.
Меню сайта
|
Театр в древней Греции и в древнем РимеТеатр в древней Греции и в древнем РимеВпервые трагедия была поставлена во время Великих Дионисий в Афинах 2500 лет назад (в 534 г. до н. э.). В ней выступал только один актер — рассказчик, или отвечающий на вопросы хора, и сам хор, который песнями, плясками и ритмическими движениями откликался на рассказ. Хору и принадлежала главная роль в трагедии. В каждом древнегреческом городе был свой театр, обычно расположенный под открытым небом. Сравнительно небольшой театр бога Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч зрителей, один из самых крупных — в Мегалополе —44 тысячи. К эпохе расцвета Афин (середина V в. до н. э.) сложилась целая церемония театральных представлений. Игровая площадка в форме круга находилась у подножия холма или горы. Она называлась орхестра (от греческого слова, означающего «плясать»). Как подковой, ее охватывали расположенные по склону места для зрителей, которые назывались театрон (от слова «смотреть»). Третьей частью была скена (палатка, предназначенная для переодевания актеров и помещавшаяся позади орхестры). Позднее ее стали оформлять колоннами, как фасад дворца или храма; перед этими колоннами и происходило действие. Первый из известных нам греческих трагиков Эсхил (525 — 456 до н. э.) ввел второго актера — появился диалог, что очень оживило трагедию и придало ей больше действия (см. т. 11 ДЭ, ст. «Древнегреческая трагедия и комедия»). Позже младший современник Эсхила драматург Софокл (ок. 497— 406 до н. э.) ввел третьего актера; каждый актер исполнял по нескольку ролей, в том числе и женские. Так на первое место постепенно выдвигался актер, раскрывающий внутренний мир воплощаемого им героя, а роль хора в трагедии уменьшалась. Играли актеры в масках, напоминавших шлемы, с орлиным носом и большими отверстиями для рта и глаз. Чтобы придать своим героям величавость и значительность, поверх маски водружали высокий головной убор, надевали обувь, увеличивавшую рост (котурны), подкладывали утолщения под одежду. Торжественная декламация актера чередовалась с пением хора, иногда актер переходил на речитатив, иногда пел, когда нужно было выразить особенно глубокие чувства. Красивые движения актеров оттенялись или подчеркивались танцем хора — то величественным и спокойным, то радостным, то скорбным. Музыка, исполняемая на лире или флейте, тоже способствовала созданию трагического эффекта. Все театральное действие было направлено на то, чтобы вызвать у зрителей чувства сострадания, страха или радости, помочь им постигнуть смысл жизни, определить свое место в обществе, понять, что такое истина и добро, доблесть и мудрость. Вот какое высокое назначение отводили древние греки театральному зрелищу, и прежде всего трагедии. Сатировская драма, которая ставилась в тот же день сразу после трех трагедий, была веселым, шутливым зрелищем, дававшим необходимую после трагедии разрядку. Иной характер носила комедия, которая была введена в программу праздника Диониса несколько позже трагедии — в начале V в. до н.э. В специальный день представлений выступали трое соревновавшихся комедийных поэтов — каждый с одной пьесой. В древнеаттической комедии сохранились черты народных игр и обрядов, связанных с праздниками плодородия. Актеры комедии тоже носили маску, но свою, комедийную, с растянутым до ушей ртом и приплюснутым носом. Весь вид комического актера, его огромное брюхо, манера держаться вызывали смех зрителей. Это был условный карикатурный образ. Живое действие, беготня, потасовки, крик и драка, песни, пляски, шутки — все это перешло в комедию из народных игр. Хор носил маски и костюмы зверей, птиц или фантастических существ. У Аристофана (ок. 446—385 до н. э.) комедии обычно называются по составу хора — «Птицы», «Облака», «Лягушки», «Осы» (см. т. 11 ДЭ, ст. «Аристофан»). В лучших его комедиях ставились острые политические и общественные проблемы. Постепенно, начиная с IV в. до н. э., из комедии исчезают грубый шаржи острые политические нападки. Герои ее становятся проще и человечнее, в сюжетах находят отражение человеческие отношения, интересы и даже особенности человеческих характеров. Таковы, например, комедии Менандра (ок. 343 — ок. 291 до н. э.). В новоаттической комедии (IV— III вв. до н. э.) оформляются устойчивые маски и типы: хвастливый и трусоватый воин, ловкий раб-обманщик, болтун и задира повар, льстивый прихлебатель. Распространены и бытовые маски: злая богатая жена, старик, влюбленный юноша, девушка. Почти исчезает хор: он появляется только в интермедиях— вставных сценках между действиями. А в центре внимания оказывается игра актеров. В III — I вв. до н. э. особенно популярными становятся мимы. Это сценки с бытовым содержанием, драматические или вокальные, танцевальные или буффонные. Нередко актеры их импровизировали, что требовало высокого артистического мастерства. Мимы исполнялись уже без масок и не только актерами, но и актрисами. Мимы показывали и на площадях, и в домах перед гостями. Получили большое распространение и пантомимы, где все («панта»— все) воспроизводилось движением, заменяющим слова. Римляне, во многом продолжая традиции греческого театра, внесли в него некоторые характерные особенности своих народных обрядов и игр. Популярна была у римлян народная италийская комедия ателлана. Это небольшое импровизированное представление из смешных сценок, где участвовали четыре постоянных персонажа-маски: Макк — уродливый дурак и неудачливый волокита, Папп — богатый и скупой старик, Буккон — обжора, болтун, сплетник, Доссен — горбатый шарлатан-философ. Сценки, которые они разыгрывали, можно сравнить с представлениями нашего «Петрушки» (см. статьи «Народные истоки русского театра», «Русский театр XVII — начала XVIII в.»). Начало регулярных представлений в Риме относится к концу III в. до н. э. Сперва в римский театр перенесли греческую трагедию, потом ставили и римские трагедии на исторические сюжеты. Но особенную известность получили постановки комедии-паллиаты, герои которой одевались в короткий плащ паллиум. Это зрелище родилось из переделки новоаттической комедии, уснащенной элементами народных игр и приближенной к жизни римлян. Таковы комедии Тита Макция Плавта (ок. 254—184 до н. э.). В Риме актеры не были связаны с религиозным культом и не пользовались почетом. Они принадлежали к бесправным низам общества — даже рабы могли играть на римской сцене. Ведущий актер руководил работой небольшой труппы (из 3—5 человек). Комические актеры сначала играли без масок и очень развили мимику лица. Ввели маску в конце II — начале I в. до н. э. На сцене распространены были два стиля игры — облагороженный, возвышенный, связанный с греческой театральной традицией (известный римский актер Эзоп играл в этой манере), и комедийный, с чертами гротеска и буффонады, близкий к традициям римской ателланы. Его представлял актер Росций. Действие по-прежнему происходило под открытым небом, но уже на сцене, которая заняла почти половину орхестры. Появился и занавес, открывающийся снизу вверх. Для комедий устанавливалась постоянная декорация, которая изображала два дома, разделенных переулком. На прилегающих к сцене холмах располагались зрители, приносившие с собой скамейки или смотревшие спектакль стоя. В Риме долгое время не было постоянного здания театра. Представления происходили возле храма или на форуме — городской площади. Только в середине I в. до н. э. римский полководец и политический деятель Помпеи выстроил постоянный каменный театр с местами для зрителей на 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строительство театра на 20 500 зрителей (см. т. 8 ДЭ, ст. «Начало империи»). Особенно роскошными стали представления в эпоху империи. Театр наполняли благовониями и усыпали цветами, иногда по ходу действия сцену обливали особой жидкостью, изменяющей цвет предметов. Часто в конце представления для эффекта «разверзалась» земля, поглощая все находящееся перед зрителями,— это опускался пол сцены. В период империи театр, вытесняемый страшными, кровавыми зрелищами гладиаторских боев и травли зверей, пришел в упадок. Лишь небольшие бродячие труппы разыгрывали на площадях веселые импровизированные сценки. |
ПОИСК
Block title
|