.
Меню сайта
|
Театр в средневековой ЕвропеТеатр в средневековой ЕвропеКто эти веселые люди, которые бродят по дорогам, заходят в рыцарские замки, собирают вокруг себя толпу на площадях городов? Это народные актеры — гистрионы. Искусство их многообразно: они и жонглеры, и акробаты, и рассказчики, и дрессировщики, и музыканты, и певцы. Показывая комические сценки, они часто не только забавляли зрителей, но и едко высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Поэтому феодалы и церковь их сурово преследовали и множеством указов запрещали им выступать. Понимая, что одними указами нельзя убить любовь народа к зрелищам, церковники решили заставить театр служить целям религии. Чтобы привлечь больше народа, церковные службы дополнялись сценками из жизни Христа и святых. Вначале их разыгрывали переодетые священники, впоследствии для исполнения отдельных ролей (главным образом обитателей ада — чертей) приглашали и лиц не духовного звания. Так возникает церковный театр — основная форма театрального искусства Европы средних веков. С начала IX в. во время церковной службы — литургии — стали разыгрывать наиболее драматические эпизоды из священного писания. Эти представления назывались литургической драмой. В XIII в. их вынесли на паперть перед храмом и разыгрывали для большого числа зрителей. Такие зрелища стали называть полулитургической драмой. Самый массовый вид театрального зрелища в средневековой Европе — мистерия, возникшая во второй половине XIII в. По своему религиозному содержанию она связана с церковным театром, но эти спектакли ставились не духовенством, а мастеровыми и ремесленниками. Женские роли в мистериях исполняли уже не мужчины, как в античном театре или в театре Шекспира, а женщины (см. статьи «Театр в Древней Греции и Древнем Риме», «Театр эпохи Возрождения»). Представление мистерий было событием для всего города. Все с радостным волнением следили, как на площади воздвигали декорации еще задолго до ярмарки или того дня, на который назначалось представление. И вот на площади собирается шумная толпа. Взгляды всех устремлены к отдельным беседкам (павильонам), где происходит зрелище. Порой действие выносится на самую площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления. О чем же рассказывали эти спектакли? Время действия мистерий — все века от «сотворения мира». Поэтому и представление могло растянуться надолго — от 2 до 20 дней. Место действия мистерий — вся вселенная. Зрители двигались от беседки к беседке, следя за развитием действия, которое переносилось из рая во дворец короля или в Ноев ковчег во время всемирного потопа, из Древнего Рима — в кабачок. Текст мистерий содержал до 70 тысяч стихов. Иногда театр сам «приходил» к зрителю. На площадь одна за другой въезжали повозки, на которых последовательно разыгрывались сцены спектакля. Постановщики мистерий стремились к правдоподобию и эффектам. Если, например, изображали сцену всемирного потопа, площадь заливали водой. Восторг толпы достигал предела, когда из пасти чудовища, охваченной пламенем, высыпала с криком и хохотом толпа чертей. Остроумные шутки чередовались с акробатическими номерами, бытовыми сценками на злободневные темы. Их импровизировали сами актеры здесь же, на площади. В этих сценках угадывались отголоски народных игрищ и обрядов. Называли сценки вставками или «начинкой» мистерий — фаршем. Отсюда позднее возникло слово фарс, давшее название самостоятельной форме спектакля средних веков. К XVI в. господствующим видом театрального зрелища стал именно фарс. Это самый демократичный жанр средневекового театра. Авторы и исполнители фарсов воспроизводили реальные картины быта и нравов своего времени. Представления были насыщены острой сатирой, жизнерадостным, сочным народным юмором. Особенно большим успехом у публики пользовался фарс — трилогия об адвокате Патлене. В XV и XVI вв. широко распространились нравоучительные представления — моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: скупость с золотым мешком, себялюбие, беспрестанно смотрящееся в зеркало, любовь, держащая в руках сердце. Все эти формы средневековых зрелищ стали почвой для развития профессионального европейского театра. |
ПОИСК
Block title
|