.
Меню сайта
|
Русский театр XVII-начала XVIII в.Русский театр XVII-начала XVIII в.В XVII в. сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете (см. ст. «Театр кукол»). Тиранство злых царей и гонение безвинных обличали устные драмы о царе Ироде и о царе Максимилиане (вторая сложилась в XVIII в.). Народ создавал свои первые пьесы и о героической разбойничьей вольнице. В фольклорной «разбойничьей» драме «Лодка» отразились походы Ермака и восстание Разина. «И стар и млад на улицах и площадях Московии,— как писал иностранец о 70-х годах XVII в.,— отводили душу в свободное от работы время в разбойничьих представлениях». Так продолжались скоморошеские традиции и воспитывались поколения будущих «охочих комедиантов», несколько десятилетий спустя создавших русский профессиональный театр. На Западе католичество в средние века поддерживало театральные начинания (см. ст. «Театр в средневековой Европе»), но в русской церкви театрализованные службы оказывались редким исключением. Их темы и круг участников были узки, а их влияние на формировавшийся театр незначительным, хотя некоторые из служб были занимательными и эффектными зрелищами. Так, «Пещное действо» рассказывало о том, как бог спас трех отроков, обреченных халдейским царем на сожжение. Среди церкви ставили бутафорскую печь. В нее халдеи (их представляли скоморохи) вводили юношей, которые пели молитвы. С потолка спускался бумажный ангел. Халдеи в испуге падали ниц, а юноши получали свободу. Особое значение в конце XVII в. получил так называемый школьный театр. Его в Москву из Полоцка завез украинский монах Симеон. В этих представлениях на религиозные сюжеты, разыгрывавшихся учениками духовных школ, встречались отдельные сцены из быта и истории. К торжественным случаям Симеон Полоцкий (1629—1680) писал «стихи краесогласные», т. е. рифмованные, и добивался, чтобы студенты духовных школ, читая их перед царем, не походили на «пни неподвижные». Полоцкий был и автором первых русских литературных пьес. Он переработал в драму «Пещное действо» и библейскую притчу о блудном сыне, где показал столкновение воли детей с властью родителей, говорил о необходимости взаимного понимания и доверия. Начиная с 1660 г. в Москве от случая к случаю ставились любительские спектакли. Так, в 1672 г. царь Алексей Михайлович, по совету боярина Артамона Матвеева (на воспитаннице которого царь незадолго перед тем женился), велел инсценировать библейскую историю, напоминающую судьбу новой царицы. Устройство торжественного спектакля было поручено Иоганну Грегори — учителю и пастору из Московской Немецкой слободы. Появилась пьеса «Артаксерксово действо», в которой гуманный царь карает гордецов и возвышает смиренных. В специально выстроенном помещении ее на русском языке играли ученики немецкой школы. Царь был очарован. Этот спектакль еще несколько раз исполнялся при дворе. Петр I хотел изменить не только образ жизни, но и психологию русского общества. Царь, по словам современника, «полагал, что в большом городе зрелища полезны», и, кроме ассамблей, маскарадов, иллюминаций, театрализованных шествий, пробовал создать общедоступный театр. В 1702 г. в Москву пригласили немецкую странствующую труппу. Ее руководителю И. X. Кунсту поручили «робят русских», чтобы он их «комедиям всяким учил с добрым радением и со всяким откровением». Дьяки Посольского приказа, нарушая царский указ, мешали строительству «комедиальнои храмины» на Красной площади, а Кунсту и актерам выговаривали «попрекательные и укорные слова». В театре Кунста шли переводные немецкие пьесы, слабые, по своим сюжетам напоминавшие очень отдаленно пьесы Шекспира. Галантно-напыщенные речи благородных героев сменялись кровавыми сценами и грубыми шутками, которые отпускали, кривляясь, шуты. Но, знакомя русских зрителей с героями древних легенд и античной истории, изображая странствия, подвиги, исключительные страсти и «изысканные» чувства, театр помогал освобождаться от старозаветных, домостроевских взглядов. Однако Петра I не удовлетворяли шутовство, напыщенность этих спектаклей. Он ждал от театра откликов на политические события. Эту задачу выполнял школьный театр. Так, в Московском госпитале на Яузе играли «лекарские ученики в гошпитальных палатах, перегородив их ширмами». Школьные пьесы петровского времени посвящались определенному событию и строились на чередовании монологов-рассказов, арии, хоров, живых картин. И в спектакле обычно событие не изображалось, а только объяснялось и воздавалась ему хвала. Это был декламационный публицистический театр. Правда, в интермедиях, вставлявшихся между актами, мелькали живые сценки, не связанные с основной темой спектакля. Школьные спектакли шли при многих духовных школах в столице и провинции. Их участники становились потом вдохновителями любительских спектаклей, распространявшихся в России в первой половине XVIII в. с поразительной быстротой. Любительские театры завели не только при дворе. Во многих местах возникали сарайно-рогожные представления (показанные любителями в сараях и игранные в костюмах из рогожи). В городе организовывали спектакли мелкие чиновники, дворовые слуги. Участники этих представлений создавали свои инсценировки рыцарских и авантюрно-любовных повестей (комедии об Индрике и Меленде, о графе Фарсоне ) с запутанными судьбами героев и приключениями, бурными, яркими переживаниями и простым языком, близким к разговорному. Так театральные зрелища входили в быт, становились потребностью русского общества, строившего в XVIII в. свою новую культуру. Даже в провинции в ту пору, по словам современника, восхищались более «зрелищем театральных представлений, нежели гонянием голубей, конскими рысканиями или травлею зайцев». Дочь Петра I, императрица Елизавета, в 1747 г. официально разрешает любительские спектакли, а позже по ее приказу из Ярославля переезжает в Петербург труппа «охочих комедиантов» во главе с Федором Волковым (см. ст. «Русский театр второй половины XVIII в. Ф. Г. Волков»). Так возникает ядро первого профессионального театра в России. |
ПОИСК
Block title
|