. РУССКИЙ ТЕАТР. Народные истоки Русского театра
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РУССКИЙ ТЕАТР. Народные истоки Русского театра

РУССКИЙ ТЕАТР. Народные истоки Русского театра

Истоки театра у славян, как и у всех наро­дов, в древнейших обрядах (см. ст. «Древней­шие формы театральных представлений»). Так, например, славяне, охотившиеся на медведей и разводившие коз, поклонялись этим живот­ным. И от древнейших охотничьих и скотоводческих обрядов на Руси долго оставалось ряжение медведем и козой.

Наиболее были распространены в древности обряды, посвященные солнцу. В дни зимнего солнцеворота и в пору весеннего равноденствия праздновали победу солнца над зимой. Сначала обряды имели магический смысл — люди как бы хотели помочь солнцу победить, надеясь получить потом хороший урожай. Поз­же эти обряды превратились в традиционные игры.

После принятия христианства в X в. многие обряды были приурочены к церковным празд­никам.

Во всех этих обрядах, праздниках, играх, потехах складывалось умение скоморошить — балагурить, плясать, петь, играть на музыкальных инструментах и лицедейство­вать, т. е. изображать какие-то лица или су­щества. Появились люди, для которых скомо-

рошество стало ремес­лом. Они бродили по се­лам и городам «ватага­ми», водили медведей, разыгрывали веселые импровизационные сцен­ки, играли на свадьбах и т. д. Нередко состоя­ли они и на службе при дворе, у бояр.

Эти «смехотворцы» и «гудошники» были но­сителями народного ве­селья и «глума» — сати­ры. Порой скоморохи оказывались замешан­ными в бунтах, бывали связаны с разбойника­ми.

В обрядах и играх, среди пестрого репер­туара скоморохов складывались первые сценки-диалоги, где уже наметились характеристики участников и простейший сюжет. Это были зародыши устных народных драм.

Но все же представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рож­дения театральных трупп не было условий — ведь власти преследовали скоморохов как смутьянов и бродяг. Когда же при Москов­ском дворе устраивали Потешный чулан (1571) и Потешную палату (1613), скоморохи оказы­вались там в положении придворных шутов.

Презрение к скоморохам воспитывала цер­ковь, настойчиво прививая народу страх пе­ред всеми «бесовскими играми», зрелища­ми, не связанными с христианской религией. Одна из царских грамот приказывала нигде «песен не петь, на позорища (т. е. на зрелища) не сходиться», ... «личины» (маски) и платье скоморошеское на себя «не накладывать», ско­морохов гнать. А ослушников — бить батогами, ссылать, отлучать от церкви.

И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ