. Театр капиталистических стран в XX в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Театр капиталистических стран в XX в.

Театр капиталистических стран в XX в.

Если вехами театральной истории прошлого были периоды деятельности великих актеров, то в наше время история театра это летопись открытий великих режиссеров.

Теперь, более чем когда-либо раньше, теат­ральное зрелище приобрело цельность. Ре­жиссер — творец и организатор спектакля — подчиняет единому замыслу все выразительные средства, какими располагает сцена (см. ст. «Театр и его язык»). Актер становится едино­мышленником режиссера и исполнителем его замысла.

Если раньше перемены в театральном ис­кусстве происходили редко и совершались мед­ленно, то в XX в. можно наблюдать множество театральных новшеств, возникающих то одно­временно, то друг за другом.

В театральном искусстве первой трети XX в. продолжалась борьба двух направлений, кото­рые зародились в прошлом столетии.

Одно направление XIX в. исходило из прин­ципа подражания действительности. По мысли сторонников реализма и натура­лизма, театр переносит жизнь прямо на сце­ну. Перед зрителями «коробка», четвертая стена которой как бы снята, и они заглядывают в чью-то жизнь с ее комедиями и трагедиями. На сцене воспроизведены все внешние признаки действительности: обстановка действия, костю­мы, манеры, речевые особенности людей. Это направление театра разработало особенно глу­бокие приемы в воспроизведении душевной жизни персонажей. Грань между жизнью и сценой в реалистическом и натуралистическом театре стиралась. Этим принципам следовало тогда большинство театров.

Новое направление, возникшее в последнее десятилетие прошлого века, исходило из того, что правдоподобная копия действительности в театре не нужна. Зритель все равно знает, что перед ним не жизнь, а сцена,— ведь всякое искусство условно. Вот почему нужно не под­ражать реальности, а создать на сцене свою условную театральную реальность, свой поэ­тический театр, противостоящий теат­ру прозаических будней, характерных для на­туралистической драматургии и сцены.

В 1890 г. во Франции, в Париже, поэт-символист П. Фор открыл «Художественный театр», просуществовавший всего около трех лет. Один из его участников, О. Люнье-По, ор­ганизовал в 1893 г. театр «Творчество», с переменными успехами действовавший больше 35 лет (до 1929 г.).

Оба театра утверждали условность театраль­ного искусства. Вначале это течение было тес­нее всего связано с драматургией символистов. Театры ставили пьесы М. Метерлинка, символи­ческие драмы Г. Ибсена, древнеиндийские пьесы Калидасы. Впоследствии Люнье-По включил в репертуар пьесы Р. Роллана и «На дне» М. Горького.

Борьбой против натурализма был вдохнов­лен и режиссер Жак Копо (1879—1949). Откры­тый им в 1913 г. в Париже театр «Вьё-Коломбье» («Старая голубятня») существует и поныне. Копо также стремился возродить на сцене поэ­зию и яркую театральность. Он ставил пьесы Шекспира и своих современников — француз­ских символистов, осуществил инсценировку «Братьев Карамазовых» Достоевского. Копо разнообразил сценические приемы, подражал то средневековому, то балаганному театру, то новейшим течениям искусства, упрощая сцени­ческое убранство, пользуясь минимумом декораций.

Линию театрального новаторства продол­жали во Франции актер и режиссер Луи Жуве (18S7—1951), который сначала работал в «Ста­рой голубятне», а затем возглавил свою труппу, и Шарль Дюллен (1885—1949), тоже один из последователей Копо, руководивший театром «Ателье» (1922—1940). Классические пьесы и современные драмы ставились на основе прие­мов новейшей режиссуры и с декорациями со­временных художников.

Но в реалистической ветви сценического искусства были деятели, движимые духом под­линного творчества. Во Франции Фирмен Жемье (1869—1933), актер и режиссер, впервые создал Национальный народный театр (Театр насиональ попюлер — ТНП) в 1920 г. Этот те­атр ставил шедевры мировой драмы — от античности до начала XX в. Во французской драматургии XX в. особенно значительны такие авторы, как Ж. Жироду, Ж. Ануй и другие.

К сочетанию элементов традиционного и условного в театре стремился режиссер и актер Жан Вилар (р. 1912), возглавлявший Нацио­нальный народный театр с 1951 по 1963 г.

Во всем мире прославлены имена актеров Франции XX в. Ж. Л. Барро, Ж. Ионнеля, Л. Сенье, М. Казарес, М. Робинсон, Д. Сорано, Д. Даррье.

В Германии новатором сцены был великий режиссер Макс Рейнхардт (1873—1943). Стре­мясь сохранить психологическую правду обра­зов, Рёйнхардт вместе с тем смело экспериментировал. Прибегая к смешению разных стилей, он стремился к тому, чтобы театр оказывал воз­действие не только значительностью содержа­ния пьес, но и яркой театральностью их сцени­ческого воплощения. Он мог с большой глуби­ной вскрыть психологию героев таких траги­ческих произведений, как «Гамлет» или «Живой труп», создать картину карнавального веселья в комедиях Шекспира. Возрождая монумен­тальный стиль античного театра, Рёйнхардт ставил «Царя Эдипа» в цирке, уделяя особое внимание массовым сценам с участием хора.

В годы после первой мировой войны на немецкой сцене возникает экспрессио­нистский спектакль, для которого харак­терны условность и схематичность сцениче­ских образов, отказ от конкретных признаков быта в костюмах и декорациях. Экспрессио­нистская техника в сочетании с революцион­ной критикой капитализма составляла основу «политического театра», созданного режис­сером Эрвином Пискатором (1893—1965).

Из этого течения возникла и режиссерская система Бертольта Брехта (1898—1956), наибо­лее значительного немецкого драматурга на­шего времени, крупнейшего мастера социали­стического театрального искусства в Европе (см. ст. «Театр стран социализма»). По Брехту, задача театра не в том, чтобы возбуждать эмо­ции, а в том, чтобы будить мысль зрителя. Условности театрального искусства должны слу­жить воспитанию в зрителях активного отно­шения к миру, привлечь их к перестройке жиз­ни в соответствии с принципами коммунизма. Театр Германии в XX в. дал таких замечатель­ных актеров, как Э. Яннингс, А. Вассерман, С. Моисеи, Э. Буш.

В Англии наиболее решительным новатором был режиссер Гордон Крэг (1872 —1966). Вслед за швейцарским режиссером Адольфом Аппиа (1862—1928) он стремился к тому, чтобы идея пьесы, ее настроение получили внешнее выра­жение в декорациях, представлявших собой яркие декоративные полотна, символические по своему характеру. Крэг придумал прием — играть спектакль на сцене, завешанной черны­ми полотнищами. Но он редко получал возмож­ность осуществлять свои идеи в театре. Практи­чески больше сделал Харли Гренвилл-Баркер (1877 —1946) в руководимом им театре «Корт» (1904—1907), где он создал постановки пьес Шекспира в современном стиле и поставил ряд социальных драм. С большим успехом ставил он комедии Шоу. После первой мировой войны русский режиссер Федор Комиссаржевский познакомил англичан с режиссерскими мето­дами русского театра.

Долго стоявший в стороне от театральных исканий Европы театр США в годы первой мировой войны обнаруживает первые робкие признаки обновления. Труппы «Провинстаун плейере» (1916—1929) и «Вашингтон Сквер плейере» (1915—1918) положили этому начало.

«Гилд-тиэтр» (основан в 1919 г.), «Групп-тиэтр» (1931—1941) и некоторые другие коллек­тивы, включая театр «Феникс», существующий ныне в Нью-Йорке, стремились создать в США систему театров с постоянными труппами, как в Европе. Но и поныне в США для каждого спектакля заново создается труппа, которая распадается, едва пьеса сходит со сцены. Среди лучших актеров страны — К. Корнелл, А. Лант, Л. Фонтанн, М. Карновски, О. Уэллес, П. Робсон и другие.

В обновлении американского театра боль­шую роль сыграл драматург Ю. О'Нил, создав­ший своеобразные пьесы из американской жиз­ни в реалистической манере и с применением некоторых условных приемов.

В США в 30-е годы возникла драматургия острого социального содержания (пьесы Л. Хелман, К. Одетса и др.), а после второй мировой войны выдвинулись драматурги А. Миллер, Т. Уильяме.

Система временных театров существует и в Англии, но там есть и постоянные театры — На­циональный, Королевский Шекспировский и др.

В Англии за последнее десятилетие появился ряд интересных драматургов, пишущих пьесы о неустроенности современной жизни (Д. Осборн, А. Уэскер, Ш. Дилэни и др.). Ведущие актеры страны — С. Торндайк, Э. Эванс, П. Эшкрофт, Д. Гилгуд, М. Редгрев, Л. Оливье, П. Скофилд.

Театральная жизнь капиталистических стран зависит от частного предпринимательства. Государственных театров мало. В репертуаре царит засилие мещанских вкусов. Поиски и эксперименты осуществляются преимуществен­но в маленьких студийных театрах со зритель­ными залами на 100—200 мест.

Главное в современном театре определяется деятельностью выдающихся режиссеров, но вместе с тем есть и блестящие достижения в об­ласти актерского искусства. К названным выше именам следует добавить имена мастеров италь­янской сцены — А. Маньяни, В. Гасмана, ак­тера и драматурга Э. Де Филиппе.

Современный театр, творчески перерабаты­вая традиции прошлого, движется вперед; все новые неисчерпаемые возможности открываются в этом старейшем и вечно молодом искусстве.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ