.
Меню сайта
|
Д.Б. КабалевскийД.Б. Кабалевский(р. 1904) У каждого настоящего, большого художника, музыканта всегда есть своя любимая тема, которая проходит через все его творчество. В музыке Дмитрия Борисовича Кабалевского это «детская» и «молодежная» темы, воплощенные не только во множестве ярких, жизнерадостных, задорных песен и пьес, но и в крупных сочинениях. Д. Б. Кабалевский родился в Петербурге, в семье математика. С детства у мальчика воспитывали широкие интересы, любовь к труду, книге, искусству. Он увлекался рисованием, импровизациями за роялем, участвовал в гимназическом журнале «Стихи и проза», отлично бегал на коньках, ходил на лыжах. Семья переехала в Москву, где юноша поступил учиться в музыкальный техникум. Став преподавателем музыкальной школы, молодой Кабалевский впервые пробует сочинять песенки и пьески для своих маленьких учеников — иногда прямо в классе, в ожидании их прихода. С тех пор тесная дружба связала композитора с советскими школьниками. Кто из ребят, учившихся играть на рояле, не знает, например, сонатины до мажор Кабалевского — этого веселого, солнечного произведения? В ней привлекают не только яркость содержания, богатство образов, стройность формы, разнообразие ритмов, но и интересные технические приемы, которыми полезно овладеть юным музыкантам. Кабалевский — автор четырех симфоний, множества инструментальных камерных сочинений, концертов, песен, романсов. Работая над своей первой оперой «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», 1938, по повести французского писателя Ромена Роллана «Кола Брюньон»), композитор изучил характер французских народных песен и танцев. Он проникся самым духом их мелодий и создал живые, отмеченные самобытными национальными чертами образы героев — Кола и Ласочки. Столь же глубокий народный характер свойствен музыке остальных его опер — «В огне» (1943), «Семья Тараса» (1947), «Никита Вершинин» (1955). Кабалевского привлекает и работа в кино: им написана музыка к комедии «Антон Иваныч сердится» и фильму по мотивам Ф. М. Достоевского «Петербургская ночь», к детскому фильму «Первоклассница» (вместе с композитором М. Зивом) и кинотрилогии «Хождение по мукам» по эпопее А. Н. Толстого. Творчество Кабалевского тесно связано с современностью, с ее героями. Он раскрывает в своей музыке лучшие черты советских людей самых различных поколений. Все они одинаково преданы Родине: и вчерашняя школьница Настя, которая стала партизанкой (героиня оперы «Семья Тараса»), и стремящиеся своим трудом помочь стране герои песни «Четверка дружная ребят». В пионерских песнях Кабалевского — «У костра», «Про вожатую», «Школьные годы», «Артековская» — отражена любовь советских ребят к Родине, ее природе, к своей школе. В содружестве с известными детскими поэтами С. Я. Маршаком, С. В. Михалковым, А. Л. Барто и другими композитор создал замечательные песни-сценки, удивительно верно и тонко передав в музыке весь юмор и богатство поэтического текста. С восторгом и смехом воспринимает детвора живые, занятные музыкальные характеристики упрямых животных (песенка «Бараны»), нелепых чудаков (песня «Мельник, мальчик и осел»), взволнованных и радостных первоклассников («Первоклассница») и смешного озорника Пети («Частушки про Петю»). В каждой песне Кабалевского свой характер, своя тема, и раскрываются они простыми выразительными средствами. Юному поколению Кабалевский посвятил три инструментальных концерта с оркестром: для скрипки, виолончели и фортепиано. Скрипичный концерт (1948) прозвучал впервые в дни празднования 30-летия Ленинского комсомола. Его музыка — то живая и бодрая, то нежная, лирическая — сразу завоевала признание молодежи. В фортепианном концерте (1952) средняя часть построена на известной песне Кабалевского «Наш край». Простая, плавная, развертывающаяся в ритме вальса мелодия приобрела здесь еще более проникновенное звучание. К открытию XXI съезда КПСС Кабалевский пишет кантату «Ленинцы» (1959, на стихи Е. Долматовского). Ее тема — единство трех советских поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров, воспитанных под знаменем Ленина и уверенно идущих к коммунизму. Борьба за мир отражена в одном из очень ярких и жизнерадостных сочинений Кабалевского для детского хора и оркестра — в «Песне утра, весны и мира» (1958, на стихи Ц. Солодаря). В конце 1963 г. Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р. Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достойными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле. Как и во многих других сочинениях Кабалевского, в «Реквиеме» тема светлого будущего связана с образами детей. Хор «Наши дети» — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории. «Реквием» Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям: «Убейте войну, прокляните войну!» — все это было горячо принято слушателями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором. Задор стремительной юности, ритмическая четкость, простота, стройность и благородство формы, ясность основной мысли, глубокая патриотичность — эти свойства музыки Кабалевского особенно любят и ценят советские слушатели. Кабалевский — человек больших знаний, разносторонних художественных интересов. Это общественный деятель и педагог, ученый и музыкальный критик, пианист и дирижер-исполнитель своих произведений. Симфонические концерты под управлением народного артиста СССР Д. Кабалевского слушали тысячи любителей музыки в нашей стране и за рубежом. Его музыка привлекает тем, что в ней «слышатся открытость души, приветность, добрый взор, непринужденный смех» (Б. Асафьев). |
ПОИСК
Block title
|