.
Меню сайта
|
Театр капиталистических стран в XX в.Театр капиталистических стран в XX в.Если вехами театральной истории прошлого были периоды деятельности великих актеров, то в наше время история театра — это летопись открытий великих режиссеров. Теперь, более чем когда-либо раньше, театральное зрелище приобрело цельность. Режиссер — творец и организатор спектакля — подчиняет единому замыслу все выразительные средства, какими располагает сцена (см. ст. «Театр и его язык»). Актер становится единомышленником режиссера и исполнителем его замысла. Если раньше перемены в театральном искусстве происходили редко и совершались медленно, то в XX в. можно наблюдать множество театральных новшеств, возникающих то одновременно, то друг за другом. В театральном искусстве первой трети XX в. продолжалась борьба двух направлений, которые зародились в прошлом столетии. Одно направление XIX в. исходило из принципа подражания действительности. По мысли сторонников реализма и натурализма, театр переносит жизнь прямо на сцену. Перед зрителями «коробка», четвертая стена которой как бы снята, и они заглядывают в чью-то жизнь с ее комедиями и трагедиями. На сцене воспроизведены все внешние признаки действительности: обстановка действия, костюмы, манеры, речевые особенности людей. Это направление театра разработало особенно глубокие приемы в воспроизведении душевной жизни персонажей. Грань между жизнью и сценой в реалистическом и натуралистическом театре стиралась. Этим принципам следовало тогда большинство театров. Новое направление, возникшее в последнее десятилетие прошлого века, исходило из того, что правдоподобная копия действительности в театре не нужна. Зритель все равно знает, что перед ним не жизнь, а сцена,— ведь всякое искусство условно. Вот почему нужно не подражать реальности, а создать на сцене свою условную театральную реальность, свой поэтический театр, противостоящий театру прозаических будней, характерных для натуралистической драматургии и сцены. В 1890 г. во Франции, в Париже, поэт-символист П. Фор открыл «Художественный театр», просуществовавший всего около трех лет. Один из его участников, О. Люнье-По, организовал в 1893 г. театр «Творчество», с переменными успехами действовавший больше 35 лет (до 1929 г.). Оба театра утверждали условность театрального искусства. Вначале это течение было теснее всего связано с драматургией символистов. Театры ставили пьесы М. Метерлинка, символические драмы Г. Ибсена, древнеиндийские пьесы Калидасы. Впоследствии Люнье-По включил в репертуар пьесы Р. Роллана и «На дне» М. Горького. Борьбой против натурализма был вдохновлен и режиссер Жак Копо (1879—1949). Открытый им в 1913 г. в Париже театр «Вьё-Коломбье» («Старая голубятня») существует и поныне. Копо также стремился возродить на сцене поэзию и яркую театральность. Он ставил пьесы Шекспира и своих современников — французских символистов, осуществил инсценировку «Братьев Карамазовых» Достоевского. Копо разнообразил сценические приемы, подражал то средневековому, то балаганному театру, то новейшим течениям искусства, упрощая сценическое убранство, пользуясь минимумом декораций. Линию театрального новаторства продолжали во Франции актер и режиссер Луи Жуве (18S7—1951), который сначала работал в «Старой голубятне», а затем возглавил свою труппу, и Шарль Дюллен (1885—1949), тоже один из последователей Копо, руководивший театром «Ателье» (1922—1940). Классические пьесы и современные драмы ставились на основе приемов новейшей режиссуры и с декорациями современных художников. Но в реалистической ветви сценического искусства были деятели, движимые духом подлинного творчества. Во Франции Фирмен Жемье (1869—1933), актер и режиссер, впервые создал Национальный народный театр (Театр насиональ попюлер — ТНП) в 1920 г. Этот театр ставил шедевры мировой драмы — от античности до начала XX в. Во французской драматургии XX в. особенно значительны такие авторы, как Ж. Жироду, Ж. Ануй и другие. К сочетанию элементов традиционного и условного в театре стремился режиссер и актер Жан Вилар (р. 1912), возглавлявший Национальный народный театр с 1951 по 1963 г. Во всем мире прославлены имена актеров Франции XX в. Ж. Л. Барро, Ж. Ионнеля, Л. Сенье, М. Казарес, М. Робинсон, Д. Сорано, Д. Даррье. В Германии новатором сцены был великий режиссер Макс Рейнхардт (1873—1943). Стремясь сохранить психологическую правду образов, Рёйнхардт вместе с тем смело экспериментировал. Прибегая к смешению разных стилей, он стремился к тому, чтобы театр оказывал воздействие не только значительностью содержания пьес, но и яркой театральностью их сценического воплощения. Он мог с большой глубиной вскрыть психологию героев таких трагических произведений, как «Гамлет» или «Живой труп», создать картину карнавального веселья в комедиях Шекспира. Возрождая монументальный стиль античного театра, Рёйнхардт ставил «Царя Эдипа» в цирке, уделяя особое внимание массовым сценам с участием хора. В годы после первой мировой войны на немецкой сцене возникает экспрессионистский спектакль, для которого характерны условность и схематичность сценических образов, отказ от конкретных признаков быта в костюмах и декорациях. Экспрессионистская техника в сочетании с революционной критикой капитализма составляла основу «политического театра», созданного режиссером Эрвином Пискатором (1893—1965). Из этого течения возникла и режиссерская система Бертольта Брехта (1898—1956), наиболее значительного немецкого драматурга нашего времени, крупнейшего мастера социалистического театрального искусства в Европе (см. ст. «Театр стран социализма»). По Брехту, задача театра не в том, чтобы возбуждать эмоции, а в том, чтобы будить мысль зрителя. Условности театрального искусства должны служить воспитанию в зрителях активного отношения к миру, привлечь их к перестройке жизни в соответствии с принципами коммунизма. Театр Германии в XX в. дал таких замечательных актеров, как Э. Яннингс, А. Вассерман, С. Моисеи, Э. Буш. В Англии наиболее решительным новатором был режиссер Гордон Крэг (1872 —1966). Вслед за швейцарским режиссером Адольфом Аппиа (1862—1928) он стремился к тому, чтобы идея пьесы, ее настроение получили внешнее выражение в декорациях, представлявших собой яркие декоративные полотна, символические по своему характеру. Крэг придумал прием — играть спектакль на сцене, завешанной черными полотнищами. Но он редко получал возможность осуществлять свои идеи в театре. Практически больше сделал Харли Гренвилл-Баркер (1877 —1946) в руководимом им театре «Корт» (1904—1907), где он создал постановки пьес Шекспира в современном стиле и поставил ряд социальных драм. С большим успехом ставил он комедии Шоу. После первой мировой войны русский режиссер Федор Комиссаржевский познакомил англичан с режиссерскими методами русского театра. Долго стоявший в стороне от театральных исканий Европы театр США в годы первой мировой войны обнаруживает первые робкие признаки обновления. Труппы «Провинстаун плейере» (1916—1929) и «Вашингтон Сквер плейере» (1915—1918) положили этому начало. «Гилд-тиэтр» (основан в 1919 г.), «Групп-тиэтр» (1931—1941) и некоторые другие коллективы, включая театр «Феникс», существующий ныне в Нью-Йорке, стремились создать в США систему театров с постоянными труппами, как в Европе. Но и поныне в США для каждого спектакля заново создается труппа, которая распадается, едва пьеса сходит со сцены. Среди лучших актеров страны — К. Корнелл, А. Лант, Л. Фонтанн, М. Карновски, О. Уэллес, П. Робсон и другие. В обновлении американского театра большую роль сыграл драматург Ю. О'Нил, создавший своеобразные пьесы из американской жизни в реалистической манере и с применением некоторых условных приемов. В США в 30-е годы возникла драматургия острого социального содержания (пьесы Л. Хелман, К. Одетса и др.), а после второй мировой войны выдвинулись драматурги А. Миллер, Т. Уильяме. Система временных театров существует и в Англии, но там есть и постоянные театры — Национальный, Королевский Шекспировский и др. В Англии за последнее десятилетие появился ряд интересных драматургов, пишущих пьесы о неустроенности современной жизни (Д. Осборн, А. Уэскер, Ш. Дилэни и др.). Ведущие актеры страны — С. Торндайк, Э. Эванс, П. Эшкрофт, Д. Гилгуд, М. Редгрев, Л. Оливье, П. Скофилд. Театральная жизнь капиталистических стран зависит от частного предпринимательства. Государственных театров мало. В репертуаре царит засилие мещанских вкусов. Поиски и эксперименты осуществляются преимущественно в маленьких студийных театрах со зрительными залами на 100—200 мест. Главное в современном театре определяется деятельностью выдающихся режиссеров, но вместе с тем есть и блестящие достижения в области актерского искусства. К названным выше именам следует добавить имена мастеров итальянской сцены — А. Маньяни, В. Гасмана, актера и драматурга Э. Де Филиппе. Современный театр, творчески перерабатывая традиции прошлого, движется вперед; все новые неисчерпаемые возможности открываются в этом старейшем и вечно молодом искусстве. |
ПОИСК
Block title
|