.
Меню сайта
|
Театр французской революцииТеатр французской революцииВ ходе французской буржуазной революции конца XVIII в. изменился и театр. 13 января 1791 г. Учредительное собрание приняло закон о свободе театров. Это значило, что рухнула театральная монополия: теперь любой театр имел право ставить то, что хотел. Переменилось все и в «Комеди Франсез», и в первую очередь публика. В зале театра люди ждали такого же громового красноречия, такого же горячего призыва к разуму, чувствам, как и в революционных клубах, и так же считали себя вправе откликаться на монологи актеров взрывами восторга или негодующим свистом. «Комеди Франсез» больше не было — теперь был Театр Нации. Это новое название театр принял, чтобы подчеркнуть свою преданность революции. Большая часть труппы, которую называли «черной эскадрой», была против революции, поэтому революционные актеры — «красная эскадра» — сразу после закона о свободе театра ушли из Театра Нации и основали собственный театр — Театр Республики. Во главе его встал великий актер Франсуа Жозеф Тальма (1763—1826) — создатель революционного классицизма. Тальма был прекрасен и величав, играя античных героев в тунике, заменившей условный «римский» костюм. Его жесты отличались отточенностью и скульптурностью. Он обращался не к литературному вкусу, а к разуму и эмоциям. Зрителя он звал за собой — и был ему удивительно понятен и близок. Когда же Тальма играл роли не античные, он прибегал к историческому костюму и портретному гриму. Тальма стремился к историчности и достоверности. Этим он подготовил многие достижения романтизма в театре. Театр, возглавляемый Тальма, стал театром революции. Все самые революционные пьесы шли здесь. Обе труппы старейшего театра Франции соединились только тогда, когда революция фактически завершилась. Если театр приблизился к революционному клубу, то народные демонстрации, напротив, театрализовались. Раньше театры избегали массовых сцен, теперь ими увлекались. Раньше объемная декорация составляла исключение, но вскоре ей суждено было стать необходимой. Прежде современные манеры и нравы считались запретными для классицистического театра высоких страстей, теперь же для них открывалась дорога. Людям, совершившим революцию, хотелось казаться римскими героями. Они словно стеснялись своего обыкновенного облика. Этот исторический маскарад, эти римские маски скрывали под собой истинно народные и современные страсти. Но романтики, начавшие поколением позже борьбу против классицизма на сцене, не всегда понимали, как помогли будущей победе романтизма революционные классицисты. |
ПОИСК
Block title
|