.
Меню сайта
|
Испанский театрИспанский театрИ все же не итальянцам, а испанцам было суждено первым достичь высот драматической поэзии. Испанские театры первоначально создавались в гостиничных дворах — корралях, где сходились задние фасады нескольких домов. Окна служили ложами, перед самой сценой размещалось несколько рядов скамей для знати, а густая толпа простых зрителей теснилась во дворе. Сценический помост был сравнительно широким. Занавес висел посередине сцены, разделяя ее на передний и задний планы. Балкон служил по ходу действия башней, окном или даже горным уступом. Спектакль начинался с пения под аккомпанемент гитары, затем произносился пролог, после чего разыгрывалась сама комедия, насыщенная горячими переживаниями и стремительными действиями героев. В антракте показывали интермедии, сайнеты (пьески с музыкой и плясками) и танцевальные номера. Спектакль заканчивался мохигангой — всеобщим танцем в масках, с куплетами и шутками, подхватываемыми зрителями. Герои и героини испанской комедии — люди цельного и сильного характера. Согласно требованиям чести, они не допускают корыстных и низких поступков. Это движет всеми действиями героев. Власть королей, пренебрегающих этими законами, в испанской драматургии осуждалась как форма деспотизма. Начал национальную историю испанского театра Лопе де Руэда (ок. 1510— ок. 1565)— человек, кровно связанный с народом и самоотверженно преданный театральному искусству. Это комедиограф, писавший короткие пьесы для своей труппы прямо с натуры, из жизни. Лопе де Руэда был и превосходным актером и мог с неподражаемым мастерством исполнить в течение одного спектакля несколько ролей. Яркие и остроумные интермедии, пьесы трагедийного плана, пронизанные высоким духом народного героизма и вольнолюбия, писал выдающийся писатель Мигель Сервантес (1547—1616; см. т. 11 ДЭ, ст. «Мигель Сервантес де Сааведра»). Подлинным же главой испанского театра «золотого века» оказался Лопе де Вега Карпио (1562—1635; см. т. 11 ДЭ, ст. «Лопе де Вега»). Он создал новый тип драматургии, поставившей испанский театр на первое место среди европейских сцен конца XVI в. Лопе де Вега написал 1800 комедий и 400 пьес духовного содержания. Из всего этого богатства сохранилось около 500 пьес. Его героические «драмы чести» отстаивали высокие гуманистические идеалы, порицали эгоизм и произвол власть имущих. В пьесах из крестьянской жизни он показал нравственное преимущество людей из народа перед избалованными, попирающими мораль аристократами. Лучшая из них — драма «Овечий источник», в которой рассказывается о восстании крестьян против рыцаря — феодала. Поэтически насыщены его комедии о любви, так называемые комедии плаща и шпаги, отличающиеся запутанными сюжетными обстоятельствами, остроумными проделками героев. В этих комедиях утверждались гуманистические идеи: ценность человека в личных достоинствах, в уме, воле, чистоте побуждений, а вовсе не в богатстве и знатности происхождения. С именем драматурга Педро Кальдерона де ла Барка (1600—1681) связан завершающий и кризисный этап «золотого века» испанского театра. Но и в философских трагедиях Кальдерона звучала вера в нравственную силу человека, в его способность преодолеть эгоистические склонности и душевную огрубелость и пойти на самопожертвование ради высоких моральных и патриотических идеалов.
|
ПОИСК
Block title
|