.
Меню сайта
|
Режисер-организатор спектакляРежисер-организатор спектакляО чем расскажет людям новый спектакль? Чему их научит? Ведь если зрители уйдут из театра не взволнованные, не обогащенные новыми мыслями или чувствами, значит, спектакль не достиг своей главной цели. Обо всем этом заботится режиссер — художественный руководитель театрального коллектива и организатор всего происходящего на сцене. Каждая пьеса требует особого режиссерского решения. Одно дело — ставить возвышенные романтические трагедии Шиллера, другое — бытовые комедии Островского, третье — отличающиеся необычайной психологической тонкостью драмы Чехова, четвертое — пьесы Брехта, в которых преобладает интеллектуальное начало, которые обращены к разуму зрителей. Режиссер глубоко вчитывается в пьесу. Он хочет все знать о ее героях, об их прошлой жизни, вкусах, привычках, воспитании, об их принципах и идеалах. Ведь ему придется думать и о том, кто из актеров будет играть эти роли. Нужно оценить и внешние данные актера, и его внутреннюю технику, обдумать, сумеет ли актер переключиться в чужую жизнь — стать Чацким, Гамлетом, Сквозник-Дмухановским... Режиссер ищет идейную и художественную правду постановки. Он определяет ход развития событий, взаимоотношения действующих лиц, место каждого из них в пьесе. От режиссера во многом зависит своеобразие спектакля, его композиция. Он продумывает мизансцены, т. е. размещение актерских групп на сценическом пространстве, работает с художником. Ищет пластическую форму спектакля, его внешнее построение, темп и ритм спектакля — замедление или нарастание действия. Находит средства, которые помогают актерам усилить значительность тех или иных сцен спектакля. Так, в «Молодой гвардии», поставленной в Московском театре им. Вл. Маяковского, режиссер Н. П. Охлопков нашел прием с поднимающимся и опускающимся красным знаменем. И это знамя подчеркивало суть происходящих событий, обобщало их, доводя до символа. Следит режиссер и за тем, чтобы музыка — пишется ли она заново или составляется из уже имеющихся произведений — естественно входила в ткань спектакля и усиливала его идейное и эмоциональное звучание. Режиссер помогает актеру войти в роль, ощутить себя в облике действующего лица. И все, что режиссер разрабатывает, должно вырастать из самой сущности спектакля. Режиссерское искусство сложилось окончательно в нашем веке. В советском театре выдвинулись такие выдающиеся режиссеры, как К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, Вс. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. О. Любимов-Ланской, К. А. Марджанишвили, С. Ахметели, Л. Курбас, Е. А. Мирович, X. Хамза, А. Д. Попов, Л. С. Вивьен, К. А. Зубов, Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, М. Н. Кедров, Г. А. Товстоногов и многие другие (см. статьи раздела «Советский театр»). * * * Театр, имеющий тысячелетнюю историю, и сегодня, несмотря на таких сильных соперников, как кино, радио, телевидение, продолжает жить, волновать и потрясать зрителей. Помните, как писал Белинский о театре: «В самом деле, — видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете». Но в театре всегда надо помнить об условной природе этого искусства. Волшебство театра в том и заключается, что актер играет на сцене, а мы, зрители, как бы уговариваемся считать его игру за подлинную жизнь, а холщовые кулисы — за леса и замки. Во времена Шекспира место действия обозначалось всего только одной характерной деталью декорации, но зрители верили, что события происходят то возле дворца короля Лира, то в степи. И современные режиссеры и художники часто добиваются предельной обобщенности в оформлении, сознательно усиливают его условность. Это часто помогает с еще большей силой подчеркнуть актерскую игру, усилить эмоциональный настрой спектакля. В этом отношении характерны постановки «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида и «Антимиры» Вознесенского в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Конечно, такие постановки требуют от зрителей известной эстетической подготовленности, но и эти спектакли советского театра находятся в сфере искусства социалистического реализма (см. ст. «Искусство социалистического реализма»). Главная задача нашего театра, как и всего искусства, — воспитание зрителей в духе коммунистической идейности, формирование сознания нового человека, живущего в социалистическом обществе. Эта задача решается успешно, если спектакль заставляет зрителей о многом подумать, увидеть что-то в жизни по-новому, а иное переоценить. |
ПОИСК
Block title
|