. Г.В. Свиридов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Г.В. Свиридов

Г.В. Свиридов

(р. 1915)

Георгий Васильевич Свиридов принадлежит к самым своеобразным композиторам нашей эпохи. Это современный художник, живущий большими думами о Советской Родине и ее на­роде, об их прошлом, настоящем и будущем. Его музыка, обладая огромной силой воздей­ствия и художественного убеждения, вместе с тем отличается удивительной ясностью и че­канной простотой. В короткой, яркой, словно несколькими штрихами набросанной музы­кальной зарисовке умеет он всегда точно пе­редать самое главное, раскрыть слушателю глубокое содержание своего замысла.

Детство будущего композитора прошло в го­родке Фатеже Курской области, где так при­вольна русская природа, так прекрасны и за­душевны старинные песни. Его отец — родом из крестьянской семьи — работал на почте. В начале революции коммунист Василий Свиридов погиб за Советскую власть — был рас­стрелян белогвардейцами.

С 9 лет мальчик жил в Курске, там и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 г. юный музыкант учится в Центральном музы­кальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонати­ны и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935), написан­ные студентом Свиридовым, с успехом испол­няются и теперь. В этих романсах, по-юношески свежих и искренних («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры»), изображен молодой Пушкин — задорный, остроумный и мечтательный поэт.

В Ленинградской консерватории Г. В. Сви­ридов учился под руководством профессоров П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти годы (1936—1941) он сочиняет романсы на сти­хи М. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира (см. об этих писателях в т. 11 ДЭ), пишет немало инструментальных произведе­ний. Молодой композитор осваивал тогда тра­диции и приемы своих учителей и великих пред­шественников, подобно тому как учатся рисо­вать, копируя полотна великих мастеров жи­вописи.

Самые значительные среди произведений Сви­ридова 40-х годов — его инструментальные ан­самбли. За трио (1945) он был удостоен Го­сударственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы, того главного и сокровенного, что хотел бы поведать людям и чего, кроме него, никто бы им поведать не смог.

Новое, свое пришло как внезапное откро­вение, когда в 1949 г. Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочи­нять романсы на его стихи (см. т. 11 ДЭ, ст. «Аветик Исаакян»). Так возник вокальный цикл «Страна отцов». Советская музыка обо­гатилась открытием большого художника, всту­пившего в полосу творческой зрелости. Не ме­нее знамениты его песни на стихи Ро­берта Бернса (1955). Композитор ис­пользует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем не­повторимо «свиридовской».

Значительной работой Свиридова была во­кально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1955), главная мысль ко­торой высказана в ее эпиграфе: «Но более все­го любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».

Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное — поэзию родной при­роды, крестьянской Руси, народно-революцион­ные мотивы. В центре стоит любовь крестьян­ского юноши поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами стра­ны, восторженное принятие Октябрьской ре­волюции. Дальше тема приобретает трагиче­ское звучание — сложной оказалась судьба по­эта, не нашедшего своего места в той новой жиз­ни, которую он приветствовал. Широко раз­вертывается в первых частях поэмы лирически-проникновенный образ Родины, вздыбливаемой революционным шквалом. Размышления над судьбами страны, над ролью поэта-патриота в эпоху великой всенародной борьбы становятся одной из главных тем Свиридова.

К этой теме он обращается и в «Патети­ческой оратории» на стихи Вл. Мая­ковского (1959), за которую композитору при­суждена Ленинская премия. Это произведение огромного таланта и смелого, новаторского под­хода к жанру оратории и к поэзии Маяковского. Как залпы «Авроры», гремят мощные аккорды оркестра, перемежаясь с возгласами оратора-трибуна: «Разворачивайтесь в марше!.. Ваше слово, товарищ маузер!» И в ответ раздается грозный, мощный хор: «Бейте в площади, бун­тов топот...» Кажется, сдвинулась грандиозная человеческая лавина, заколебалась земля под ногами, все пришло в движение — люди, земля и вселенная. Так рождается небывалый по размаху, гигантский образ Революции. Про­зрачные свирельные напевы кларнетов и флейт, невольно рождающие в памяти картины скром­ной и тихой русской природы,— это размыш­ления поэта о родной земле, «которую завоевал и полуживую вынянчил», которая дороже всего на свете. О будущем этой земли, о ее скорбях и светлых надеждах поется в хоровой сцене «Здесь будет город-сад», в сурово-строгом «Раз­говоре с товарищем Лениным». В финале му­зыка рисует звенящий от жаркого солнца, осле­пительный летний русский пейзаж. Широко, распевно льется привольная мелодия хора: «В сто сорок солнц закат пылал». Она преобража­ется затем и звучит как величественное утверж­дение высокой роли искусства («Светить всег­да, светить везде!..»).

В 60-е годы в творчестве Свиридова от­четливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской ста­рины и создает музыку, которая опирается на самые исконные, традиционные черты нацио­нального музыкального искусства, но вместе с тем звучит удивительно современно.

В кантате «Курские песни» (1962) композитор использовал семь подлинных ста­ринных мелодий, записанных советскими фоль­клористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее гру­стной доле и душевной красоте. Тема женской доли вписывается в общую многокрасочную картину жизни крестьянства, где слышится «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Так, в песне «Соловей мой смутный» затрагивается тема прошлой подневольной жизни нашего на­рода, а в песнях «Ты воспой, воспой, жавороночек» и «За речкою» звучат удаль и размах, широкое русское раздолье.

Свиридовым написаны и другие замечатель­ные сочинения: симфонический «Маленький трип­тих», кантата «Снег идет» (на стихи Б. Пастер­нака), «Петербургские песни» (на слова А. Бло­ка).

Творчество Свиридова в последнее время завоевывает все более широкий круг любите­лей и друзей. Это объясняется не только яс­ностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несу­щих в себе частицу его души.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ