.
Меню сайта
|
Искусство актераИскусство актераОбязательный герой спектакля — актер. Именно актер переводит пьесу — литературное произведение в явление театрального искусства, сообщая ему сценическое действие. Именно актеры, преображаясь в персонажей пьесы, живут жизнью героев, радуются их радостями, страдают их страданиями. Актеры выявляют характеры своих персонажей, их отношение к другим людям и к жизни главным образом при помощи диалогов, т. е. разговоров действующих в пьесе лиц. Великолепные диалоги есть у Чехова. В разговоре Маши с полковником Вершининым при их расставании («Три сестры») с необычайной тонкостью, полунамеками говорится о чувстве, охватившем двух хороших людей, и о том, что этой любви не суждено расцвести. Очень острый диалог ведет учительница Любовь Яровая с Пановой, представительницей уходящего буржуазно-помещичьего мира (пьеса «Любовь Яровая» Тренева). В этом диалоге выявляются взгляды двух женщин и идеология тех классов, которые они представляют. Иногда переживания героя так глубоки и сильны, что он не может сдерживать своих чувств, и тогда рождается монолог — речь одного действующего лица. Вспомним монологи Бориса Годунова в трагедии Пушкина, Чацкого — в «Горе от ума» Грибоедова, Карла Моора — в «Разбойниках» Шиллера. Но и диалоги, и монологи, и вся актерская игра должны быть действенными. Это значит, что актер всегда должен уметь перевоплотиться в своего героя и действовать в предлагаемых пьесой и театром обстоятельствах так, как действовал бы его герой. Каждый мастер, создавая произведение искусства, пользуется тем или другим материалом. Артист, создавая образ, надевает костюм, гримируется. Но самое главное, что должен уметь артист, это и внутренне и внешне переключаться в другую жизнь, «превращаться» в того, кого он играет на сцене. Н. П. Хмелев, играя Каренина (в инсценировке по роману Толстого «Анна Каренина»), создал образ холодного и самодовольного человека, которому недоступны человеческие чувства. И даже во внешности актера все стало каренинским — вплоть до оттопыренных ушей и хрустящих пальцев. В пьесе Арбузова «Иркутская история», идущей в театре им. Евг. Вахтангова, артистка Ю. К. Борисова играет Вальку. Размашистые жесты, чересчур громкая речь помогают ей создать внешний облик героини. Но актриса сумела выразить и главное в образе Вальки — тонкость души, большую человечность. Материал актера — его собственная фантазия, его знания и жизненные наблюдения, его физические и душевные качества. С их помощью он должен уметь создавать бесчисленное разнообразие характеров своих героев. На сцене все должно быть действенно: жест, слово, даже молчание, даже неподвижность. Актер стремится активно воздействовать на зрителей, донести до них мысли, чувства, настроение своего героя. Точнее, он сам становится этим героем, действует в его образе, заставляет зрителей поверить в него. Все участники театрального процесса помогают актеру как можно глубже и тоньше, значительнее и ярче прочесть пьесу, раскрыть сущность человеческих характеров. Как и всякое искусство, театр условен, и, конечно, ни один актер, играющий Отелло, не душит Дездемону на самом деле. Лучший актер тот, который благодаря силе своей фантазии умеет жить на сцене жизнью своего героя и заставить публику поверить в эту жизнь. Таких актеров Станиславский называл актерами переживания. Это П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, П. М. Садовский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, И. В. Ильинский, М. К. Заньковецкая, А. М. Бучма, А. А. Хорава, В. К. Папазян, Б. В. Платонов и многие другие. |
ПОИСК
Block title
|