. Художественное оформление спектакля
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Художественное оформление спектакля

Художественное оформление спектакля

Трудно себе представить спектакль без декораций, костюмов, освеще­ния — без «одежды».

Где бы ни были герои пьесы, куда бы ни бросала их судьба — в космос или на дно океана, в пустыню или в волшебный сад,— для постановки должны быть приготовлены декора­ции. Они не просто показывают место действия, но и создают определенное настроение, необходимое для более полного раскрытия смысла спектакля. Прежде всего эеудожник-постановщик пишет красками эскизы оформле­ния будущего спектакля. Эскиз—это картина на листе бумаги или кусочке холста, т. е. на плоскости, в двух измерениях. Даже если действие на протяжении всего спектакля проис­ходит в одном и том же месте, но. в разное время года или часы суток, необходимо сделать для дня один эс­киз, для ночи — другой, для зимы — третий, а для лета — четвертый.

Художник передает эскизы в макет­ную мастерскую, где по каждому будет изготовлен макет, т. е. модель, которая в определенном масштабе воспроизводит обстановку той или иной картины будущего спектакля. По этим макетам совершенно отчет­ливо видно, какие декорации и каким способом должны быть изготовлены, сколько их, где и как они располага­ются в пространстве. Макет наглядно показывает ширину, глубину и высо­ту сценического пространства, опре­деляет возможности для действия актеров и перемещения декораций.

В художественно-производствен­ных мастерских столяры, и плотники изготовляют по макетам мебель, лест­ницы, двери, дома, деревья. Бута­форы мастерят все те вещи, которые будут окружать героев пьесы, состав­лять неотъемлемую часть обстановки. Костюмеры и обувщики по эскизам шьют костюмы и обувь для персонажей будущего спектакля.

Слесари и чеканщики «куют мечи булатные» и украшают их «камнями драгоцен­ными». Декораторы пишут картины размером метров двадцать пять в дли­ну и метров пятнадцать в высоту (с пятиэтажный дом). В мастерских театра есть и цех химической пропит­ки — чтобы не горели в случае пожара, материалы и декорации.

Когда из мастерских декорации попадают на сцену, монтировщики-декораторы во главе с машинистом сцены производят их монтировку: де­корации собирают, устанавливают на планшете, подвешивают, подгоняют, крепят, механизируют (см. ст. «Сце­на»). Потом под руководством ху­дожника осветители устанавливают прожекторы, подбирают соответствую­щие светофильтры и регулируют интен­сивность света. Поднимают луну, под­вешивают звезды, наводят на гори­зонт облака, делают день или ночь, дождь или снег, восход солнца или зарево пожарищ... А когда артисты в костюмах и гриме выходят на сцену, осветители проверяют цветовые соче­тания декораций и костюмов, освещаемость исполнителей.

Так каждый работник театра стре­мится влить свой труд в труд других ради того, чтобы создать единое худо­жественное целое — спектакль (см. ст. «Театр и его язык»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ