.
Меню сайта
|
РУССКИЙ ТЕАТР. Народные истоки Русского театраРУССКИЙ ТЕАТР. Народные истоки Русского театраИстоки театра у славян, как и у всех народов, в древнейших обрядах (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). Так, например, славяне, охотившиеся на медведей и разводившие коз, поклонялись этим животным. И от древнейших охотничьих и скотоводческих обрядов на Руси долго оставалось ряжение медведем и козой. Наиболее были распространены в древности обряды, посвященные солнцу. В дни зимнего солнцеворота и в пору весеннего равноденствия праздновали победу солнца над зимой. Сначала обряды имели магический смысл — люди как бы хотели помочь солнцу победить, надеясь получить потом хороший урожай. Позже эти обряды превратились в традиционные игры. После принятия христианства в X в. многие обряды были приурочены к церковным праздникам. Во всех этих обрядах, праздниках, играх, потехах складывалось умение скоморошить — балагурить, плясать, петь, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа. Появились люди, для которых скомо- рошество стало ремеслом. Они бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые импровизационные сценки, играли на свадьбах и т. д. Нередко состояли они и на службе при дворе, у бояр. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» — сатиры. Порой скоморохи оказывались замешанными в бунтах, бывали связаны с разбойниками. В обрядах и играх, среди пестрого репертуара скоморохов складывались первые сценки-диалоги, где уже наметились характеристики участников и простейший сюжет. Это были зародыши устных народных драм. Но все же представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий — ведь власти преследовали скоморохов как смутьянов и бродяг. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571) и Потешную палату (1613), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов. Презрение к скоморохам воспитывала церковь, настойчиво прививая народу страх перед всеми «бесовскими играми», зрелищами, не связанными с христианской религией. Одна из царских грамот приказывала нигде «песен не петь, на позорища (т. е. на зрелища) не сходиться», ... «личины» (маски) и платье скоморошеское на себя «не накладывать», скоморохов гнать. А ослушников — бить батогами, ссылать, отлучать от церкви. И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.
|
ПОИСК
Block title
|