.
Меню сайта
|
А.И. ХачатурянА.И. Хачатурян(р. 1903) «Хачатурян имеет исключительные заслуги перед музыкальной культурой армянского народа... и всего Советского Союза. Он первый среди наших композиторов сумел раскрыть многообразные возможности... музыки Советского Востока... Музыка Хачатуряна обладает неоценимым качеством — своим индивидуальным почерком: вы узнаете ее автора, прослушав первые несколько тактов сочинения» — так писал Д. Д. Шостакович. При первых же звуках поэтического «Вальса» к «Маскараду» Лермонтова, «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» или столь любимых многими фортепианного и скрипичного концер- тов сразу скажешь — это музыка Хачатуряна. Сразу почувствуешь сочный колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особую красочность оркестра. В музыке Хачатуряна есть еще одна своеобразная черта — импровизационность. Импровизировать — это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Хачатурян с детства узнал это искусство от народных певцов Армении и Грузии — ашугов. «Импровизация помогает взлету моей фантазии, но я всегда помню, что фантазию нужно обуздывать строгой формой. В произведении должен быть замысел, идея», — говорит композитор. Хачатурян не только пишет музыку. Он занят кипучей, разнообразной деятельностью: педагогической, артистической, литературной, общественной. Еще в 1939 г. Арама Ильича Хачатуряна избирают депутатом Верховного Совета Армении. Много лет он работает в самодеятельных кружках на заводах. Все делает страстно, с любовью, горячо отзываясь на запросы музыкальной жизни, с особой доброжелательностью к людям и к делу. Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке в специальной школе, а только слушал народные песни и сам их пел. Дом Хачатурянов был полон музыкой. Отец его славился искусством пения под аккомпанемент народных инструментов. Любила петь и мать. Хачатурян рассказывал: «Мать часто напевала грустную мелодию армянской песни... Я положил эту мелодию в основу первой темы медленной части своей Второй симфонии... Как бы потом ни изменялись мои музыкальные вкусы, первоначальная основа, которую я воспринял с детских лет от живого общения с народом, оставалась естественной почвой для моего творчества». Настоящие занятия музыкой начались, когда Хачатуряну исполнилось 19 лет. В Москве, в техникуме им. Гнесиных, куда он поступил в класс виолончельной игры, его талант сразу привлек внимание педагогов. В классе композитора М. Ф. Гнесина начались его серьезные занятия музыкальным сочинением. Упорным трудом он достигает намеченной цели. В музыке Хачатуряна с первых же шагов проявился свой, особый почерк. После техникума — учение в Московской консерватории. Руководителем Хачатуряна здесь был известный советский композитор Н. Я. Мясковский (см. ст. «Советская музыка»). В консерватории Хачатурян создал несколько симфонических и камерных произведений; написанные им тогда песни и походные марши пользовались большой любовью у советских воинов. В 1934 г. в Московской консерватории на «золотой доске» окончивших было высечено и имя Арама Хачатуряна. Первая симфония композитора — его дипломная работа после окончания консерватории — признана выдающимся произведением. В трех частях симфонии развиваются песенно-лирические и танцевальные темы. Средняя часть симфонии названа «Ноктюрном». В ней музыкальная картина горного пейзажа, с характерной народной мелодией, которую исполняют в оркестре деревянные духовые инструменты. Третья часть симфонии написана в очень быстром темпе, в духе грузинской лезгинки. В 1936 г. появляется блестящий по виртуозности фортепианный концерт с оркестром. Национальный характер музыки и близость классическому стилю Чайковского придают концерту особое очарование. Он широко известен в СССР и за рубежом. Первый балет молодого композитора о жизни армянского колхоза —«Счастье» (1939) — поставлен Ереванским театром оперы и балета. Композитор еще в начале 30-х годов пишет музыку к кинофильмам («Пэпо», «Зангезур» и «Сад») и ко многим драматическим пьесам. Широкой известностью и любовью пользуется песня Хачатуряна «Море Балтийское» к пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна всегда есть звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразные танцевальные ритмы, внезапно нарушающие плавное течение песенных мелодий, придают музыке стремительность, напряженность. Концерт для скрипки с оркестром (1940) написан в той же манере, что и фортепианный концерт. Он посвящен одному из лучших скрипачей современности — Д. Ф. Ойстраху (р. 1908). Поэтической простотой дышит здесь музыка. В первой части энергичные мелодии сменяются лениво льющимися, томными, во второй («Ноктюрн») — свободная, чисто хачатуряновская импровизационность. Финал написан блестяще. Перед слушателями словно проносится веселое празднество, на котором звучат мелодии песен и вихрем летящих плясовых напевов. Много патриотических песен, прославляющих Родину и народных героев, написано композитором в годы Великой Отечественной войны. Балет «Гаянэ» (1942), по словам композитора, посвящен «мужественным образам советских людей, их самоотверженной борьбе за любимую Родину». Хачатуряном создан гимн Армянской ССР (1944). В 1943 г. написана «Симфония с колоколом» (Вторая симфония). Летом 1948 г. с особым волнением Хачатурян принимается за создание музыки к документальному фильму «Владимир Ильич Ленин». «Я вспомнил собственное чувство безграничного горя в морозные дни 1924 г., когда медленно шел по озаренным кострами улицам Москвы... Не раз вспоминая охваченный глубокой скорбью народ, я думал о том, что должен выразить эти чувства в музыке». Им была написана и «О да памяти Ленина» (1950), волнующая глубиной печали и возвышенностью музыки. С 1950 г. Хачатурян преподает в Московской консерватории и Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Арам Ильич радуется, когда ему удается помочь молодому композитору найти себя, проявить свой музыкальный характер. В эти же годы Хачатурян впервые выступает и как дирижер, много работает над дирижерской техникой и достигает высокого мастерства. Исполняет он только свою музыку. «Мужественный и героический образ Спартака давно привлекал мое внимание и вдохновил меня написать балет»,— рассказывает композитор. В 1954 г. он работает над балетом вместе со сценаристом Н. Волковым. В балете «Спартак» (удостоен Ленинской премии в 1959 г.) трагическая музыка сопровождает эпизоды народных бедствий, страданий героев. В сценах празднеств иные настроения — иная музыка. Самые различные картины жизни Древнего Рима проходят перед зрителем: победное шествие римских войск, рынок рабов, бой гладиаторов на арене цирка, восстание рабов, начавшееся в мрачном подземелье тюрьмы. Героический мотив характеризует Спартака; страсть и нежность чувствуются в поэтической теме любви Спартака и Фригии. В балете много мелодий восточного характера. Балет «Спартак» пользуется большой любовью. Его ставят во многих театрах Советского Союза, эта героическая музыка широко известна и за рубежом. А. И. Хачатурян находится в расцвете творческих сил и работает над новыми произведениями. В 1959г., к открытию XXI съезда КПСС, им написана «Приветственная увертюра» для симфонического оркестра. «Ода радости» (1956, на слова поэта Сергея Смирнова) ярко и своеобразно оркестрована, вместе с женским голосом, поющим соло, и смешанным хором она производит сильное впечатление. Заслуженной популярностью пользуются обе «Рапсодии» (концерты) Хачатуряна — для скрипки с симфоническим оркестром (1961) и виолончели (1963). Они созданы в чисто хачатуряновской форме свободной импровизации. Выдающимся симфоническим сочинением Хачатуряна является Третья симфония (симфония-поэма, 1947). В последние годы композитор написал величавую «Балладу о Родине» на слова армянского поэта Гарнакеряна для баса с оркестром и приветственную песню на слова Г. Регистана «Вам, арабские друзья». Неутомима концертная деятельность композитора на Родине и далеко за ее пределами, в самых разных странах мира. |
ПОИСК
Block title
|