. Д.Б. Кабалевский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Д.Б. Кабалевский

Д.Б. Кабалевский

(р. 1904)

У каждого настоящего, большого худож­ника, музыканта всегда есть своя любимая тема, которая проходит через все его творчество. В музыке Дмитрия Борисовича Кабалевского это «детская» и «молодежная» темы, воплощен­ные не только во множестве ярких, жизнерадо­стных, задорных песен и пьес, но и в крупных сочинениях.

Д. Б. Кабалевский родился в Петербурге, в семье математика. С детства у мальчика воспи­тывали широкие интересы, любовь к труду, книге, искусству. Он увлекался рисованием, импровизациями за роялем, участвовал в гим­назическом журнале «Стихи и проза», отлично бегал на коньках, ходил на лыжах. Семья пере­ехала в Москву, где юноша поступил учиться в музыкальный техникум.

Став преподавателем музыкальной школы, молодой Кабалевский впервые пробует сочи­нять песенки и пьески для своих маленьких уче­ников — иногда прямо в классе, в ожидании их прихода.

С тех пор тесная дружба связала компози­тора с советскими школьниками. Кто из ребят, учившихся играть на рояле, не знает, напри­мер, сонатины до мажор Кабалев­ского — этого веселого, солнечного произве­дения? В ней привлекают не только яркость содержания, богатство образов, стройность фор­мы, разнообразие ритмов, но и интересные тех­нические приемы, которыми полезно овладеть юным музыкантам.

Кабалевский — автор четырех симфоний, мно­жества инструментальных камерных сочинений, концертов, песен, романсов. Работая над своей первой оперой «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», 1938, по повести французского писателя Ромена Роллана «Кола Брюньон»), композитор изучил характер фран­цузских народных песен и танцев. Он проникся самым духом их мелодий и создал живые, отме­ченные самобытными национальными чертами образы героев — Кола и Ласочки. Столь же глубокий народный характер свойствен музы­ке остальных его опер — «В огне» (1943), «Семья Тараса» (1947), «Никита Вершинин» (1955).

Кабалевского привлекает и работа в кино: им написана музыка к комедии «Антон Иваныч сердится» и фильму по мотивам Ф. М. Достоев­ского «Петербургская ночь», к детскому фильму «Первоклассница» (вместе с композитором М. Зивом) и кинотрилогии «Хождение по мукам» по эпопее А. Н. Толстого.

Творчество Кабалевского тесно связано с современностью, с ее героями. Он раскрывает в своей музыке лучшие черты советских людей самых различных поколений. Все они одина­ково преданы Родине: и вчерашняя школьница Настя, которая стала партизанкой (героиня оперы «Семья Тараса»), и стремящиеся своим трудом помочь стране герои песни «Четверка дружная ребят».

В пионерских песнях Кабалев­ского — «У костра», «Про вожатую», «Школь­ные годы», «Артековская» — отражена любовь советских ребят к Родине, ее природе, к своей школе.

В содружестве с известными детскими поэ­тами С. Я. Маршаком, С. В. Михалковым, А. Л. Барто и другими композитор создал заме­чательные песни-сценки, удивительно верно и тонко передав в музыке весь юмор и богатство поэтического текста. С восторгом и смехом вос­принимает детвора живые, занятные музыкаль­ные характеристики упрямых животных (пе­сенка «Бараны»), нелепых чудаков (песня «Мель­ник, мальчик и осел»), взволнованных и радо­стных первоклассников («Первоклассница») и смешного озорника Пети («Частушки про Петю»). В каждой песне Кабалевского свой характер, своя тема, и раскрываются они простыми вы­разительными средствами.

Юному поколению Кабалевский посвятил три инструментальных концерта с оркестром: для скрипки, виолончели и фортепиано. Скри­пичный концерт (1948) прозвучал впер­вые в дни празднования 30-летия Ленинского комсомола. Его музыка — то живая и бодрая, то нежная, лирическая — сразу завоевала при­знание молодежи. В фортепианном кон­церте (1952) средняя часть построена на известной песне Кабалевского «Наш край». Простая, плавная, развертывающаяся в ритме вальса мелодия приобрела здесь еще более проникновенное звучание.

К открытию XXI съезда КПСС Кабалевский пишет кантату «Ленинцы» (1959, на стихи Е. Долматовского). Ее тема — единство трех советских поколений — коммунистов, комсомоль­цев и пионеров, воспитанных под знаменем Ленина и уверенно идущих к коммунизму. Борьба за мир отражена в одном из очень яр­ких и жизнерадостных сочинений Кабалевского для детского хора и оркестра — в «Песне утра, весны и мира» (1958, на стихи Ц. Солодаря).

В конце 1963 г. Кабалевский завершил гран­диозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р. Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достой­ными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле. Как и во многих других сочинениях Кабалевского, в «Реквиеме» тема светлого будущего связана с образами детей. Хор «Наши дети» — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории.

«Реквием» Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям: «Убейте войну, прокляните войну!» — все это было горячо принято слуша­телями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором.

Задор стремительной юности, ритмическая четкость, простота, стройность и благородство формы, ясность основной мысли, глубокая пат­риотичность — эти свойства музыки Кабалевско­го особенно любят и ценят советские слушатели.

Кабалевский — человек больших знаний, разносторонних художественных интересов. Это общественный деятель и педагог, ученый и му­зыкальный критик, пианист и дирижер-ис­полнитель своих произведений. Симфонические концерты под управлением народного артиста СССР Д. Кабалевского слушали тысячи люби­телей музыки в нашей стране и за рубежом. Его музыка привлекает тем, что в ней «слышатся открытость души, приветность, добрый взор, непринужденный смех» (Б. Асафьев).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ