. Театр в средневековой Европе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Театр в средневековой Европе

Театр в средневековой Европе

Кто эти веселые люди, которые бродят по дорогам, заходят в рыцарские замки, собирают вокруг себя толпу на площадях городов? Это народные актеры — гистрионы. Искус­ство их многообразно: они и жонглеры, и акро­баты, и рассказчики, и дрессировщики, и музыканты, и певцы. Показывая комические сцен­ки, они часто не только забавляли зрителей, но и едко высмеивали тех, кто притеснял и угне­тал простых людей. Поэтому феодалы и цер­ковь их сурово преследовали и множеством указов запрещали им выступать.

Понимая, что одними указами нельзя убить любовь народа к зрелищам, церковники решили заставить театр служить целям религии. Чтобы привлечь больше народа, церковные службы дополнялись сценками из жизни Христа и свя­тых. Вначале их разыгрывали переодетые свя­щенники, впоследствии для исполнения отдель­ных ролей (главным образом обитателей ада — чертей) приглашали и лиц не духовного звания.

Так возникает церковный театр — основная форма театрального искусства Европы средних веков.

С начала IX в. во время церковной службы — литургии — стали разыгрывать наиболее драматические эпизоды из священ­ного писания. Эти представле­ния назывались литургиче­ской драмой. В XIII в. их вынесли на паперть перед храмом и разыгрывали для боль­шого числа зрителей. Такие зрелища стали называть полулитургической дра­мой.

Самый массовый вид теат­рального зрелища в средневе­ковой Европе — мистерия, возникшая во второй половине XIII в. По своему религиозно­му содержанию она связана с церковным театром, но эти спек­такли ставились не духовенст­вом, а мастеровыми и ремес­ленниками. Женские роли в мистериях исполняли уже не мужчины, как в античном те­атре или в театре Шекспира, а женщины (см. статьи «Театр в Древней Греции и Древнем Риме», «Театр эпохи Возрожде­ния»).

Представление мистерий бы­ло событием для всего города. Все с радостным волнением сле­дили, как на площади воздви­гали декорации еще задолго до ярмарки или того дня, на кото­рый назначалось представление. И вот на площади собирает­ся шумная толпа. Взгляды всех устремлены к отдельным бесед­кам (павильонам), где происхо­дит зрелище. Порой действие выносится на самую площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления.

О чем же рассказывали эти спектакли? Время действия мистерий — все века от «сотворе­ния мира». Поэтому и представление могло растянуться надолго — от 2 до 20 дней. Место действия мистерий — вся вселенная. Зри­тели двигались от беседки к беседке, следя за развитием действия, которое переносилось из рая во дворец короля или в Ноев ковчег во вре­мя всемирного потопа, из Древнего Рима — в кабачок. Текст мистерий содержал до 70 ты­сяч стихов.

Иногда театр сам «приходил» к зрителю. На площадь одна за другой въезжали повозки, на которых последовательно разыгрывались сцены спектакля. Постановщики мистерий стре­мились к правдоподобию и эффектам. Если, например, изображали сцену всемирного пото­па, площадь заливали водой.

Восторг толпы достигал предела, когда из пасти чудовища, охваченной пламенем, высы­пала с криком и хохотом толпа чертей. Остро­умные шутки чередовались с акробатическими номерами, бытовыми сценками на злободнев­ные темы. Их импровизировали сами актеры здесь же, на площади. В этих сценках угады­вались отголоски народных игрищ и обрядов.

Называли сценки вставками или «начинкой» мистерий — фаршем. Отсюда позднее воз­никло слово фарс, давшее название самостоя­тельной форме спектакля средних веков.

К XVI в. господствующим видом театрального зрелища стал именно фарс. Это самый демо­кратичный жанр средневекового театра. Авторы и исполнители фарсов воспроизводили реаль­ные картины быта и нравов своего времени. Представления были насыщены острой сатирой, жизнерадостным, сочным народным юмором. Осо­бенно большим успехом у публики пользовался фарс — трилогия об адвокате Патлене.

В XV и XVI вв. широко распространились нравоучительные представления — моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: скупость с золотым мешком, себялюбие, беспрестанно смотрящееся в зеркало, любовь, держащая в руках сердце.

Все эти формы средневековых зрелищ стали почвой для развития профессионального евро­пейского театра.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ