. Театр в древней Греции и в древнем Риме
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Театр в древней Греции и в древнем Риме

Театр в древней Греции и в древнем Риме

Впервые трагедия была поставлена во время Великих Дионисий в Афинах 2500 лет назад (в 534 г. до н. э.). В ней выступал только один актер — рассказчик, или отвечаю­щий на вопросы хора, и сам хор, который песнями, плясками и ритмическими движениями откликался на рассказ. Хору и принадлежала главная роль в трагедии.

В каждом древнегреческом городе был свой театр, обычно расположенный под открытым небом. Сравнительно небольшой театр бога Диониса в Афи­нах вмещал 17 тысяч зрителей, один из самых крупных — в Мегалополе —44 тысячи. К эпо­хе расцвета Афин (середина V в. до н. э.) сложилась целая церемония театральных пред­ставлений.

Игровая площадка в форме круга находилась у подножия холма или горы. Она называ­лась орхестра (от гре­ческого слова, означающего «плясать»). Как подковой, ее охватывали расположенные по склону места для зрителей, которые назывались театрон (от слова «смотреть»). Третьей частью была скена (палат­ка, предназначенная для пере­одевания актеров и помещавшая­ся позади орхестры). Позднее ее стали оформлять колоннами, как фасад дворца или храма; перед этими колоннами и про­исходило действие.

Первый из известных нам гре­ческих трагиков Эсхил (525 — 456 до н. э.) ввел второго ак­тера — появился диа­лог, что очень оживило траге­дию и придало ей больше дейст­вия (см. т. 11 ДЭ, ст. «Древнегре­ческая трагедия и комедия»). Позже младший современник Эс­хила драматург Софокл (ок. 497— 406 до н. э.) ввел третьего актера; каждый актер испол­нял по нескольку ролей, в том числе и женские. Так на пер­вое место постепенно выдвигался актер, раскрывающий внутренний мир во­площаемого им героя, а роль хора в траге­дии уменьшалась.

Играли актеры в масках, напоминавших шлемы, с орлиным носом и большими отвер­стиями для рта и глаз. Чтобы придать своим героям величавость и значительность, поверх маски водружали высокий головной убор, на­девали обувь, увеличивавшую рост (котурны), подкладывали утолщения под одежду.

Торжественная декламация актера чередовалась с пением хора, иногда актер пе­реходил на речитатив, иногда пел, когда нужно было выразить особенно глубокие чув­ства. Красивые движения актеров оттенялись или подчеркивались танцем хора — то вели­чественным и спокойным, то радостным, то скорбным. Музыка, исполняемая на лире или флейте, тоже способствовала созданию трагиче­ского эффекта. Все театральное действие было направлено на то, чтобы вызвать у зрителей чувства сострадания, страха или радости, по­мочь им постигнуть смысл жизни, определить свое место в обществе, понять, что такое истина и добро, доблесть и мудрость. Вот какое высо­кое назначение отводили древние греки теат­ральному зрелищу, и прежде всего трагедии.

Сатировская драма, которая ставилась в тот же день сразу после трех трагедий, была веселым, шутливым зрелищем, дававшим необ­ходимую после трагедии разрядку.

Иной характер носила комедия, которая была введена в программу праздника Диониса несколько позже трагедии — в начале V в. до н.э. В специальный день представлений выступали трое соревновавшихся комедийных поэтов — каждый с одной пьесой. В древнеаттической комедии сохранились черты народных игр и обрядов, связанных с празд­никами плодородия. Актеры комедии тоже но­сили маску, но свою, комедийную, с растяну­тым до ушей ртом и приплюснутым носом. Весь вид комического актера, его огромное брюхо, манера держаться вызывали смех зри­телей. Это был условный карикатурный образ. Живое действие, беготня, потасовки, крик и драка, песни, пляски, шутки — все это пере­шло в комедию из народных игр.

Хор носил маски и костюмы зверей, птиц или фантастических существ. У Аристофана (ок. 446—385 до н. э.) комедии обычно назы­ваются по составу хора — «Птицы», «Облака», «Лягушки», «Осы» (см. т. 11 ДЭ, ст. «Аристо­фан»). В лучших его комедиях ставились ост­рые политические и общественные проблемы.

Постепенно, начиная с IV в. до н. э., из ко­медии исчезают грубый шаржи острые поли­тические нападки. Герои ее становятся проще и человечнее, в сюжетах находят отражение чело­веческие отношения, интересы и даже особен­ности человеческих характеров. Таковы, на­пример, комедии Менандра (ок. 343 — ок. 291 до н. э.).

В новоаттической комедии (IV— III вв. до н. э.) оформляются устойчивые маски и типы: хвастливый и тру­соватый воин, ловкий раб-обманщик, болтун и задира повар, льстивый прихлебатель. Рас­пространены и бытовые маски: злая богатая жена, старик, влюбленный юноша, девушка.

Почти исчезает хор: он появляется только в интермедиях— вставных сценках меж­ду действиями. А в центре внимания оказы­вается игра актеров.

В III — I вв. до н. э. особенно популярными становятся мимы. Это сценки с бытовым содержанием, драматические или вокальные, танцевальные или буффонные. Нередко актеры их импровизировали, что требовало высокого артистического мастерства. Мимы исполнялись уже без масок и не только актерами, но и актри­сами. Мимы показывали и на площадях, и в до­мах перед гостями. Получили большое распро­странение и пантомимы, где все («панта»— все) воспроизводилось движением, заменяющим слова.

Римляне, во многом продолжая традиции греческого театра, внесли в него некоторые ха­рактерные особенности своих народных обря­дов и игр.

Популярна была у римлян народная ита­лийская комедия ателлана. Это небольшое импровизированное представление из смешных сценок, где участвовали четыре постоянных персонажа-маски: Макк — уродливый дурак и неудачливый волокита, Папп — богатый и скупой старик, Буккон — обжора, болтун, сплетник, Доссен — горбатый шарлатан-философ. Сценки, которые они ра­зыгрывали, можно сравнить с представлениями нашего «Петрушки» (см. статьи «Народные истоки русского театра», «Русский театр XVII — начала XVIII в.»).

Начало регулярных представлений в Риме от­носится к концу III в. до н. э.

Сперва в римский театр перенесли грече­скую трагедию, потом ставили и римские тра­гедии на исторические сюжеты. Но особенную известность получили постановки комедии-паллиаты, герои которой одевались в ко­роткий плащ паллиум. Это зрелище роди­лось из переделки новоаттической комедии, уснащенной элементами народных игр и при­ближенной к жизни римлян. Таковы комедии Тита Макция Плавта (ок. 254—184 до н. э.).

В Риме актеры не были связаны с религи­озным культом и не пользовались почетом. Они принадлежали к бесправным низам общества — даже рабы могли играть на римской сцене. Ведущий актер руководил работой небольшой труппы (из 3—5 человек). Комические актеры сначала играли без масок и очень развили ми­мику лица. Ввели маску в конце II — начале I в. до н. э.

На сцене распространены были два стиля игры — облагороженный, возвышенный, свя­занный с греческой театральной традицией (известный римский актер Эзоп играл в этой манере), и комедийный, с чертами гротеска и буффонады, близкий к традициям римской ателланы. Его представлял актер Росций.

Действие по-прежнему происходило под от­крытым небом, но уже на сцене, которая заняла почти половину орхестры. Появился и занавес, открывающийся снизу вверх. Для комедий устанавливалась постоянная декорация, кото­рая изображала два дома, разделенных переул­ком. На прилегающих к сцене холмах распо­лагались зрители, приносившие с собой ска­мейки или смотревшие спектакль стоя.

В Риме долгое время не было постоянного здания театра. Представления происходили воз­ле храма или на форуме — городской площа­ди. Только в середине I в. до н. э. римский полководец и политический деятель Помпеи выстроил постоянный каменный театр с местами для зрителей на 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строитель­ство театра на 20 500 зрителей (см. т. 8 ДЭ, ст. «Начало империи»).

Особенно роскошными стали представления в эпоху империи. Театр наполняли благово­ниями и усыпали цветами, иногда по ходу дей­ствия сцену обливали особой жидкостью, изме­няющей цвет предметов. Часто в конце пред­ставления для эффекта «разверзалась» земля, поглощая все находящееся перед зрителями,— это опускался пол сцены.

В период империи театр, вытесняемый страш­ными, кровавыми зрелищами гладиаторских боев и травли зверей, пришел в упадок. Лишь неболь­шие бродячие труппы разыгрывали на площадях веселые импровизированные сценки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ