. Музыка в Союзных Республиках
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка в Союзных Республиках

Музыка в Союзных Республиках

Музыкальное искусство каждой из нацио­нальностей, составляющих Советский Союз, не­повторимо, как неповторимы их судьбы, их песни и танцы. И каждая вносит в советскую музыку свою, особую краску.

Для многих из них путь к большому искус­ству открылся только после Октябрьской ре­волюции и установления Советской власти (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). Начинать приходилось зачастую с са­мых азов: обучаться музыкальной грамоте, соз­давать коллективы исполнителей. В первое время, когда во многих республиках не было своих музыкальных школ, училищ, консерва­торий, одаренные юноши и девушки различных национальностей приезжали учиться в Москву, Ленинград и другие города.

Очень помогли музыкантам республик Сред­ней Азии, Поволжья опытные композиторы, педагоги из Москвы, Ленинграда, Киева. Не­которые работали в этих республиках десяти­летиями, а иные оставались здесь навсегда.

Композиторы Средней Азии и Прибалтики, Закавказья и Украины рассказывают об исто­рии и жизни своих народов. В музыке их ожи­вают любимые герои легенд, истории, совре­менности. Мы слышим своеобразные мелодии, необычные интонации, прихотливые ритмы, впле­тенные в сложную ткань музыкального про­изведения. Связь с народным творчеством — благородная традиция, оставленная классиками национальной музыки, — живет и развивает­ся в произведениях композиторов братских советских республик.

Много творческой энергии отдал развитию музыкальной культуры союзных республик Рейнгольд Морицевич Глиэр (см. ст. «Р. М. Глиэр»). В Узбекистане Глиэр вместе с узбекским композитором Т. Садыковым написал одну из пер­вых узбекских опер — «Гюльсара» (1949). Сюжет ее был очень волнующим и жизненным для Со­ветского Востока того времени. Гюльсара — узбечка, которая сбрасывает паранджу и смело идет к новой жизни, несмотря на угрозы и пре­следования. Здесь выразительна и мелодична музыка, легко узнаются напевы и интонации узбекских песен.

Больше 30 лет живет в Узбекистане Алек­сей Федорович Козловский (р. 1905), автор сим­фонических произведений и оперы «Улугбек» (1942). Герой оперы — узбекский астроном, гу­манист, государственный деятель XV в. «Восстание Восэ» (1939), первая таджик­ская опера, написана композитором Сергеем Артемьевичем Баласаняном (р. 1902). Он при­ехал в Таджикистан в 1936 г., окончив Москов­скую консерваторию. Оперы «Кузнец Кова» (1941, по мотивам древнего таджикского сказа­ния), «Бахтиор и Ниссо» (1954, по роману П. Лукницкого «Ниссо»), балет «Лейли и Меджнун» (1947) — только часть сочинений Баласаняна, связанных с Таджикистаном.

В основе первой казахской оперы «Кыз-Жибек» (1934), написанной Евгением Григорь­евичем Брусиловским (р. 1905), тоже народная легенда о девушке Жибек и юноше Тулегене, чья любовь сильнее самой смерти.

В Киргизии хорошо известны имена рус­ских композиторов Владимира Александровича Власова (р. 1902) и Владимира Георгиевича Фере (р. 1902). Работают они всегда вместе с известным в республике композитором-мело­дистом (создателем народных мелодий) Абдыласом Малдыбаевым (р. 1906). Три фамилии — Власов, Малдыбаев, Фере — часто стоят на афишах киргизского театра.

Так в творческом содружестве с более опыт­ными коллегами воспитывались первые нацио­нальные композиторы в республиках Средней Азии, создавались и формировались свои ком­позиторские школы в Закавказье, Прибалтике, на Украине. Сегодня слава некоторых компо­зиторов братских республик давно уже пере­шагнула за границы СССР.

Всему миру известен Арам Хачатурян, автор балетов «Гаянэ» и «Спартак», симфоний и инструментальных концертов, в том числе попу­лярнейшего скрипичного концерта (см. ст. «А. И. Хачатурян»). Произведения этого армян­ского композитора — гордость советского искус­ства.

Служению гуманистическим идеям посвя­щает свое творчество талантливый азербайджан­ский композитор Кара Караев (см. ст. «К. А. Ка­раев»). Его балеты «Семь красавиц», «Тропою грома» поставлены во многих театрах СССР и ряда зарубежных стран, а инструменталь­ные сочинения широко звучат на концертных эстрадах.

Успехи композиторов братских республик связаны с самыми разными жанрами, с самыми разными темами. Много творческих удач в жан­ре оперы. В операх воспевается борьба наро­дов за свободу и независимость, против ино­земных захватчиков, против тирании и деспо­тизма.

Тема оперы «Богдан Хмельницкий» (1951) украинского композитора Константина Федо­ровича Данькевича (р. 1905) — освободитель­ная война украинского народа против панской Польши 1648—1654 гг. Народные хоры, на­ряду с ариями и дуэтами, принадлежат к са­мым впечатляющим страницам оперы. В этих хорах композитор сохранил лучшие черты, свойственные украинскому фольклору, — мелодичность, задушевность, выразительность чувств.

Борьба армянского народа против персид­ских завоевателей отражена в опере Александра Спендиарова «Алмаст», начатой в 1916 г. и за­вершенной в Советской Армении в 1928 г. (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). В центре оперы образы армянского военачальника князя Татула, его жены — пре­дательницы Алмаст, персидского шаха Надира. «Алмаст» — симфоническая опера. Большую роль в развитии действия играет оркестровая партия. В оркестре даются характеристики дей­ствующих лиц, картины борьбы армян с перса­ми-завоевателями за свою независимость.

История героической борьбы азербайджан­ского народа против ханского гнета вдохно­вила Узеира Гаджибекова. Легендарный народ­ный вождь стал героем его лучшей оперы «Кер-оглы» — классического произведения музыки Азербайджана (1936). Кер-оглы не только воин, но и ашуг — певец. В народе очень популярны три песни из этой оперы, близкие ашугским песнопениям. И облик Нигяр, нежной и бес­страшной подруги Кер-оглы, обрисован музы­кой, впитавшей интонации народных песен. Ее арии задушевны, мелодичны, проникнуты искренним чувством.

История и жизнь эстонского народа — основ­ная, тема творчества композитора Эугена Кап­па (р. 1908), Одна из лучших его опер — «Огни мщения» (1945) воскрешает страницы далекого прошлого — восстание эстов против немецких псов-рыцарей, которое вспыхнуло в Юрьеву ночь 1343 г. Написанная во время Великой Отечественной войны, опера прозвучала очень современно — освободительная борьба прош­лого перекликалась с событиями, которые пере­живал в те годы весь советский народ.

Великая Отечественная война вписала ге­роические, незабываемые страницы в историю нашего народа. Она вдохновила композиторов на создание новых сочинений. Молодогвардей­цы стали героями оперы «Молодая гвардия» (1947) украинского композитора Юлия Сер­геевича Мейтуса (р. 1903). Эта опера обошла многие сцены советского театра, поставлена в социалистических странах.

Татарского композитора Назиба Жиганова (р. 1911) взволновал образ легендарного поэта-воина, узника Моабитской тюрьмы Мусы Джа­лиля. И опера «Джалиль» (1956) по суще­ству опера-монолог, опера одного героя, хотя по ходу действия мы знакомимся и с друзьями поэта по заключению, и с его семьей.

Без творчества композиторов националь­ных республик невозможно представить сей­час советскую инструментальную или вокаль­но-симфоническую музыку.

Грузинский композитор Сулхан Цинцадзе (р. 1925) окончил Московскую консерваторию как виолончелист и композитор. Поэтому так хорошо он ощущает природу струнных инстру­ментов. Но, кроме того, Цинцадзе превосходно знает грузинскую народную музыку. В его со­чинениях покоряет смелость творческой фан­тазии, оригинальность мысли. Иногда же со­всем неожиданно в миниатюре для квартета вдруг слышится звучание деревенских духо­вых инструментов, а в пьесе для виолончели «Чонгури» — характерный тембр народного гру­зинского инструмента чонгури.

На Третьем съезде композиторов в 1962 г. впервые прозвучала и быстро завоевала попу­лярность симфония для струнных и литавр армянского композитора Эдварда Мирзояна (р. 1921). Она поразила слушателей своей прозрачностью и изящностью, гармоничностью пропорций. Прелестна вторая часть, где в не­прерывном и сдержанном «плетении» музыкаль­ной ткани немало остроумных композиторских находок; так, в очень своеобразном тембровом наряде вдруг звучит известная в Армении дет­ская народная песенка.

Имя другого композитора Армении — Арно Бабаджаняна (р. 1921) известно гораздо ши­ре — он автор не только превосходных инст­рументальных сочинений, но и многих популяр­ных песен.

В Узбекистане до установления Советской власти не было многоголосия, там народная музыка одноголосна. Но в середине 50-х годов композитор М. Бурханов поразил любителей музыки циклом хоровых обработок народных песен и оригинальных хоров без сопровожде­ния. Прелестные по музыке хоры Бурханова стали значительным явлением не только уз­бекской, но и всей советской музыки.

В отличие от Узбекистана и некоторых дру­гих республик Советского Востока, в Прибал­тике многоголосная культура издавна развита. И эти национальные традиции продолжают со­ветские композиторы. Одно из последних своих сочинений известный латышский композитор Маргер Заринь (р. 1910) посвятил борющемуся народу Конго. «Махагони» (1965) — так на­звал он свою ораторию. Обращение к интона­циям негритянского фольклора сочетается в этой оратории с мастерским владением хоровыми звучаниями, воспитанными традициями латыш­ской музыки. У Зариня есть еще оратории, написанные на темы из жизни Советской Латвии, опера «К новому берегу» (1955), многочислен­ные вокальные сочинения.

О каждом из композиторов советских рес­публик немало интересного можно узнать из книг и статей в журналах и газетах, из радио- и телепередач. Их чудесную музыку, согретую дыханием нашего времени, вы можете услышать в оперном театре, на концертной эстраде, в кино, в записи на грампластинках. Народное творчество — вот почва, на которую опираются советские композиторы, стремясь поведать в своей музыке о самом главном, сокровенном.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ