.
Меню сайта
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР. Древнейшие формы театральных представленийЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР. Древнейшие формы театральных представленийВ первобытной общине люди добывали себе пропитание охотой и рыбной ловлей. В те далекие времена твердо верили, что для удачной охоты надо прежде поразить стрелой изображение того зверя, которого хотели убить. Иногда разыгрывали в лицах предстоящее действие и этим как бы предрешали желаемый результат. Одни наряжались в звериные шкуры, украшали себя перьями птицы, рогами или клыками животного, на которое предстояло охотиться, раскрашивали себе лицо или надевали звериную маску и всеми своими движениями подражали его повадкам. Другие — «охотники» — осторожно подкрадывались и нападали на добычу. После этого все исполняли шумную и веселую пляску под звуки гонга и барабана, пение и воинственные крики. Древние верили в магическую силу охотничьих игр и плясок, считая, что от них зависит благополучие всего племени. С развитием скотоводства и земледелия люди придавали все большее значение самим явлениям природы. Но, не умея объяснить, чем вызваны дождь или засуха, урожаи или недород, болезни, падеж скота, они приписывали все это богам, пытались их умилостивить жертвами и особыми обрядами или играми. Игры требовали от участников большого мастерства: пантомима, танец, музыка и пение соединялись здесь воедино и как бы дополняли друг друга. Это было священное действо, которому люди приписывали магический характер. Оно уже содержало все важнейшие элементы современного театра. Основой для зарождения игр, легенд, театральных представлений у многих древних племен стали различные земледельческие обряды. Пробуждение и возрождение земли весной, сбор урожая осенью, умирание природы с наступлением зимы — все это воспринималось как действие «высших сил». Богов часто изображали в облике людей, о них слагали легенды. В Египте еще в начале II тысячелетия до н. э. рассказывалось в театрализованных религиозных сценах о судьбе бога Озириса. Страшную смерть от руки завистливого и злого брата принял этот бог, научивший людей земледелию и ремеслам. Сестра Озириса богиня Изида собрала по кускам тело своего брата, и он воскрес навечно. В Древнем Египте во время коронации фараонов или при погребальных церемониях торжественно разыгрывались эпизоды этого мифа. Многие обряды, посвященные богам плодородия, утверждали победу «молодого» над «старым», торжество «рождения» над «смертью». Религиозные церемонии соединялись здесь с народными играми, весельем, разгулом, грубыми шутками. Не только западноевропейский карнавал, но и наши ряженые на празднике масленицы — остаток таких обрядов. Древние греки нередко изображали в плясках и мимических играх эпизоды различных мифов. Особенно важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса (Вакха), покровителя земледельцев, виноградарей, ремесленников — всякого трудового люда Древней Греции. О его борьбе с врагами, страданиях, смерти и воскресении сложили ряд мифов. Легенды рассказывали, что он привез на корабле из заморской страны виноград, до того не известный грекам, но они враждебно встретили бога и за это были им жестоко наказаны. С VII в. до н. э. на празднике в честь Диониса изображали этот въезд бога на «корабельной телеге» (римляне ее называли «карус навалис»— отсюда слово «карнавал»). В других местах Греции изображали иные эпизоды, связанные с жизнью и смертью Диониса, и повсюду за ним ходили люди, ряженные в козлов, с привязанными рогами и хвостами. Эта свита Диониса и составляла хор, который исполнял дифирамб — песнь в честь Диониса. Запевала, беседуя с хором, рассказывал о страданиях бога. По имени спутников Диониса, одетых в козлиные шкуры, это представление было названо трагедией («трагос» по-гречески — козел, «одэ» — песнь). Трагедия произошла из серьезной части праздника Диониса, а комедия — из сопутствовавшего празднику веселого разгула и шутовства. Само слово «комедия» значило «песнь подвыпивших гуляк». Было у древних греков еще одно представление — сатировская драма, где хор всегда составляли козлоногие сатиры — спутники Диониса. Когда в середине VI в. до н. э. в Греции (в Аттике) установили обязательное празднование Великих Дионисий, в трагедиях рассказывалось уже не только о Дионисе, но и о других мифологических героях, и хор изображал людей, а не спутников бога. Но все же основным в трагедии оставался спор противоположных сил, который вел начало от веры древних греков в извечную борьбу зимы и лета, света и мрака (см. ст. «Театр в Древней Греции и Древнем Риме»). Постепенно в Древней Греции обрядовые представления все больше «очеловечивались» и дали начало европейскому театру. Во многих странах Востока с древности существовали различные игры и религиозные обряды, но в отличие от Древней Греции там строго соблюдалась условность в их проведении, не допускалась связь с современностью. Вот почему эти представления далеки от привычных нам форм европейского театра.
|
ПОИСК
Block title
|