

Так театральные зрелища входили в быт, становились потребностью русского общества, строившего в XVIII в. свою новую культуру. Даже в провинции в ту пору, по словам совре­менника, восхищались более «зрелищем теат­ральных представлений, нежели гонянием голу­бей, конскими рысканиями или травлею зай­цев». Дочь Петра I, императрица Елизавета, в 1747 г. официально разрешает любительские спектакли, а позже по ее приказу из Ярославля переезжает в Петербург труппа «охочих коме­диантов» во главе с Федором Волковым (см. ст. «Русский театр второй половины XVIII в. Ф. Г. Волков»). Так возникает ядро первого профессионального театра в России.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ