.
Меню сайта
|
Театр XIX в.Театр XIX в.Необычайное богатство творческих дарований и национальных сценических традиций, возникновение режиссуры как искусства — характерные черты западноевропейского театра XIX в. Еще на грани XVIII и XIX вв. в Германии великий писатель Гёте (см. т. 11 ДЭ, ст. «Иоганн Вольфганг Гёте») возглавил Веймарский придворный театр и создавал там спектакли, в которых все: и актерская игра, и музыка, и декорации — было подчинено единой художественной задаче. Вскоре Гёте пригласил в Веймар своего друга Шиллера (см. т. 11 ДЭ, ст. «Фридрих Шиллер»), который для этого театра написал все свои последние пьесы и вместе с Гёте руководил их постановкой. Они хотели театра поэтического и героического, но мечты о человеке будущего были так неясны, утопичны, а жизнь немецких бюргеров — мещан столь прозаична, ничтожна, что в искусстве актеров Веймарского театра оказалось мало жизненно правдивых черт. И все-таки веймарский классицизм — важный этап развития театра, потому что там рождалось искусство режиссуры. К началу XIX в. европейский театр растерял многие свои ценные завоевания. Повсюду в театрах для высшего общества вновь воцарилось величественное, но холодное искусство классицизма, утратившего после французской революции 1789—1794 гг. страстную гражданственность. Театр как бы прославлял разумность, устойчивость буржуазного строя. Напуганные французской революцией, правители всех стран повели борьбу против народных театров, боясь воздействия на зрителя звучащих со сцены смелых, благородных слов о свободе, о правах человека. Во Франции революционный «Декрет о свободе театров» отменили, большинство театров в Париже закрыли. Только «Комеди Франсез» разрешалось играть литературную драму и составлявшие гордость Франции пьесы Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше и других. Четыре театра для «черни» — «Водевиль», «Варьете», «Амбигю Комик» и «Гете» — довольствовались пантомимами, феериями, развлекательными водевилями или кровавыми приключенческими пьесами — мелодрамами. Театры для народа должны были только забавлять его, отвлекать от борьбы или убеждать в справедливости правителей и господ. За исполнением этих правил неусыпно следила полиция. В Англии монопольные права играть литературную драму — Шекспира, Бена Джонсона, Шеридана — до 1843 г. принадлежали только двум театрам в Лондоне — «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». «ТЕАТР НАКАЗУЕТ ТЫСЯЧИ ПОРОКОВ, ОСТАВЛЯЕМЫХ СУДОМ БЕЗ НАКАЗАНИЯ, И РЕКОМЕНДУЕТ ТЫСЯЧИ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, О КОТОРЫХ УМАЛЧИВАЕТ ЗАКОН». Ф. ШИЛЛЕР В раздробленной на мелкие княжества Германии было множество придворных театров, где шли главным образом бездарные пьесы, прославлявшие династии правителей. А остальными театрами командовала полиция. Чтобы открыть театр, надо было получить от нее «свидетельство о благонадежности». Однако всюду, где начиналась борьба против угнетения, возникал и театр — трибуна этой борьбы. В 1808 г. в огне борьбы против интервенции Наполеона обрел силу испанский театр. Замечательный актер Исидоро Майкес (1768—1820) возродил великие национальные традиции театра «золотого века», его гордое вольнолюбие, горячий патриотизм, нетерпимость к насилию (см. ст. «Театр эпохи Возрождения»). Одним из главных направлений искусства XIX в. стал романтизм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Романтизм и реализм в литературе XIX в.»). Не везде он был революционным. К романтизму примкнули все писатели и художники, кто был разочарован результатами французской революции, приведшей к победе капиталистического строя. Некоторые драматурги-романтики изображали в пьесах феодальное прошлое как прекрасное время добрых господ и счастливых подданных, послушных богу, королю и своему феодальному сеньору. Но в театре гораздо сильнее проявился демократический, бурно протестующий, устремленный в будущее романтизм. Театр впитывал дыхание революционных бурь. Трагические и мятежные герои романтических драм Гюго, Байрона, Шелли, Никколини, Словацкого, Катоны, Тыла и многих других были прекрасны в своем гневном порыве, готовности к борьбе (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Зарубежная литература»). Поколение замечательных актеров воплотило этот дух протеста, породивший необычайную силу воздействия театра на зрителей. Мятущееся, вдохновенное, неистовое в своей мощи искусство английского актера Эдмунда Кина (1787 — 1833) выражало ненависть к насилию и угнетению и прославляло несломленную гордость человека (см. ст. «Эдмунд Кин»). Скорбное, часто наполненное трагическим отчаянием творчество великого немецкого актера-романтика Людвига Девриента (1784— 1832) звало на борьбу с обывательской приниженностью, с тупой мещанской покорностью. В первой половине XIX в. на одном только бульваре Тампль в Париже был расположен десяток больших и малых театров. Здесь каждый вечер шли мелодрамы, в которых негодяи преследовали честных героев и совершали множество ужасных злодеяний. Здесь до упаду хохотали на спектаклях водевилей, пантомимы. И здесь же нередко шли пьесы, резко критиковавшие правителей, полные глубокого сочувствия к труженикам. Это был центр демократической театральной культуры Франции. В этих театрах играли для народа. Искусство актеров французских демократических театров Фредерика-Леметра (1800—1876; см. ст. «Фредерик-Леметр»), Мари Дорваль (1798—1849), Пьера Бокажа (1799—1862) и других было отмечено глубокой поэзией, человечностью, поднималось до страстной защиты народа, до гневного обличения буржуазной жизни, где все подчинено наживе. С проникновенной силой играла Мари Дорваль женщин из народа и героинь, борющихся за свою любовь, за близких людей, за право на счастье. Одним из чудесных ее созданий была героиня драмы Гюго Марион Делорм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Виктор Гюго»). За десятилетие перед революцией 1848 г. Элиза Рашель (1821 —1858) возродила героические традиции классицизма, вместе с тем восприняв пламенность, страстную искренность романтических актеров (см. ст. «Элиза Рашель»). Самое прекрасное и вдохновенное выражение ее искусства —«Марсельеза», которую она читала со сцены в дни революции. В Италии, где в течение многих десятилетий шла борьба против австрийского владычества, появилось поколение драматургов и актеров, которые были не только театральными деятелями, но и бойцами, революционерами-карбонариями. Здесь родилось политически страстное, героическое искусство итальянских актеров Густаво Модена (1803—1861) и Аделаиды Ристори (1822—1906). В борьбе за национальную независимость складывался театр и в тех странах Европы, где долгое время захватчики препятствовали развитию национальной культуры. Венгерский народ сохранил в памяти вдохновенный образ актера Габора Эгрешши (1808— 1866), который в дни революции 1848 г. читал на площади Будапешта перед огромной толпой народа гимн венгерской революции — «Национальную песнь» Ш. Петефи. Искусство романтических актеров необычайно обогатило театр. Романтики принесли на сцену свободную, текучую, всегда разнообразную речь, взволнованный выразительный жест. Теперь они играли не одних только королей да вельмож, но и ремесленников, купцов, крестьян, рабочих, чиновников. Желание правдиво передать бурные, противоречивые страсти, напряженную, бьющуюся над сложными вопросами мысль и показать на сцене неповторимое своеобразие каждого человека — все это сообщало игре актеров романтического театра глубокую искренность. Теперь главным становится требование перевоплощения, т. е. воссоздания на сцене живого человека, с его особенным характером и присущим ему поведением. Романтический театр во многом подготовил сценический реализм. Великие романтические актеры создавали порой замечательные реалистические образы. Таким был образ хищника-буржуа, созданный великолепным артистом Фредериком-Леметром в комедии «Робер Макер», одним из авторов которой был и он (см. ст. «Фредерик-Леметр»). В первой половине XIX в. расцвело и реалистическое искусство замечательного немецкого мастера Карла Зейдельмана (1793—1843), любимого актера К. Маркса. Играя Мефистофеля в «Фаусте» или Карлоса в «Клавиго» Гёте, Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Маринелли в «Эмилии Галотти» Лессинга, он поражал острым умом, художественной смелостью, силой художественных обобщений. После поражения революции 1848—1849 гг. со сцены надолго изгоняется всякая свободная, протестующая мысль. В репертуаре снова главное место занимает драматургия, восхваляющая буржуазный образ жизни. На творчестве многих актеров заметно сказался отрыв театра от большой литературы, от передовых идей эпохи. И все-таки выдающиеся актеры продолжали нести в своем искусстве светлые идеалы человечности, искать могучие характеры и высокие примеры гуманизма в творчестве Шекспира, Шиллера, Гёте, Мольера. Крупнейшие актеры второй половины XIX в.— великие трагики итальянского театра Эрнесто Росси (1827—1896; см. ст. «Эрнесто Росси») и Томмазо Сальвини (1829 —1915; см. ст. «Томмазо Сальвини») покоряли зрителей психологической глубиной, правдой, огромной силой чувства. Они играли главным образом в пьесах Шекспира. Искусство их впитало дух вековой борьбы итальянского народа за свое освобождение, но оно было далеко от буржуазной повседневности. Другие мастера реалистического театра прежде всего стремились к жизненной достоверности своей игры и своих героев. Например, французский актер Эдмон Го (1822-1901), играя промышленников, финансистов в современной драме или в сатирических комедиях Мольера, Лесажа, раскрывал хищническое своекорыстие буржуа, давая точный социально-психологический портрет. Французский актер Бенуа Коклен (1841 —1909) принес на сцену жизнерадостность, живую наблюдательность, умение сочетать остроумие с поэтичностью. Образы, создаваемые румынским актером Матеем Милло (1814—1896), были остросатиричными, обличительными: он поднимался до политической карикатуры на правящие круги. Многие крупные мастера европейской сцены, хотя и совсем разные по творческим целям и интересам — романтики и реалисты, — были схожи в одном: они стремились к художественной целостности спектакля. Немецкий режиссер Генрих Лаубе (1806—1884) добивался этого, серьезно работая с актерами, кропотливо разрабатывая тончайшие оттенки речевой интонации (это называли «словесной режиссурой»). Англичанин Чарлз Кин (1811 —1868) стремился со всеми деталями восстановить на сцене историческую архитектуру, утварь, одежду. Немец Франц Дингельштедт (1814—1881) ставил пышные «постановочные» зрелищные спектакли. Всем этим исканиям подвел итог Мейнингенский театр в Германии. Режиссер этого театра Людвиг Кронек (1837—1891) стремился добиться ансамблевости в постановке пьес, т. е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тщательной продуманности световых и звуковых эффектов и пр. Массовые сцены — «массовки» — у него были живые, текучие, разнообразные. «Юлий Цезарь» Шекспира — первый спектакль, который мейнингенцы вывезли на гастроли в 1874 г. в Берлин. Семь лет вся труппа изучала историю Древнего Рима, эпоху Юлия Цезаря, актеры учились носить костюмы, ходить, двигаться в них. Спектакль поражал живописностью и жизненностью массовых сцен, исторической верностью деталей, художественной цельностью. Театр гастролировал с 1874 по 1890 г. во многих странах Европы. Дважды приезжал он и в Россию (1885, 1890). Мейнингенцам принадлежит большая заслуга в развитии режиссерского искусства. Зачинателями режиссерского театра XX в. были Андре Антуан (1858—1943) и Отто Брам (1856—1912). Антуан создал в Париже в 1887 г. «Свободный театр» — полузакрытый, студийный, посещать который могли только зрители, купившие абонементы. В Германии возник «Свободный театр» Отто Брама, в Англии — «Независимый театр», где шли первые пьесы Шоу. Все эти театры включали в свой репертуар новую драматургию Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Бьернсона, Л. Толстого, боролись за правдивый показ современной жизни, за настоящий ансамбль. Они выступали против изжившего себя старого искусства, против декламационности, нелепой условности, штампов. Они не избежали увлечения натурализмом, т. е. иной раз воспроизводили на сцене «кусок жизни» с ненужной фотографической точностью, уходя от стремления раскрыть типические черты действительности, от больших вопросов и мыслей. И все же эти театры знаменовали новый этап в развитии европейской театральной культуры. |
ПОИСК
Block title
|