. Пьеса
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Пьеса

Пьеса

(Комедия, трагедия, драма)

Драматург — это автор пьес — литератур­ных произведений, предназначенных для поста­новки на сцене. Правда, в истории известны импровизационные театры, например комедия дель арте, где не было пьес и актеры сами при­думывали текст по ходу действия (см. ст. «Театр эпохи Возрождения»). Но и здесь существовал сценарий, определенные постоянные пер­сонажи, заранее решенные взаимоотношения, и только на основании всего этого актеры соз­давали свои диалоги.

В наши дни спектакли без пьес, как правило, не ставятся. Наряду с бесценными сокрови­щами классической драматургии на сцене глав­ное место занимают пьесы о нашем времени.

Пьеса (драма) дает театру основной материал для спектакля, в котором ее содер­жание раскрывается специфически театраль­ными средствами.

В ремарках драматург поясняет дей­ствие для актеров, режиссера, художника, ком­позитора, характеризует участников пьесы и об­становку, но ремарки неизвестны зрителю.

Драма должна быть действенной и конфликт­ной. Вспомните классические примеры — «Гам­лет» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Егор Булычев и другие» Горького. Все эти пьесы заключают в себе конфликты не­обычайной остроты. Гамлет — главный герой трагедии — в своих поисках подлинной правды, смысла человеческой жизни, в борьбе против пошлости, лжи, коварства и преступлений всту­пает в столкновение с королем и всей придвор­ной камарильей1, мстит им за убийство отца. Но порой Гамлет спорит и с самим собой.

В трагедии обычно показывается столк­новение героя, стоящего на передовых пози­циях, с косной средой. Трагический герой — всегда выдающийся человек, борец за высокие идеалы: свободу, добро, справедливость. И даже погибая, он самой своей гибелью утверждает значительность своих идей. Вера в; свое дело для героя сильнее страха смерти.

Герой пьесы «Прикованный Прометей» древ­него грека Эсхила отдал людям огонь, раньше принадлежавший только богам, и за это был прикован к скале (см. т. 11 ДЭ, ст. «Древнегре­ческая трагедия и комедия»). Но обреченный на муки Прометей сохраняет непреклонность духа — он убежден в справедливости своего поступка. Маркс назвал его «самым благород­ным святым и мучеником в философском кален­даре».

В трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» любовь молодых людей наталкивается на урод­ливое порождение феодального общества — кровную месть. И в жертву своему чувству герои приносят жизнь. В «Грозе» Островского Кате­рина предпочитает смерть жалкому прозяба­нию в «темном царстве». Отдает свою жизнь ради победы революции Комиссар в «Оптимисти­ческой трагедии» Вишневского.

Эти герои трагедии действуют против сил, враждебных новому, прекрасному, обличают реакционные установления и предрассудки. В том и заключена очищающая, оптимистическая сила трагедии, ее прогрессивная сущность.

Сущность комедии очень точно выра­зил Маркс: «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия. Богам Греции, которые были уже раз — в трагической форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила,

пришлось еще раз — в комической форме — умереть в «Беседах» Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человече­ство весело расставалось со своим прошлым».

Комедии помогают людям бороться с чело­веческими слабостями, старомодными привыч­ками, отжившими идеями. В лучших комедиях драматурги высмеивают эти пороки, консер­вативные установления и тех людей, которые за них держатся. Сатирическая ко­медия в остром, часто преувеличенном виде показывает и осуждает пороки общества, подоб­но тому как Мольер в «Тартюфе» обрушивается на лицемерие и ханжество современного ему мира. Гоголь в «Ревизоре» осмеивает не только взяточничество, бюрократизм, скотское пустожитие, но и то общество, для которого все это естественно. В «Клопе» Маяковский решитель­но выступает против мещанства и всех его по­рождений, показывая, как опасно оно в усло­виях строительства социализма.

Существуют также юмористические комедии, где обличаются более мелкие недо­статки общества и отдельных людей, и роман­тические комедии, создателями которых были Лопе де Вега, Шекспир.

Произведения для сцены обычно называют драмами (отсюда — драматургия). Но словом «драма» называются и те драматур­гические произведения, которые отнести к тра­гедиям или комедиям нельзя. Основное вни­мание в них уделяется сфере семейных отноше­ний. В лучших драмах — «Дядя Ваня» Чехова, «Последние» и «Егор Булычев и другие» Горь­кого, «Машенька» Афиногенова, «Таня» Арбу­зова и других — частные конфликты приобре­тают общественное значение.

1 Камарилья — группа влиятельных при­дворных, придворная клика.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ