.
Меню сайта
|
Театры Парижа и Лондона XVII-XVIII вв.Театры Парижа и Лондона XVII-XVIII вв.Житель Лондона и Парижа порой оказывается сегодня на спектакле в том же самом здании, где когда-то актеры выступали перед господами в пудреных париках и расшитых камзолах. Если бы сегодняшний зритель перенесся в XVIII в. в зал театра «Комеди Франсез» (театра французской комедии), основанного в 1680 г., то его поразило бы многое. ...Перед сценой на паркетном полу стоят отгороженные от зала перильцами стулья и пюпитры для музыкантов, затем еще три ряда кресел» а потом паркет обрывается,— и на простом дощатом полу нет ни скамей, ни стульев. Пусты и семь широких ступеней амфитеатра. И так же пуста сцена. Ее можно видеть всю — она без занавеса, у нее есть кулисы, но не видно никаких декораций. Кончается сцена рисованным задником. Иногда на сцене публики набивается столько, что актерам приходится проталкиваться на авансцену. Хорошо, что на сцене актерам не нужно много места. Ведь движутся они медленно, с достоинством, никогда не отворачиваясь от публики. Жесты их красивы, отточенны, голоса звучны и поставлены, как у оперных певцов, походка балетная. Мужчины все как на подбор — красавцы огромного роста. Одеты они в парчовые панцири и странные юбочки под не менее странным названием «тоннеле» — «бочонок». На головах актеров — огромные парики и римские шлемы, на ногах — красные сапоги. Актрисы кажутся рядом с ними небольшими и хрупкими, но при сравнении со зрительницами сразу видно, как они величавы, выразительны, высоки. Это — классицистический театр XVII—XVIII вв., его актеры и актрисы. Но постепенно, незаметно сцена менялась и менялись актеры. «МЫ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ СЛУЖАТ ВСЕНАРОДНОЙ ШКОЛОЙ». К. ГОЦЦИ В начале XVIII в. одним из ведущих актеров театра «Комеди Франсез» стал ученик Мольера— Мишель Барон (1653—1729; см. ст. «Жан Батист Мольер»). Он начал проводить свою реформу театра, и классицистическая манера игры стала ближе к правде. Люди, которых изображал на сцене Барон, были живее, человечнее, чем прежде. Они уже не декламировали, а говорили,— более подчеркнуто и выразительно, конечно, чем говорят актеры сейчас, но, во всяком случае, необычно просто для тогдашнего зрителя. Мишель Барон начинал играть, едва выходил на сцену, он умел не только говорить сам, но и слушать других, на лице его отображались чувства, испытываемые героем. Замечательная актриса «Комеди Франсез» Адриенна Лекуврёр (1692—1730) обладала огромным лирическим дарованием. Драматургия Вольтера потребовала новых перемен на сцене и в актерской игре. В его пьесах было больше действия, чувства его героев были живее. Со сцены выселили зрителей. На ней стали чаще появляться объемные декорации, на ней теперь, если нужно, могла двигаться и волноваться толпа. Актеры и актрисы, пришедшие на сцену вместе с вольтеровской просветительской драматургией, обращались не только к уму и вкусу, но и к сердцу зрителей (см. т. 11 ДЭ, ст. «Вольтер»). В это время особенно прославились две актрисы — Мари Дюмениль (1713— 1802) и Ипполита Клерон (1723—1803). Они были удивительно не похожи друг на друга. Дюмениль особенно волновала зрителей тогда, когда сильное волнение охватывало ее. Тогда она заставляла зал замирать от ужаса и рыдать вместе с собой. Клерон же не волновалась никогда. Она была актрисой техники, точного расчета, высокой культуры и трудолюбия. Она обладала тем преимуществом, что была ровной, одинаковой от спектакля к спектаклю, но «пустых» мест — непонятных и плохо сыгранных — в ее ролях не было. К тому же, как ни холодна оставалась она сама, зрителю казалось, что ее героиня одушевлена самыми горячими страстями. Анри Луи Лекен (1729—1778) воспитан был как актер самим Вольтером. Он играл во всех вольтеровских трагедиях, поставленных на сцене «Комеди Франсез». Лекен — демократический актер, движимый просветительской идеей, и его толкование классицизма самое гражданственное и реалистичное для того времени. Лекен был естественнее и проще всех других классицистов. Его позы были скульптурно отточены, но при этом глубоко осмысленны и эмоциональны. Его игру отличали суровая мощь, энергия, динамика страстей. Посетим теперь театры другой столицы Европы — Лондона. В 1663 г. в Лондоне был основан монопольный театр «Друри-Лейн».. Еще через несколько десятилетий появился другой театр — «Ковент-Гарден» (1732). Здесь было меньше порядка. Публика, врываясь в зрительный зал, мчалась прямо по скамьям партера вперед, чтобы захватить места поближе к сцене. Время от времени происходили «театральные бунты» — зрители, недовольные спектаклем, повышением цен, каким-то исполнителем, заглушали голоса актеров, швыряли апельсины или начинали крушить все на сцене. В этом буйном Лондоне XVIII в. актеры старались выступать на сцене так же чинно и говорить такими же размеренными звучными голосами, как в Париже. Однако английский классицизм не был законченным, цельным,— его все время подрывала реалистическая традиция, идущая от Шекспира. Актер Томас Беттертон (1635—1710) играл роль Гамлета так, как играл ее некогда Бербедж, получавший указания от самого Шекспира (см. ст. «Театр эпохи Возрождения»). Крупнейший актер-классицист Джеймс Куин (1693— 1766) казался англичанам чересчур классицистом, а французам — недостаточно классицистом; роль Фальстафа он вообще сыграл реалистически. Реализм завоевал успех в Англии раньше, чем во Франции. В 1741 г. Чарлз Маклин (1697—1797) замечательно реалистично сыграл Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира. Несколько месяцев спустя в шекспировской роли Ричарда III выступил Дэвид Гаррик (1717—1779). Этот замечательный реалистический актер стал крупнейшим актером XVIII столетия. Гаррик одинаково хорошо играл комические и трагические роли. Как мимист Гаррик не знал себе равных. Его лицо могло последовательно изображать все оттенки и переходы чувств. Он умел быть смешным, жалким, величественным, страшным. Гаррик был очень умным актером, актером богато разработанной и точной техники и в то же время актером чувства. Однажды, играя короля Лира в трагедии Шекспира, Гаррик так увлекся, что сорвал с головы парик и швырнул его в сторону Гаррик в течение многих лет руководил «Друри-Лейном», где собрал замечательную труппу и поставил 25 шекспировских спектаклей. До него никто не работал так добросовестно и упорно над постановкой Шекспира, и после Гаррика Шекспира научились ценить больше, чем прежде. Слава этого актера гремела по всему миру. Творчество Гаррика подвело итог развития театра XVIII в.— от классицизма к реализму. |
ПОИСК
Block title
|