.
Меню сайта
|
Художественное оформление спектакляХудожественное оформление спектакляТрудно себе представить спектакль без декораций, костюмов, освещения — без «одежды». Где бы ни были герои пьесы, куда бы ни бросала их судьба — в космос или на дно океана, в пустыню или в волшебный сад,— для постановки должны быть приготовлены декорации. Они не просто показывают место действия, но и создают определенное настроение, необходимое для более полного раскрытия смысла спектакля. Прежде всего эеудожник-постановщик пишет красками эскизы оформления будущего спектакля. Эскиз—это картина на листе бумаги или кусочке холста, т. е. на плоскости, в двух измерениях. Даже если действие на протяжении всего спектакля происходит в одном и том же месте, но. в разное время года или часы суток, необходимо сделать для дня один эскиз, для ночи — другой, для зимы — третий, а для лета — четвертый. Художник передает эскизы в макетную мастерскую, где по каждому будет изготовлен макет, т. е. модель, которая в определенном масштабе воспроизводит обстановку той или иной картины будущего спектакля. По этим макетам совершенно отчетливо видно, какие декорации и каким способом должны быть изготовлены, сколько их, где и как они располагаются в пространстве. Макет наглядно показывает ширину, глубину и высоту сценического пространства, определяет возможности для действия актеров и перемещения декораций. В художественно-производственных мастерских столяры, и плотники изготовляют по макетам мебель, лестницы, двери, дома, деревья. Бутафоры мастерят все те вещи, которые будут окружать героев пьесы, составлять неотъемлемую часть обстановки. Костюмеры и обувщики по эскизам шьют костюмы и обувь для персонажей будущего спектакля. Слесари и чеканщики «куют мечи булатные» и украшают их «камнями драгоценными». Декораторы пишут картины размером метров двадцать пять в длину и метров пятнадцать в высоту (с пятиэтажный дом). В мастерских театра есть и цех химической пропитки — чтобы не горели в случае пожара, материалы и декорации. Когда из мастерских декорации попадают на сцену, монтировщики-декораторы во главе с машинистом сцены производят их монтировку: декорации собирают, устанавливают на планшете, подвешивают, подгоняют, крепят, механизируют (см. ст. «Сцена»). Потом под руководством художника осветители устанавливают прожекторы, подбирают соответствующие светофильтры и регулируют интенсивность света. Поднимают луну, подвешивают звезды, наводят на горизонт облака, делают день или ночь, дождь или снег, восход солнца или зарево пожарищ... А когда артисты в костюмах и гриме выходят на сцену, осветители проверяют цветовые сочетания декораций и костюмов, освещаемость исполнителей. Так каждый работник театра стремится влить свой труд в труд других ради того, чтобы создать единое художественное целое — спектакль (см. ст. «Театр и его язык»). |
ПОИСК
Block title
|