. ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР. Древнейшие формы театральных представлений
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР. Древнейшие формы театральных представлений

ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР. Древнейшие формы театральных представлений

В первобытной общине люди добывали себе пропитание охотой и рыбной ловлей. В те дале­кие времена твердо верили, что для удачной охоты надо прежде поразить стрелой изобра­жение того зверя, которого хотели убить. Иног­да разыгрывали в лицах предстоящее действие и этим как бы предрешали желаемый резуль­тат. Одни наряжались в звериные шкуры, укра­шали себя перьями птицы, рогами или клыками животного, на которое предстояло охотиться, раскрашивали себе лицо или надевали звериную маску и всеми своими движениями подражали его повадкам. Другие — «охотники» — осто­рожно подкрадывались и нападали на добычу. После этого все исполняли шумную и веселую пляску под звуки гонга и барабана, пение и воинственные крики. Древние верили в маги­ческую силу охотничьих игр и плясок, считая, что от них зависит благополучие всего племени. С развитием скотоводства и земледелия люди придавали все большее значение самим явле­ниям природы. Но, не умея объяснить, чем вызваны дождь или засуха, урожаи или недород, болезни, падеж скота, они приписывали все это богам, пытались их умилостивить жерт­вами и особыми обрядами или игра­ми. Игры требовали от участников большого мастерства: пантомима, танец, музыка и пение соединялись здесь воедино и как бы дополняли друг друга. Это было священ­ное действо, которому люди приписывали магический характер. Оно уже содержало все важнейшие элементы современного театра.

Основой для зарождения игр, легенд, театральных представлений у многих древних племен стали различные земледельче­ские обряды. Пробуждение и возрож­дение земли весной, сбор урожая осенью, умирание природы с наступлением зимы — все это воспринималось как действие «высших сил». Богов часто изображали в облике людей, о них слагали легенды.

В Египте еще в начале II тысячелетия до н. э. рассказывалось в театрализованных религиозных сценах о судьбе бога Озириса. Страшную смерть от руки завистливого и злого брата принял этот бог, научивший людей земледелию и ремеслам. Сестра Озириса боги­ня Изида собрала по кускам тело своего брата, и он воскрес навечно. В Древнем Египте во время коронации фараонов или при погребаль­ных церемониях торжественно разыгрывались эпизоды этого мифа.

Многие обряды, посвященные богам пло­дородия, утверждали победу «молодого» над «старым», торжество «рождения» над «смертью». Религиозные церемонии соединялись здесь с на­родными играми, весельем, разгулом, грубыми шутками. Не только западноевропейский кар­навал, но и наши ряженые на празднике мас­леницы — остаток таких обрядов.

Древние греки нередко изображали в пляс­ках и мимических играх эпизоды различных мифов.

Особенно важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса (Вакха), покрови­теля земледельцев, виноградарей, ремеслен­ников — всякого трудового люда Древней Гре­ции. О его борьбе с врагами, страданиях, смер­ти и воскресении сложили ряд мифов. Легенды рассказывали, что он привез на корабле из заморской страны виноград, до того не изве­стный грекам, но они враждебно встретили бога и за это были им жестоко наказаны. С VII в. до н. э. на празднике в честь Диониса изображали этот въезд бога на «корабельной телеге» (римляне ее называли «карус навалис»— отсюда слово «карнавал»).

В других местах Греции изображали иные эпизоды, связанные с жизнью и смертью Дио­ниса, и повсюду за ним ходили люди, ряжен­ные в козлов, с привязанными рогами и хво­стами. Эта свита Диониса и составляла хор, который исполнял дифирамб — песнь в честь Диониса. Запевала, беседуя с хором, рассказывал о страданиях бога. По имени спут­ников Диониса, одетых в козлиные шкуры, это представление было названо траге­дией («трагос» по-гречески — козел, «одэ» — песнь).

Трагедия произошла из серьезной части празд­ника Диониса, а комедия — из сопутст­вовавшего празднику веселого разгула и шутов­ства. Само слово «комедия» значило «песнь подвыпивших гуляк».

Было у древних греков еще одно представ­ление — сатировская драма, где хор всегда составляли козлоногие сатиры — спут­ники Диониса.

Когда в середине VI в. до н. э. в Греции (в Аттике) установили обязательное праздно­вание Великих Дионисий, в трагедиях расска­зывалось уже не только о Дионисе, но и о дру­гих мифологических героях, и хор изображал людей, а не спутников бога. Но все же основ­ным в трагедии оставался спор противополож­ных сил, который вел начало от веры древних греков в извечную борьбу зимы и лета, света и мрака (см. ст. «Театр в Древней Греции и Древнем Риме»). Постепенно в Древней Гре­ции обрядовые представления все больше «очеловечивались» и дали начало европейскому театру.

Во многих странах Востока с древности существовали различные игры и религиозные обряды, но в отличие от Древней Греции там строго соблюдалась условность в их проведении, не допускалась связь с современностью. Вот почему эти представления далеки от привычных нам форм европейского театра.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ