. Театр стран социализма
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Театр стран социализма

Театр стран социализма

Когда в Будапеште или Праге, Загребе, Белграде, Бухаресте или Софии вы останавли­ваетесь перед Национальным театром, то на его фасаде видите имена тех, кто в годину бес­правия разделял беды и надежды родного на­рода.

В Чехословакии одно из зданий Пражско­го Национального театра носит имя Йозефа Каэтана Тыла, которого называют «отцом чеш­ского театра», а театр в Братиславе — имя сло­вацкого поэта Павола Гвездослава. Эти имена появились здесь после освобождения страны от ига фашизма как символ национальной куль­туры.

В сегодняшней Чехословакии ставятся луч­шие отечественные и зарубежные пьесы. Рядом с замечательными актерами старшего поколения, такими, как 3. Штепанек, Л. Пешек, В. Шмерал, Л. Досталова, на сцене работают новые мастера реалистического искусства, чье творче­ство проникнуто духом гражданственности.

Событием последних лет стало в Чехослова­кии обращение театров к выдающемуся писа­телю XX столетия Карелу Чапеку. В Праж­ском Национальном театре идет пьеса «Из жиз­ни насекомых» Карела Чапека и его брата Йозефа, написанная в 1921 г. Спектакль поставлен режиссером М. Махачеком. Этот памфлет, изобра­жая мир насекомых, на самом деле вскрывает неотвратимые пороки буржуазного общества. Артисты ведут со зрителем разговор, обра­щенный к современности.

Главный художник Й. Свобо­да нашел простое, остроумное, эффектное оформление. Зер­кальные пчелиные соты отража­ют все, что происходит на план­шете сцены: переходы цветов, изменение света, движение пер­сонажей. Этим как бы подчерки­вается и призрачность изобра­жаемого мира и угроза его воз­можного разрастания до беспре­дельности. Опасность ничтожно­го — в его размерах.

В Центральном театре Чехо­словацкой Армии идет спектакль «Война с саламандрами» — инсце­нировка известного романа Карела Чапека. Режиссер и художник решили этот спектакль в плане современного репортажа, умело использовав кинокадры. Ритм спектакля напряженный, ат­мосфера к финалу все более накаляется, и последние слова его участников, обращенные к человечеству, объединяют в активном при­зыве зрительный зал.

Интересно работают театры «малых форм»: Чиногерни клуб, «Семафор». Театральные ху­дожники Чехословакии завоевывают золотые медали на международных выставках. Они стремятся освободить сцену от подробных бы­товых декораций и, обращаясь к лаконич­ным художественным деталям, оставляют зри­телю право на творческую фантазию.

Польская сцена, молчавшая все шесть дол­гих лет фашистской оккупации, после войны оказалась в трудных условиях. Здания многих театров были разрушены. А сейчас в Польской Народной Республике уже около 100 театров. Часть из них работает в традиционном направ­лении, другие — в жанрах острой пародии, гротеска и юмора.

В Польше сложилось целое поколение ре­жиссеров яркой индивидуальности. Это Крыстына Скушанка и Ежи Красовский, создавшие в городе Нова-Хута оригинальный и смелый театр. Это Адам Ханушкевич, определивший творческий характер Театра Повшехны.

Эрвин Аксер — режиссер углубленной мыс­ли, умеющий строить психологически точные характеры и ситуации, заставлять зрителя на­пряженно размышлять. Актер уделяет особое внимание постановкам современных драматурги­ческих произведений. В лучшей постановке Театра Вспулчесны в Варшаве — спектакле Брехта «Карьера Артуро Уи» режиссер лако­нично и точно выразил присущими ему при­емами остроту авторских мыслей.

Интересные спектакли поставлены в Нацио­нальном театре в Варшаве. «История о славном воскресении господнем», где используется фор­ма и текст традиционного мистериального дей­ства XV в.,— яркий, праздничный спектакль, воскресивший дух народного зрелища (см. ст. «Театр в средневековой Европе»). «Слово о Якубе Шеле» по Б. Ясенскому — это совре­менный революционный эпос на историческом материале крестьянского восстания 1846 г. •Спектаклем «Баня» по Маяковскому, поставлен­ным в 1955 г., театр открыл движение за по­литически острый, проблемный спектакль в Польше.

Интересно работают Польский театр в Вар­шаве и Театр им. Ю. Словацкого в Кракове, дав­шие в свое время национальному искусству замечательную плеяду актерских дарований во главе с Людвиком Сольским. Крупными собы­тиями в театральной жизни Польши являются интересные постановки в Театре Людовом, в городе Нова-Хута.

Югославия небогата сцени­ческими традициями, но в каж­дой из ее национальных рес­публик есть свои театры. В сто­лице, Белграде, на сцене старей­шего Национального театра (соз­дан в 1869 г.) идут драмы, оперы и балеты. Здесь выступают заме­чательные актеры М. Ступица, А. Йованович, О. Миличевич и другие.

В Югославском драматиче­ском театре (открыт в 1947 г.) актеры представляют различные народы Югославии — сербов, хорватов, словенцев и т. д. Такие актеры, как Л. Тадич, С. Жигон, М. Црнобори, Б. Плеша и другие, составляют гор­дость югославской сцены. Театр возглавляет Э. Фринци. Режис­сером театра М. Беловичем по­ставлено более 60 спектаклей, в их числе «Дети солнца» Горького, «Клоп» Маяковского. Среди лучших в этом театре — спектакль «Откровение» (по роману современно­го югославского писателя Д. Чосича), прони­занный высокой гражданственностью. Заточен­ные фашистами в церковь жители сербского се­ла воспринимаются как человеческий коллек­тив, которому пришлось держать перед жизнью ответ. Вот почему и спектакль приобретает ка­кую-то общечеловеческую значимость, обобщен­ность. Каждого из жителей ждало одно и то же — приказ немца взорвать церковь и одно­сельчан. За отказ — расстрел. Все они выдер­жали это испытание и погибли.

Режиссеры спектакля М. Милошевич и П. Байчетич вместе с художником М. Щербаном доверились фантазии зрителя. На сцене ни разу не появился фашист, а место действия — церковь — представлено лишь частью лестни­цы с изображением святого Георгия, держащего меч. Но трагедия людей, насильственно лишен­ных свободы, обреченных на смерть, передана в спектакле чрезвычайно остро.

Героическое и человечное на сцене югослав­ского театра существуют в неразрывном един­стве. Эта тема — одна из ведущих в жизни со­временного театрального искусства, независимо от общей направленности театра, независимо от того, мал или велик его коллектив.

Болгарский театр связан многими нитями с русским и советским театром. Почти целое поколение режиссеров Болгарии получило образование в советских театральных институтах, прошло творческую школу советского театра.

Софийский Народный театр носит имя заме­чательного болгарского писателя и драматурга Ивана Вазова (1850—1921), чьи произведения стали основой для развития национального ис­кусства.

Работа сегодняшнего болгарского театра самобытна. Саша Стоянов, пропагандист совет­ской драматургии в Болгарии, Юлия Огнянова, Александр Беньяш, Бонн Дановский — луч­шие современные режиссеры. Творческий поиск отличает многие театральные коллективы.

Еще в годы монархо-фашистского режима (1923—1944), когда театр работал в очень тяже­лых условиях, Дановский ставил пьесы совет­ских авторов, прогрессивных авторов Герма­нии — Б. Брехта и Э. Толлера. В самые труд­ные для болгарского народа годы Дановский был верным помощником Коммунистической партии Болгарии, борясь за утверждение со­циалистических идей средствами театра.

Возглавив в 1958 г. вновь созданный Театр сатиры в Софии, Дановский беспощадно сража­ется со всем тем, что мешает еще человеку нового мира (комедия «Тайны» в соавторстве с П. Славинским). Осуществленная Дановским поста­новка «Карьеры Артуро Уи» Брехта — один из самых ярких спектаклей Болгарии.

Венгерский театр, как и театры других стран социализма, участвует в строительстве социа­листической культуры. Старейший в Венгрии Национальный театр в Будапеште, открытый еще в 1837 г., возглавили замечательный актер и режиссер Тамаш Майор и режиссер Э. Геллерт. Они поставили выдающиеся произведения отечественной и мировой классики, такие, как «Банк-бан» И. Катоны, «Егор Булычов и дру­гие» Горького, «Ричард III» Шекспира, «Дым­ное небо» и «Пьяный дождь» И. Дарваша. В но­вых театрах («Вигсинхаз», Театр им. Мадача, Театр им. Йожефа и др.) сформировались заме­чательные творческие коллективы. Здесь рас­крылись дарования режиссеров нового поколе­ния—О. Адама, И. Казана, К. Казимира и других. Венгерское актерское искусство, отличающееся богатой эмоциональной выразительностью, за­ражает зрителей страстно и активно. Большой любовью народа пользуются актеры X. Гобби, М. Раткаи, Ф. Бешшеньеи, Э. Булла, К. Латабар, А. Месарош и другие.

Миклош Габор — создатель многочислен­ных ролей на сцене Театра им. Мадача. В «Гам­лете» он раскрыл венгерскому зрителю траге­дию человека, который не может вести борьбу с окружающим жестоким и несправедливым миром оружием зла и лжи. В этом мужествен­ная честность принца Датского, выступающего против подлости и несправедливости. Современники называют М. Габора лучшим Гамлетом в истории венгерской сцены. Обладая разно­сторонним дарованием, актер по-своему показал вдохновенного, романтического Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), беззаботного Хлес­такова («Ревизор» Гоголя) и правдолюбца Власа («Дачники» Горького).

Румынский театр со времени освобождения страны сформировался в богатый актерскими дарованиями большой театральный коллектив. Хотя в Румынии каждый театр старается обрес­ти свой творческий облик, в румынском театре существует правило приглашать на ту или иную роль актера из другого коллектива. В Буха­ресте за последние годы заняли ведущее поло­жение четыре театра: им. Лучии Стурдзы-Буландры, которым руководит Л. Чулей, Нацио­нальный театр им. Й. Л. Караджале во главе с С. Александреску, театр «Комедия», который возглавил выдающийся румынский актер и ре­жиссер Р. Белиган, и Малый театр во главе с Р. Пенчулеску.

Характерные черты румынской актерской школы — открытая, острая манера исполнения, музыкальность и ритмичность. Сатирически-ко­медийная направленность румынского искусства ощущается не только в репертуаре, в характере творчества крупнейших мастеров сцены, но и в особой атмосфере веселости, задора и жизнера­достности на сцене. Румынские комедийные актеры Г. Бирлик, Р. Белиган, А. Джугару, Э. Годяну и другие чрезвычайно изобретательны в создании образов, смелы и щедры в подборе выразительных средств. Театр «Комедия» — один из самых молодых и популярных в Румы­нии — прославился спектаклями «Швейк во второй мировой войне» Б. Брехта, «Тень» Е. Шварца, «Моя подружка Пикс» Я. Талана, «Заведующий отделом душ» М. Миродана.

«Берлинер ансамбль», работающий в Де­мократической Республике Германии,— один из самых интересных театров мира. Это — де­тище замечательного немецкого драматурга и театрального деятеля Бертольта Брехта, кото­рый вместе с актрисой Еленой Вейгель создал в 1949 г. в Берлине коллектив актеров, посвятивших свое искусство интересам человека нового, социалистического мира. Эмблема театра — «Голубь мира» французского художника Пи­кассо. И не случайно первым спектаклем «Берлинер ансамбля» стала антивоенная пьеса Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Этот спек­такль был удостоен Национальной премии, а в 1954 г. на Всемирном театральном фестивале в Париже получил первую премию.

Репертуар театра состоит главным образом из пьес его основателя. Кроме того, театр ста­вил «Мать» (по мотивам романа Горького), «Вассу Железнову» Горького, «Кремлевские ку­ранты» Погодина, «Оптимистическую трагедию» Вишневского.

Ведущие актеры «Берлинер ансамбля» — Е. Вейгель, Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люци другие — верны в своей работе сцениче­ским принципам, открытым Брехтом в итоге его напряженных творческих поисков. Один из ос­новных принципов Брехта получил наименование эффекта отчуждения. Он заключается в том, чтобы уметь представить зрителю хорошо зна­комое, обыденное явление в ином виде — стран­ным, непонятным, вызывающим на раздумье. Достигается эффект отчуждения самыми раз­личными средствами: системой актерского ма­стерства, определенными режиссерскими прие­мами, оформлением, музыкой и т. д.

Коллектив «Берлинер ансамбля» стоит на позициях активного привлечения зрителя к за­щите гуманизма, передовых идеалов челове­чества.

За 20 лет в странах социалистического содружества сложилась разнообразная богатая драматургия, чутко откликающаяся на острые запросы времени. Ее создатели — талантливые драматурги Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики и среди них Б. Брехт, открыв­ший новую веху в истории мировой драма­тургии.

В искусстве каждой страны театр чуткий выразитель перемен и духа времени. В европейских социалистических странах на­род дождался своего театра.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ