. Испанский театр
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Испанский театр

Испанский театр

И все же не итальянцам, а испанцам было суждено пер­вым достичь высот драматиче­ской поэзии.

Испанские театры первона­чально создавались в гостинич­ных дворах — корралях, где сходились задние фасады нескольких домов. Окна служи­ли ложами, перед самой сценой размещалось несколько рядов скамей для знати, а густая тол­па простых зрителей теснилась во дворе. Сценический помост был сравнительно широким. Занавес висел посередине сце­ны, разделяя ее на передний и задний планы. Балкон служил по ходу действия башней, ок­ном или даже горным уступом. Спектакль начинался с пе­ния под аккомпанемент гита­ры, затем произносился про­лог, после чего разыгрыва­лась сама комедия, насыщенная горячими переживаниями и стремительными действиями ге­роев. В антракте показывали интермедии, сайнеты (пьески с музыкой и пляс­ками) и танцевальные номера. Спектакль заканчивался мохигангой — всеобщим тан­цем в масках, с куплетами и шутками, подхватываемыми зри­телями.

Герои и героини испанской комедии — люди цельного и сильного характера. Согласно требованиям чести, они не допускают корыст­ных и низких поступков. Это движет всеми дей­ствиями героев. Власть королей, пренебрегаю­щих этими законами, в испанской драматургии осуждалась как форма деспотизма.

Начал национальную историю испанского театра Лопе де Руэда (ок. 1510— ок. 1565)— че­ловек, кровно связанный с народом и самоот­верженно преданный театральному искусству. Это комедиограф, писавший короткие пьесы для своей труппы прямо с натуры, из жизни. Лопе де Руэда был и превосходным актером и мог с неподражаемым мастерством исполнить в течение одного спектакля несколько ролей.

Яркие и остроумные интермедии, пьесы трагедийного плана, пронизанные высоким ду­хом народного героизма и вольнолюбия, писал выдающийся писатель Мигель Сервантес (1547—1616; см. т. 11 ДЭ, ст. «Мигель Сер­вантес де Сааведра»).

Подлинным же главой испанского театра «золотого века» оказался Лопе де Вега Карпио (1562—1635; см. т. 11 ДЭ, ст. «Лопе де Вега»). Он создал новый тип драматургии, поставившей испанский театр на первое место среди европей­ских сцен конца XVI в.

Лопе де Вега написал 1800 комедий и 400 пьес духовного содержания. Из всего этого богатства сохранилось около 500 пьес. Его ге­роические «драмы чести» отстаивали вы­сокие гуманистические идеалы, порицали эго­изм и произвол власть имущих. В пьесах из крестьянской жизни он показал нравственное преимущество людей из народа перед избало­ванными, попирающими мораль аристократами. Лучшая из них — драма «Овечий источник», в которой рассказывается о восстании крестьян против рыцаря — феодала. Поэтически насыщены его комедии о любви, так называемые комедии плаща и шпаги, отличаю­щиеся запутанными сюжетными обстоятельст­вами, остроумными проделками героев. В этих комедиях утверждались гуманистические идеи: ценность человека в личных достоинствах, в уме, воле, чистоте побуждений, а вовсе не в богатстве и знатности происхождения.

С именем драматурга Педро Кальдерона де ла Барка (1600—1681) связан завершающий и кризисный этап «золотого века» испанского театра. Но и в философских трагедиях Кальдерона звучала вера в нравственную силу чело­века, в его способность преодолеть эгоистиче­ские склонности и душевную огрубелость и пойти на самопожертвование ради высоких моральных и патриотических идеалов.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ