. Д.Д. Шостакович
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович

(р. 1906)

«Худенький мальчик за роялем перерож­дался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и за­ставляющие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно до смеха или до слез... Те, кто обладал способностью пред­чувствовать, уже могли в сплетении его причуд­ливых поисков увидеть будущего Дмитрия Шос­таковича». Так вспоминал о юности замечатель­ного советского композитора писатель К. А. Федин. Шостаковичу было тогда не больше 13 лет, он только что поступил в Петроградскую консерваторию. Композиции он учился у М. О. Штейнберга, музыкального воспитан­ника и друга Н. А. Римского-Корсакова, а по классу фортепиано — у Л. В. Николаева. Композитор А. К. Глазунов, директор консер­ватории, внимательно следил за развитием свое­образного дарования юного музыканта (см. статьи раздела «Русская музыка»).

Жизнь в начале 20-х годов была трудной, только что отгремели последние залпы граж­данской войны. Семья жила в нужде. Шоста­кович получал стипендию, но порой ему все же приходилось для заработков играть во время сеансов немых фильмов. Юноша много сочинял, его талант быстро развивался. Первое опубли­кованное сочинение Шостаковича написано им в 16 лет — в 1922 г. Это широко известные «Три фантастических танца» для фор­тепиано, полные своеобразного мелодического изящества, гармонической красоты. Их играют студенты консерваторий и училищ, они часто исполняются в концертах.

В 1925 г. Дмитрий Шостакович окончил кон­серваторию. Его дипломная работа — Пер­вая симфония, исполненная в мае 1926 г. в открытом концерте, сразу при­влекла к себе слушателей. Юно­шеская свежесть чувств, энер­гия, глубокий, слегка насмеш­ливый склад ума — все эти свойства творческой натуры мо­лодого композитора получили яркое выражение в симфонии. С нее началась широкая извест­ность Шостаковича.

Все последующие годы он много и неутомимо работает: со­здает симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1933), оперы «Нос» но Н. В. Гоголю (1928) и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Из­майлова») по Н. С. Лескову (1932), балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». По­являются новые замечательные камерные произведения Шостаковича, среди них 24 фортепианные прелюдии. Молодой композитор пишет музыку к драмати­ческим спектаклям (например, к «Гамлету» Шекспира), к кинофильмам («Встречный», «Подруги», «Возвращение Максима»). Его уди­вительно радостная и светлая «Песня о встреч­ном» облетела всю страну.

Молодой Шостакович с успехом выступает и как пианист — он исполняет не только свои произведения, но и классическую музыку. На Международном конкурсе пианистов в Варшаве (1927) он награжден почетным дипломом.

В 1937 г. Шостаковичем создана Пятая симфония — это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в му­зыке. Ею открывается период зрелости в раз­витии таланта композитора. Путь человека от одиночества и страдания к радости и жизнеутверждению — об этом повествует музыка сим­фонии. В ней много трагических переживаний, мучительных раздумий, сомнений, но, когда наступает финал, по словам писателя А. Н. Тол­стого, зал охватывает «чувство радости, чув­ство счастья. Оно пенится в оркестре, оно про­носится по залу, как весенний ветер».

Основным героем произведений Шостаковича становится наш современник — строитель, мы­слитель, гражданин, активно созидающий жизнь.

Новые успехи приносят композитору про­изведения последних предвоенных лет: Шeстая симфония (1939), квинтет, музыка к фильмам «Выборгская сторона», «Великий гражданин», «Человек с ружьем».

Композитор задумывает монументальную симфонию памяти В. И. Ленина. Но начинается Великая Отечественная война. Шостакович не хочет уезжать из родного Ленинграда. Во время бомбежек в одежде пожарника дежурит он на крыше дома, а когда стихает грохот бомб и вой сирен, снова с лихорадочной быстро­той пишет. Он создает Седьмую симфонию — «о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... о величии нашего народа... о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте». Шостакович посвящает ее героическому Ленин­граду.

Седьмая («Ленинградская») сим­фония была впервые исполнена в дни на­пряженнейших боев с врагом — в марте 1942 г. «Симфония всепобеждающего мужества», «Сим­фония гнева и борьбы», «Рожденная бурей» — под такими заголовками выходили посвященные ей газетные статьи. Лучшие дирижеры мира — Тосканини, Стоковский и другие — добивались права первого исполнения Седьмой симфонии. Нет ни одного другого симфонического произ­ведения, которое так полно отразило бы тему борьбы с фашизмом, сыграло бы столь значи­тельную роль в сплочении международных ан­тифашистских сил. «Страна, художники кото­рой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непо­бедима!» — писали в зарубежной печати.

Тема суровых военных испытаний звучит и в других сочинениях Шостаковича этих лет — в трио и Восьмой симфонии (1943). И снова тысячи людей в разных городах и стра­нах потрясены могучей силой его музыки. «Вели­чавый трагический эпос только что пережитой человечеством страшной поры» — так опреде­лил содержание Восьмой симфонии Б. Асафьев. Такую музыку мог создать только человек, испытывающий жгучую ненависть к войне и си­лам, породившим ее.

«Подлинная культура всегда служит миру,— говорит композитор. — Чем больше книг, соз­данных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше кар­тин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру... и на жизнь любого человека».

«МУЗЫКА НЕ МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ ЗРИМЫЙ ОБРАЗ МИРА, НО ОНА ИМЕЕТ ТО ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЧУТКА НА ЧУВСТВО И ЕЙ ДОСТУПНО ПЕРЕДА­ВАТЬ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЖИВОЕ ДВИЖЕ­НИЕ».

Д. Д. ШОСТАКОВИЧ

Шостакович посвящает теме борьбы за мир Де­сятую симфонию (1953). Его «Песню о мире» из кинофильма «Встреча на Эльбе» повсюду поют миллионы людей. В 1954 г. ком­позитор был удостоен Международной премии мира.

Творчество Шостаковича в послевоенные годы особенно многообразно. Трудно назвать другого советского композитора, который бы так же плодотворно и быстро работал. Им созданы Вто­рой фортепианный, скрипичный и виолончель­ный концерты, оратория «Песнь о лесах», кан­тата «Над Родиной нашей солнце сияет», хоро­вые поэмы, 24 прелюдии и фуги для фортепиано, романсы, музыка к новым кинофильмам.

В 1957 г. прозвучала программная Один­надцатая симфония Шостаковича («1905-й год»). В ее четырех частях — «Дворцо­вая площадь», «9 Января», «Вечная память», «Набат» — воссозданы исторические картины. Развивая темы революционных песен, Шоста­кович с огромным мастерством и необычайной выразительной силой ведет рассказ о русской революции. Одиннадцатая симфония Д. Д. Шос­таковича, высоко оцененная советскими слу­шателями, отмечена Ленинской премией.

...Идут годы. Появляются все новые и но­вые произведения Шостаковича. Свою Двенад­цатую симфонию (1961) он посвящает В. И. Ле­нину и Великой Октябрьской революции. В сле­дующей, Тринадцатой симфонии (1962) компо­зитор обращается к гражданской лирике поэта Е. Евтушенко. Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964, тоже на стихи Е. Евтушенко), несколько инструментальных кон­цертов, квартетов, музыка к кинофильмам «Карл Маркс» и «Гамлет», вокальный цикл на стихи А. Блока и т. д. — трудно перечислить все новое и значительное, что выходит из-под пера замеча­тельного музыканта. Всемирная слава его стано­вится еще шире, университеты и академии мно­гих стран — Англии, Италии, Югославии и др.— присуждают Д. Д. Шостаковичу почетные зва­ния.

Правительство нашей страны присвоило за­мечательному композитору звания народного артиста СССР и Героя Социалистического Труда, наградило орденами.

Композитор, пианист, общественный дея­тель, педагог, воспитавший немало талантли­вых учеников, Дмитрий Дмитриевич Шостако­вич — один из самых выдающихся творцов му­зыки XX столетия.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ