. ТЕАТР XVII-XVIII вв. Жан Батист Мольер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ТЕАТР XVII-XVIII вв. Жан Батист Мольер

ТЕАТР   XVII-XVIII вв. Жан Батист Мольер

Великий драматург XVII в. французский комедиограф Жан Батист Мольер (1622—1673) открыл своим творчеством новый, классицисти­ческий этап в развитии западноевропейского театра (см. т. 11 ДЭ, ст. «Мольер»).

Комедии Мольера служили «зеркалом нра­вов» своего времени, обнажали самые сущест­венные стороны современной ему жизни. Изу­мительно владея законами народного комического театра.

«...ЦЕЛЬ ТЕАТРА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВЫЛА И БУ­ДЕТ... ПОКАЗЫВАТЬ ДОБЛЕСТИ ЕЕ ИСТИННОЕ ЛИЦО И ЕЕ ИСТИННОЕ — НИЗОСТИ И КАЖДО­МУ ВЕКУ ИСТОРИИ — ЕГО НЕПРИКРАШЕННЫЙ ОБЛИК».

В. ШЕКСПИР

Мольер могуществом смеха уби­вал лицемерие и моральную распущенность, жадность и внешний блеск, прикрывающий пустоту души дворян и буржуа.

Самым значительным произведением Молье­ра была комедия «Тартюф» (1664), запрещенная в день первого же представления. Здесь, по словам В. Белинского, драматург смог «страш­но поразить перед лицом лицемерного общества ядовитую гидру ханжества». В другой комедии— «Дон Жуан» (1665) Мольер выводит на суд зрителя бесчестного эгоиста, издевающего­ся над лучшими человеческими чувствами и порывами.

Настоящие герои Мольера — слуги и слу­жанки, деятельные умные люди из народа, пол­ные презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа.

Мольер многие годы сам выступал на сцене, по преимуществу в комедийных ролях. Еще в молодости он организовал «Блистательный театр». Потерпев неудачу в Париже, труппа отправилась в провинцию, где и развернулось актерское дарование Мольера. Вернувшись в Париж, Мольер поражал зрителей широтой сво­его артистического диапазона. Он был неподра­жаем в ролях слуг — Маскариля, Сганареля, Скапена, добродушных комических героев — Оргона («Тартюф»), Журдена («Мещанин во дворянстве»), Аргана («Мнимый больной»). Он великолепно играл роли вольнолюбивого Альцеста («Мизантроп») и злобного Гарпагона («Скупой»).

Мольер был и прекрасным учителем сцени­ческого искусства. В его труппе блистала целая плеяда актеров и актрис: М. и А. Бежар, К. Дебри, Лагранж, М. Барон и другие. Их игра отвечала главному требованию Мольера: «Вник­ните в сущность ваших ролей и вообразите себе, что вы то самое лицо, какое представляете» (на сцене). Жизнь и душу его спектаклям сооб­щали действенность и яркость, унаследованные от народных фарсов (см. ст. «Театр в средневе­ковой Европе»).

Мольер выступал за искусство сценической правды, сохраняя при этом принцип изображе­ния характеров как типов, присущий театру классицизма (см. ст. «Театры Парижа и Лондона XVII—XVIII вв.»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ