.
Меню сайта
|
Театр стран социализмаТеатр стран социализмаКогда в Будапеште или Праге, Загребе, Белграде, Бухаресте или Софии вы останавливаетесь перед Национальным театром, то на его фасаде видите имена тех, кто в годину бесправия разделял беды и надежды родного народа. В Чехословакии одно из зданий Пражского Национального театра носит имя Йозефа Каэтана Тыла, которого называют «отцом чешского театра», а театр в Братиславе — имя словацкого поэта Павола Гвездослава. Эти имена появились здесь после освобождения страны от ига фашизма как символ национальной культуры. В сегодняшней Чехословакии ставятся лучшие отечественные и зарубежные пьесы. Рядом с замечательными актерами старшего поколения, такими, как 3. Штепанек, Л. Пешек, В. Шмерал, Л. Досталова, на сцене работают новые мастера реалистического искусства, чье творчество проникнуто духом гражданственности. Событием последних лет стало в Чехословакии обращение театров к выдающемуся писателю XX столетия Карелу Чапеку. В Пражском Национальном театре идет пьеса «Из жизни насекомых» Карела Чапека и его брата Йозефа, написанная в 1921 г. Спектакль поставлен режиссером М. Махачеком. Этот памфлет, изображая мир насекомых, на самом деле вскрывает неотвратимые пороки буржуазного общества. Артисты ведут со зрителем разговор, обращенный к современности. Главный художник Й. Свобода нашел простое, остроумное, эффектное оформление. Зеркальные пчелиные соты отражают все, что происходит на планшете сцены: переходы цветов, изменение света, движение персонажей. Этим как бы подчеркивается и призрачность изображаемого мира и угроза его возможного разрастания до беспредельности. Опасность ничтожного — в его размерах. В Центральном театре Чехословацкой Армии идет спектакль «Война с саламандрами» — инсценировка известного романа Карела Чапека. Режиссер и художник решили этот спектакль в плане современного репортажа, умело использовав кинокадры. Ритм спектакля напряженный, атмосфера к финалу все более накаляется, и последние слова его участников, обращенные к человечеству, объединяют в активном призыве зрительный зал. Интересно работают театры «малых форм»: Чиногерни клуб, «Семафор». Театральные художники Чехословакии завоевывают золотые медали на международных выставках. Они стремятся освободить сцену от подробных бытовых декораций и, обращаясь к лаконичным художественным деталям, оставляют зрителю право на творческую фантазию. Польская сцена, молчавшая все шесть долгих лет фашистской оккупации, после войны оказалась в трудных условиях. Здания многих театров были разрушены. А сейчас в Польской Народной Республике уже около 100 театров. Часть из них работает в традиционном направлении, другие — в жанрах острой пародии, гротеска и юмора. В Польше сложилось целое поколение режиссеров яркой индивидуальности. Это Крыстына Скушанка и Ежи Красовский, создавшие в городе Нова-Хута оригинальный и смелый театр. Это Адам Ханушкевич, определивший творческий характер Театра Повшехны. Эрвин Аксер — режиссер углубленной мысли, умеющий строить психологически точные характеры и ситуации, заставлять зрителя напряженно размышлять. Актер уделяет особое внимание постановкам современных драматургических произведений. В лучшей постановке Театра Вспулчесны в Варшаве — спектакле Брехта «Карьера Артуро Уи» режиссер лаконично и точно выразил присущими ему приемами остроту авторских мыслей. Интересные спектакли поставлены в Национальном театре в Варшаве. «История о славном воскресении господнем», где используется форма и текст традиционного мистериального действа XV в.,— яркий, праздничный спектакль, воскресивший дух народного зрелища (см. ст. «Театр в средневековой Европе»). «Слово о Якубе Шеле» по Б. Ясенскому — это современный революционный эпос на историческом материале крестьянского восстания 1846 г. •Спектаклем «Баня» по Маяковскому, поставленным в 1955 г., театр открыл движение за политически острый, проблемный спектакль в Польше. Интересно работают Польский театр в Варшаве и Театр им. Ю. Словацкого в Кракове, давшие в свое время национальному искусству замечательную плеяду актерских дарований во главе с Людвиком Сольским. Крупными событиями в театральной жизни Польши являются интересные постановки в Театре Людовом, в городе Нова-Хута. Югославия небогата сценическими традициями, но в каждой из ее национальных республик есть свои театры. В столице, Белграде, на сцене старейшего Национального театра (создан в 1869 г.) идут драмы, оперы и балеты. Здесь выступают замечательные актеры М. Ступица, А. Йованович, О. Миличевич и другие. В Югославском драматическом театре (открыт в 1947 г.) актеры представляют различные народы Югославии — сербов, хорватов, словенцев и т. д. Такие актеры, как Л. Тадич, С. Жигон, М. Црнобори, Б. Плеша и другие, составляют гордость югославской сцены. Театр возглавляет Э. Фринци. Режиссером театра М. Беловичем поставлено более 60 спектаклей, в их числе «Дети солнца» Горького, «Клоп» Маяковского. Среди лучших в этом театре — спектакль «Откровение» (по роману современного югославского писателя Д. Чосича), пронизанный высокой гражданственностью. Заточенные фашистами в церковь жители сербского села воспринимаются как человеческий коллектив, которому пришлось держать перед жизнью ответ. Вот почему и спектакль приобретает какую-то общечеловеческую значимость, обобщенность. Каждого из жителей ждало одно и то же — приказ немца взорвать церковь и односельчан. За отказ — расстрел. Все они выдержали это испытание и погибли. Режиссеры спектакля М. Милошевич и П. Байчетич вместе с художником М. Щербаном доверились фантазии зрителя. На сцене ни разу не появился фашист, а место действия — церковь — представлено лишь частью лестницы с изображением святого Георгия, держащего меч. Но трагедия людей, насильственно лишенных свободы, обреченных на смерть, передана в спектакле чрезвычайно остро. Героическое и человечное на сцене югославского театра существуют в неразрывном единстве. Эта тема — одна из ведущих в жизни современного театрального искусства, независимо от общей направленности театра, независимо от того, мал или велик его коллектив. Болгарский театр связан многими нитями с русским и советским театром. Почти целое поколение режиссеров Болгарии получило образование в советских театральных институтах, прошло творческую школу советского театра. Софийский Народный театр носит имя замечательного болгарского писателя и драматурга Ивана Вазова (1850—1921), чьи произведения стали основой для развития национального искусства. Работа сегодняшнего болгарского театра самобытна. Саша Стоянов, пропагандист советской драматургии в Болгарии, Юлия Огнянова, Александр Беньяш, Бонн Дановский — лучшие современные режиссеры. Творческий поиск отличает многие театральные коллективы. Еще в годы монархо-фашистского режима (1923—1944), когда театр работал в очень тяжелых условиях, Дановский ставил пьесы советских авторов, прогрессивных авторов Германии — Б. Брехта и Э. Толлера. В самые трудные для болгарского народа годы Дановский был верным помощником Коммунистической партии Болгарии, борясь за утверждение социалистических идей средствами театра. Возглавив в 1958 г. вновь созданный Театр сатиры в Софии, Дановский беспощадно сражается со всем тем, что мешает еще человеку нового мира (комедия «Тайны» в соавторстве с П. Славинским). Осуществленная Дановским постановка «Карьеры Артуро Уи» Брехта — один из самых ярких спектаклей Болгарии. Венгерский театр, как и театры других стран социализма, участвует в строительстве социалистической культуры. Старейший в Венгрии Национальный театр в Будапеште, открытый еще в 1837 г., возглавили замечательный актер и режиссер Тамаш Майор и режиссер Э. Геллерт. Они поставили выдающиеся произведения отечественной и мировой классики, такие, как «Банк-бан» И. Катоны, «Егор Булычов и другие» Горького, «Ричард III» Шекспира, «Дымное небо» и «Пьяный дождь» И. Дарваша. В новых театрах («Вигсинхаз», Театр им. Мадача, Театр им. Йожефа и др.) сформировались замечательные творческие коллективы. Здесь раскрылись дарования режиссеров нового поколения—О. Адама, И. Казана, К. Казимира и других. Венгерское актерское искусство, отличающееся богатой эмоциональной выразительностью, заражает зрителей страстно и активно. Большой любовью народа пользуются актеры X. Гобби, М. Раткаи, Ф. Бешшеньеи, Э. Булла, К. Латабар, А. Месарош и другие. Миклош Габор — создатель многочисленных ролей на сцене Театра им. Мадача. В «Гамлете» он раскрыл венгерскому зрителю трагедию человека, который не может вести борьбу с окружающим жестоким и несправедливым миром оружием зла и лжи. В этом мужественная честность принца Датского, выступающего против подлости и несправедливости. Современники называют М. Габора лучшим Гамлетом в истории венгерской сцены. Обладая разносторонним дарованием, актер по-своему показал вдохновенного, романтического Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), беззаботного Хлестакова («Ревизор» Гоголя) и правдолюбца Власа («Дачники» Горького). Румынский театр со времени освобождения страны сформировался в богатый актерскими дарованиями большой театральный коллектив. Хотя в Румынии каждый театр старается обрести свой творческий облик, в румынском театре существует правило приглашать на ту или иную роль актера из другого коллектива. В Бухаресте за последние годы заняли ведущее положение четыре театра: им. Лучии Стурдзы-Буландры, которым руководит Л. Чулей, Национальный театр им. Й. Л. Караджале во главе с С. Александреску, театр «Комедия», который возглавил выдающийся румынский актер и режиссер Р. Белиган, и Малый театр во главе с Р. Пенчулеску. Характерные черты румынской актерской школы — открытая, острая манера исполнения, музыкальность и ритмичность. Сатирически-комедийная направленность румынского искусства ощущается не только в репертуаре, в характере творчества крупнейших мастеров сцены, но и в особой атмосфере веселости, задора и жизнерадостности на сцене. Румынские комедийные актеры Г. Бирлик, Р. Белиган, А. Джугару, Э. Годяну и другие чрезвычайно изобретательны в создании образов, смелы и щедры в подборе выразительных средств. Театр «Комедия» — один из самых молодых и популярных в Румынии — прославился спектаклями «Швейк во второй мировой войне» Б. Брехта, «Тень» Е. Шварца, «Моя подружка Пикс» Я. Талана, «Заведующий отделом душ» М. Миродана. «Берлинер ансамбль», работающий в Демократической Республике Германии,— один из самых интересных театров мира. Это — детище замечательного немецкого драматурга и театрального деятеля Бертольта Брехта, который вместе с актрисой Еленой Вейгель создал в 1949 г. в Берлине коллектив актеров, посвятивших свое искусство интересам человека нового, социалистического мира. Эмблема театра — «Голубь мира» французского художника Пикассо. И не случайно первым спектаклем «Берлинер ансамбля» стала антивоенная пьеса Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Этот спектакль был удостоен Национальной премии, а в 1954 г. на Всемирном театральном фестивале в Париже получил первую премию. Репертуар театра состоит главным образом из пьес его основателя. Кроме того, театр ставил «Мать» (по мотивам романа Горького), «Вассу Железнову» Горького, «Кремлевские куранты» Погодина, «Оптимистическую трагедию» Вишневского. Ведущие актеры «Берлинер ансамбля» — Е. Вейгель, Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люци другие — верны в своей работе сценическим принципам, открытым Брехтом в итоге его напряженных творческих поисков. Один из основных принципов Брехта получил наименование эффекта отчуждения. Он заключается в том, чтобы уметь представить зрителю хорошо знакомое, обыденное явление в ином виде — странным, непонятным, вызывающим на раздумье. Достигается эффект отчуждения самыми различными средствами: системой актерского мастерства, определенными режиссерскими приемами, оформлением, музыкой и т. д. Коллектив «Берлинер ансамбля» стоит на позициях активного привлечения зрителя к защите гуманизма, передовых идеалов человечества. За 20 лет в странах социалистического содружества сложилась разнообразная богатая драматургия, чутко откликающаяся на острые запросы времени. Ее создатели — талантливые драматурги Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики и среди них Б. Брехт, открывший новую веху в истории мировой драматургии. В искусстве каждой страны театр — чуткий выразитель перемен и духа времени. В европейских социалистических странах народ дождался своего театра. |
ПОИСК
Block title
|