.
Меню сайта
|
Музыка в Союзных РеспубликахМузыка в Союзных РеспубликахМузыкальное искусство каждой из национальностей, составляющих Советский Союз, неповторимо, как неповторимы их судьбы, их песни и танцы. И каждая вносит в советскую музыку свою, особую краску. Для многих из них путь к большому искусству открылся только после Октябрьской революции и установления Советской власти (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). Начинать приходилось зачастую с самых азов: обучаться музыкальной грамоте, создавать коллективы исполнителей. В первое время, когда во многих республиках не было своих музыкальных школ, училищ, консерваторий, одаренные юноши и девушки различных национальностей приезжали учиться в Москву, Ленинград и другие города. Очень помогли музыкантам республик Средней Азии, Поволжья опытные композиторы, педагоги из Москвы, Ленинграда, Киева. Некоторые работали в этих республиках десятилетиями, а иные оставались здесь навсегда. Композиторы Средней Азии и Прибалтики, Закавказья и Украины рассказывают об истории и жизни своих народов. В музыке их оживают любимые герои легенд, истории, современности. Мы слышим своеобразные мелодии, необычные интонации, прихотливые ритмы, вплетенные в сложную ткань музыкального произведения. Связь с народным творчеством — благородная традиция, оставленная классиками национальной музыки, — живет и развивается в произведениях композиторов братских советских республик. Много творческой энергии отдал развитию музыкальной культуры союзных республик Рейнгольд Морицевич Глиэр (см. ст. «Р. М. Глиэр»). В Узбекистане Глиэр вместе с узбекским композитором Т. Садыковым написал одну из первых узбекских опер — «Гюльсара» (1949). Сюжет ее был очень волнующим и жизненным для Советского Востока того времени. Гюльсара — узбечка, которая сбрасывает паранджу и смело идет к новой жизни, несмотря на угрозы и преследования. Здесь выразительна и мелодична музыка, легко узнаются напевы и интонации узбекских песен. Больше 30 лет живет в Узбекистане Алексей Федорович Козловский (р. 1905), автор симфонических произведений и оперы «Улугбек» (1942). Герой оперы — узбекский астроном, гуманист, государственный деятель XV в. «Восстание Восэ» (1939), первая таджикская опера, написана композитором Сергеем Артемьевичем Баласаняном (р. 1902). Он приехал в Таджикистан в 1936 г., окончив Московскую консерваторию. Оперы «Кузнец Кова» (1941, по мотивам древнего таджикского сказания), «Бахтиор и Ниссо» (1954, по роману П. Лукницкого «Ниссо»), балет «Лейли и Меджнун» (1947) — только часть сочинений Баласаняна, связанных с Таджикистаном. В основе первой казахской оперы «Кыз-Жибек» (1934), написанной Евгением Григорьевичем Брусиловским (р. 1905), тоже народная легенда о девушке Жибек и юноше Тулегене, чья любовь сильнее самой смерти. В Киргизии хорошо известны имена русских композиторов Владимира Александровича Власова (р. 1902) и Владимира Георгиевича Фере (р. 1902). Работают они всегда вместе с известным в республике композитором-мелодистом (создателем народных мелодий) Абдыласом Малдыбаевым (р. 1906). Три фамилии — Власов, Малдыбаев, Фере — часто стоят на афишах киргизского театра. Так в творческом содружестве с более опытными коллегами воспитывались первые национальные композиторы в республиках Средней Азии, создавались и формировались свои композиторские школы в Закавказье, Прибалтике, на Украине. Сегодня слава некоторых композиторов братских республик давно уже перешагнула за границы СССР. Всему миру известен Арам Хачатурян, автор балетов «Гаянэ» и «Спартак», симфоний и инструментальных концертов, в том числе популярнейшего скрипичного концерта (см. ст. «А. И. Хачатурян»). Произведения этого армянского композитора — гордость советского искусства. Служению гуманистическим идеям посвящает свое творчество талантливый азербайджанский композитор Кара Караев (см. ст. «К. А. Караев»). Его балеты «Семь красавиц», «Тропою грома» поставлены во многих театрах СССР и ряда зарубежных стран, а инструментальные сочинения широко звучат на концертных эстрадах. Успехи композиторов братских республик связаны с самыми разными жанрами, с самыми разными темами. Много творческих удач в жанре оперы. В операх воспевается борьба народов за свободу и независимость, против иноземных захватчиков, против тирании и деспотизма. Тема оперы «Богдан Хмельницкий» (1951) украинского композитора Константина Федоровича Данькевича (р. 1905) — освободительная война украинского народа против панской Польши 1648—1654 гг. Народные хоры, наряду с ариями и дуэтами, принадлежат к самым впечатляющим страницам оперы. В этих хорах композитор сохранил лучшие черты, свойственные украинскому фольклору, — мелодичность, задушевность, выразительность чувств. Борьба армянского народа против персидских завоевателей отражена в опере Александра Спендиарова «Алмаст», начатой в 1916 г. и завершенной в Советской Армении в 1928 г. (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). В центре оперы образы армянского военачальника князя Татула, его жены — предательницы Алмаст, персидского шаха Надира. «Алмаст» — симфоническая опера. Большую роль в развитии действия играет оркестровая партия. В оркестре даются характеристики действующих лиц, картины борьбы армян с персами-завоевателями за свою независимость. История героической борьбы азербайджанского народа против ханского гнета вдохновила Узеира Гаджибекова. Легендарный народный вождь стал героем его лучшей оперы «Кер-оглы» — классического произведения музыки Азербайджана (1936). Кер-оглы не только воин, но и ашуг — певец. В народе очень популярны три песни из этой оперы, близкие ашугским песнопениям. И облик Нигяр, нежной и бесстрашной подруги Кер-оглы, обрисован музыкой, впитавшей интонации народных песен. Ее арии задушевны, мелодичны, проникнуты искренним чувством. История и жизнь эстонского народа — основная, тема творчества композитора Эугена Каппа (р. 1908), Одна из лучших его опер — «Огни мщения» (1945) воскрешает страницы далекого прошлого — восстание эстов против немецких псов-рыцарей, которое вспыхнуло в Юрьеву ночь 1343 г. Написанная во время Великой Отечественной войны, опера прозвучала очень современно — освободительная борьба прошлого перекликалась с событиями, которые переживал в те годы весь советский народ. Великая Отечественная война вписала героические, незабываемые страницы в историю нашего народа. Она вдохновила композиторов на создание новых сочинений. Молодогвардейцы стали героями оперы «Молодая гвардия» (1947) украинского композитора Юлия Сергеевича Мейтуса (р. 1903). Эта опера обошла многие сцены советского театра, поставлена в социалистических странах. Татарского композитора Назиба Жиганова (р. 1911) взволновал образ легендарного поэта-воина, узника Моабитской тюрьмы Мусы Джалиля. И опера «Джалиль» (1956) по существу опера-монолог, опера одного героя, хотя по ходу действия мы знакомимся и с друзьями поэта по заключению, и с его семьей. Без творчества композиторов национальных республик невозможно представить сейчас советскую инструментальную или вокально-симфоническую музыку. Грузинский композитор Сулхан Цинцадзе (р. 1925) окончил Московскую консерваторию как виолончелист и композитор. Поэтому так хорошо он ощущает природу струнных инструментов. Но, кроме того, Цинцадзе превосходно знает грузинскую народную музыку. В его сочинениях покоряет смелость творческой фантазии, оригинальность мысли. Иногда же совсем неожиданно в миниатюре для квартета вдруг слышится звучание деревенских духовых инструментов, а в пьесе для виолончели «Чонгури» — характерный тембр народного грузинского инструмента чонгури. На Третьем съезде композиторов в 1962 г. впервые прозвучала и быстро завоевала популярность симфония для струнных и литавр армянского композитора Эдварда Мирзояна (р. 1921). Она поразила слушателей своей прозрачностью и изящностью, гармоничностью пропорций. Прелестна вторая часть, где в непрерывном и сдержанном «плетении» музыкальной ткани немало остроумных композиторских находок; так, в очень своеобразном тембровом наряде вдруг звучит известная в Армении детская народная песенка. Имя другого композитора Армении — Арно Бабаджаняна (р. 1921) известно гораздо шире — он автор не только превосходных инструментальных сочинений, но и многих популярных песен. В Узбекистане до установления Советской власти не было многоголосия, там народная музыка одноголосна. Но в середине 50-х годов композитор М. Бурханов поразил любителей музыки циклом хоровых обработок народных песен и оригинальных хоров без сопровождения. Прелестные по музыке хоры Бурханова стали значительным явлением не только узбекской, но и всей советской музыки. В отличие от Узбекистана и некоторых других республик Советского Востока, в Прибалтике многоголосная культура издавна развита. И эти национальные традиции продолжают советские композиторы. Одно из последних своих сочинений известный латышский композитор Маргер Заринь (р. 1910) посвятил борющемуся народу Конго. «Махагони» (1965) — так назвал он свою ораторию. Обращение к интонациям негритянского фольклора сочетается в этой оратории с мастерским владением хоровыми звучаниями, воспитанными традициями латышской музыки. У Зариня есть еще оратории, написанные на темы из жизни Советской Латвии, опера «К новому берегу» (1955), многочисленные вокальные сочинения. О каждом из композиторов советских республик немало интересного можно узнать из книг и статей в журналах и газетах, из радио- и телепередач. Их чудесную музыку, согретую дыханием нашего времени, вы можете услышать в оперном театре, на концертной эстраде, в кино, в записи на грампластинках. Народное творчество — вот почва, на которую опираются советские композиторы, стремясь поведать в своей музыке о самом главном, сокровенном. |
ПОИСК
Block title
|