. А.И. Хачатурян
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А.И. Хачатурян

А.И. Хачатурян

(р. 1903)

«Хачатурян имеет исключительные заслуги перед музыкальной культурой армянского на­рода... и всего Советского Союза. Он первый среди наших композиторов сумел раскрыть мно­гообразные возможности... музыки Советского Востока... Музыка Хачатуряна обладает не­оценимым качеством — своим индивидуальным почерком: вы узнаете ее автора, прослушав пер­вые несколько тактов сочинения» — так пи­сал Д. Д. Шостакович.

При первых же звуках поэтического «Валь­са» к «Маскараду» Лермонтова, «Танца с саб­лями» из балета «Гаянэ» или столь любимых многими фортепианного и скрипичного концер-

тов сразу скажешь — это музыка Хачатуряна. Сразу почувствуешь сочный колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особую красочность оркестра.

В музыке Хачатуряна есть еще одна свое­образная черта — импровизационность. Импро­визировать — это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Хачатурян с дет­ства узнал это искусство от народных певцов Армении и Грузии — ашугов. «Импровизация помогает взлету моей фантазии, но я всегда помню, что фантазию нужно обуздывать стро­гой формой. В произведении должен быть за­мысел, идея», — говорит композитор.

Хачатурян не только пишет музыку. Он занят кипучей, разнообразной деятельностью: педагогической, артистической, литературной, общественной. Еще в 1939 г. Арама Ильича Хачатуряна избирают депутатом Верховного Совета Армении. Много лет он работает в само­деятельных кружках на заводах. Все делает страстно, с любовью, горячо отзываясь на за­просы музыкальной жизни, с особой доброжела­тельностью к людям и к делу.

Музыкальный путь композитора начался не­обычно. В детстве Хачатурян не учился музыке в специальной школе, а только слушал народ­ные песни и сам их пел. Дом Хачатурянов был полон музыкой. Отец его славился искусством пения под аккомпанемент народных инструмен­тов. Любила петь и мать. Хачатурян расска­зывал: «Мать часто напевала грустную мелодию армянской песни... Я положил эту мелодию в основу первой темы медленной части своей Вто­рой симфонии... Как бы потом ни изменялись мои музыкальные вкусы, первоначальная осно­ва, которую я воспринял с детских лет от живо­го общения с народом, оставалась естественной почвой для моего творчества».

Настоящие занятия музыкой начались, ког­да Хачатуряну исполнилось 19 лет. В Москве, в техникуме им. Гнесиных, куда он поступил в класс виолончельной игры, его талант сра­зу привлек внимание педагогов. В классе ком­позитора М. Ф. Гнесина начались его серьезные занятия музыкальным сочинением. Упорным тру­дом он достигает намеченной цели. В музыке Хачатуряна с первых же шагов проявился свой, особый почерк.

После техникума — учение в Московской консерватории. Руководителем Хачатуряна здесь был известный советский композитор Н. Я. Мя­сковский (см. ст. «Советская музыка»). В кон­серватории Хачатурян создал несколько сим­фонических и камерных произведений; написанные им тогда песни и походные марши пользовались большой любовью у советских воинов. В 1934 г. в Московской консерватории на «золотой доске» окончивших было высечено и имя Арама Хачатуряна.

Первая симфония композитора — его дипломная работа после окончания консер­ватории — признана выдающимся произведе­нием. В трех частях симфонии развиваются песенно-лирические и танцевальные темы. Сред­няя часть симфонии названа «Ноктюрном». В ней музыкальная картина горного пейзажа, с ха­рактерной народной мелодией, которую испол­няют в оркестре деревянные духовые инстру­менты. Третья часть симфонии написана в очень быстром темпе, в духе грузинской лезгинки.

В 1936 г. появляется блестящий по виртуоз­ности фортепианный концерт с оркестром. Национальный характер му­зыки и близость классическому стилю Чай­ковского придают концерту особое очарование. Он широко известен в СССР и за рубежом.

Первый балет молодого композитора о жиз­ни армянского колхоза —«Счастье» (1939) — поставлен Ереванским театром оперы и балета.

Композитор еще в начале 30-х годов пишет музыку к кинофильмам («Пэпо», «Зангезур» и «Сад») и ко многим драматическим пьесам. Ши­рокой известностью и любовью пользуется пес­ня Хачатуряна «Море Балтийское» к пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты».

В сочной по краскам оркестровке Хачатуря­на всегда есть звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразные танце­вальные ритмы, внезапно нарушающие плавное течение песенных мелодий, придают музыке стре­мительность, напряженность.

Концерт для скрипки с ор­кестром (1940) написан в той же манере, что и фортепианный концерт. Он посвящен од­ному из лучших скрипачей современности — Д. Ф. Ойстраху (р. 1908). Поэтической просто­той дышит здесь музыка. В первой части энер­гичные мелодии сменяются лениво льющимися, томными, во второй («Ноктюрн») — свободная, чисто хачатуряновская импровизационность. Финал написан блестяще. Перед слушателями словно проносится веселое празднество, на ко­тором звучат мелодии песен и вихрем летящих плясовых напевов.

Много патриотических песен, прославляю­щих Родину и народных героев, написано ком­позитором в годы Великой Отечественной войны.

Балет «Гаянэ» (1942), по словам компо­зитора, посвящен «мужественным образам со­ветских людей, их самоотверженной борьбе за любимую Родину».

Хачатуряном создан гимн Армянской ССР (1944). В 1943 г. написана «Симфония с колоколом» (Вторая симфония).

Летом 1948 г. с особым волнением Хачату­рян принимается за создание музыки к доку­ментальному фильму «Владимир Ильич Ленин». «Я вспомнил собственное чувство безгранич­ного горя в морозные дни 1924 г., когда мед­ленно шел по озаренным кострами улицам Моск­вы... Не раз вспоминая охваченный глубокой скорбью народ, я думал о том, что должен вы­разить эти чувства в музыке». Им была напи­сана и «О да памяти Ленина» (1950), волнующая глубиной печали и возвышенно­стью музыки.

С 1950 г. Хачатурян преподает в Москов­ской консерватории и Музыкально-педагоги­ческом институте имени Гнесиных. Арам Ильич радуется, когда ему удается помочь молодому композитору найти себя, проявить свой музы­кальный характер.

В эти же годы Хачатурян впервые выступает и как дирижер, много работает над дирижер­ской техникой и достигает высокого мастерст­ва. Исполняет он только свою музыку.

«Мужественный и героический образ Спар­така давно привлекал мое внимание и вдохно­вил меня написать балет»,— рассказывает ком­позитор. В 1954 г. он работает над балетом вме­сте со сценаристом Н. Волковым. В балете «Спартак» (удостоен Ленинской премии в 1959 г.) трагическая музыка сопровождает эпи­зоды народных бедствий, страданий героев. В сценах празднеств иные настроения — иная музыка. Самые различные картины жизни Древ­него Рима проходят перед зрителем: победное шествие римских войск, рынок рабов, бой гла­диаторов на арене цирка, восстание рабов, на­чавшееся в мрачном подземелье тюрьмы. Герои­ческий мотив характеризует Спартака; страсть и нежность чувствуются в поэтической теме люб­ви Спартака и Фригии. В балете много мелодий восточного характера.

Балет «Спартак» пользуется большой лю­бовью. Его ставят во многих театрах Советского Союза, эта героическая музыка широко известна и за рубежом.

А. И. Хачатурян находится в расцвете твор­ческих сил и работает над новыми произведения­ми. В 1959г., к открытию XXI съезда КПСС, им написана «Приветственная увертюра» для сим­фонического оркестра. «Ода радости» (1956, на слова поэта Сергея Смирнова) ярко и своеобразно оркестрована, вместе с женским голосом, по­ющим соло, и смешанным хором она произво­дит сильное впечатление.

Заслуженной популярностью пользуются обе «Рапсодии» (концерты) Хачатуряна — для скрипки с симфоническим оркестром (1961) и виолончели (1963). Они созданы в чисто хачатуряновской форме свободной импровизации.

Выдающимся симфоническим сочинением Ха­чатуряна является Третья симфония (симфония-поэма, 1947).

В последние годы композитор написал ве­личавую «Балладу о Родине» на сло­ва армянского поэта Гарнакеряна для баса с оркестром и приветственную песню на сло­ва Г. Регистана «Вам, арабские друзья».

Неутомима концертная деятельность компо­зитора на Родине и далеко за ее пределами, в самых разных странах мира.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ