. Режисер-организатор спектакля
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Режисер-организатор спектакля

Режисер-организатор спектакля

О чем расскажет людям новый спектакль? Чему их научит? Ведь если зрители уйдут из театра не взволнованные, не обогащенные но­выми мыслями или чувствами, значит, спектакль не достиг своей главной цели. Обо всем этом заботится режиссер — художественный руко­водитель театрального коллектива и организа­тор всего происходящего на сцене.

Каждая пьеса требует особого режиссер­ского решения. Одно дело — ставить возвышен­ные романтические трагедии Шиллера, другое — бытовые комедии Островского, третье — отли­чающиеся необычайной психологической тон­костью драмы Чехова, четвертое — пьесы Брех­та, в которых преобладает интеллектуальное начало, которые обращены к разуму зрителей.

Режиссер глубоко вчитывается в пьесу. Он хочет все знать о ее героях, об их прошлой жиз­ни, вкусах, привычках, воспитании, об их прин­ципах и идеалах. Ведь ему придется думать и о том, кто из актеров будет играть эти роли. Нужно оценить и внешние данные актера, и его внутреннюю технику, обдумать, сумеет ли актер переключиться в чужую жизнь — стать Чацким, Гамлетом, Сквозник-Дмухановским...

Режиссер ищет идейную и худо­жественную правду постановки. Он определяет ход развития событий, взаимоот­ношения действующих лиц, место каждого из них в пьесе. От режиссера во многом зависит своеобразие спектакля, его композиция. Он продумывает мизансцены, т. е. размеще­ние актерских групп на сценическом простран­стве, работает с художником. Ищет пласти­ческую форму спектакля, его внешнее построение, темп и ритм спектакля — замед­ление или нарастание действия. Находит сред­ства, которые помогают актерам усилить зна­чительность тех или иных сцен спектакля. Так, в «Молодой гвардии», поставленной в Москов­ском театре им. Вл. Маяковского, режиссер Н. П. Охлопков нашел прием с поднимающимся и опускающимся красным знаменем. И это зна­мя подчеркивало суть происходящих событий, обобщало их, доводя до символа.

Следит режиссер и за тем, чтобы музыка — пишется ли она заново или составляется из уже имеющихся произведений — естественно входила в ткань спектакля и усиливала его идейное и эмоциональное звучание.

Режиссер помогает актеру войти в роль, ощутить себя в облике действующего лица. И все, что режиссер разрабатывает, должно вырастать из самой сущности спектакля.

Режиссерское искусство сложилось оконча­тельно в нашем веке. В советском театре выдви­нулись такие выдающиеся режиссеры, как К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Дан­ченко, Вс. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров,

Е. О. Любимов-Ланской, К. А. Марджанишвили, С. Ахметели, Л. Курбас, Е. А. Мирович, X. Хамза, А. Д. Попов, Л. С. Вивьен, К. А. Зу­бов, Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, М. Н. Кедров, Г. А. Товсто­ногов и многие другие (см. статьи раздела «Советский театр»).

* * *

Театр, имеющий тысячелетнюю историю, и сегодня, несмотря на таких сильных сопер­ников, как кино, радио, телевидение, продол­жает жить, волновать и потрясать зрителей.

Помните, как писал Белинский о театре: «В самом деле, — видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете».

Но в театре всегда надо помнить об условной природе этого искусства. Волшебство театра в том и заключается, что актер играет на сцене, а мы, зрители, как бы уговариваемся считать его игру за подлинную жизнь, а холщовые ку­лисы — за леса и замки. Во времена Шекспира место действия обозначалось всего только од­ной характерной деталью декорации, но зри­тели верили, что события происходят то возле дворца короля Лира, то в степи.

И современные режиссеры и художники час­то добиваются предельной обобщенности в офор­млении, сознательно усиливают его условность. Это часто помогает с еще большей силой под­черкнуть актерскую игру, усилить эмоциональ­ный настрой спектакля. В этом отношении характерны постановки «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида и «Антимиры» Воз­несенского в Московском театре драмы и коме­дии на Таганке. Конечно, такие постановки требуют от зрителей известной эстетиче­ской подготовленности, но и эти спектакли советского театра находятся в сфере искусства социалистического реализма (см. ст. «Искусство социалистического реализма»).

Главная задача нашего театра, как и всего искусства, — воспитание зрителей в духе ком­мунистической идейности, формирование со­знания нового человека, живущего в социали­стическом обществе. Эта задача решается успешно, если спектакль заставляет зрителей о многом подумать, увидеть что-то в жизни по-новому, а иное переоценить.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ