.
Меню сайта
|
С.С. ПрокофьевС.С. Прокофьев(1891—1953) ...Маленькой Золушке приходилось трудиться день и ночь, чтобы угодить мачехе и злым сестрам. Она не слышала от них ни слова благодарности — лишь попреки и брань, но старания ее вознаградили добрые феи. «Я ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ТОГО УБЕЖДЕНИЯ, ЧТО КОМПОЗИТОР, КАК И ПОЭТ, ВАЯТЕЛЬ, ЖИВОПИСЕЦ, ПРИЗВАН СЛУЖИТЬ ЧЕЛОВЕКУ И НАРОДУ. ОН ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ И ЗАЩИЩАТЬ ЕЕ. ОН ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЯЗАН БЫТЬ — ГРАЖДАНИНОМ В СВОЕМ ИСКУССТВЕ, ВОСПЕВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ И ВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ». С. С. ПРОКОФЬЕВ ...Сказку о Золушке рассказывают разные народы мира, и рассказывают по-разному; но, придумывая эту историю, люди неизменно стремились осудить злобу, тщеславие, глупость и восславить благородство, трудолюбие и доброту. Именно так рассказал повесть о Золушке в своем балете замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. В мелодиях балета, сочиненного им на сюжет старинной сказки, оживают сама Золушка — терпеливая труженица, ее робкий и бесхарактерный отец, злая мачеха, глупые уродливые сестры, мечтательный и отважный принц. А вместе со всеми этими персонажами в музыке «Золушки» живет и главная мысль сказки — о красоте лучших человеческих свойств: великодушия, доброты и преданности, о стремлении трудовых людей к правде и справедливости. Вот почему композитор завершает свой балет веселым, радостным концом, наделив Золушку сказочно счастливой судьбой. Он знал цену труду. С самых ранних лет музыка вошла в его жизнь повседневным упорным трудом. К 12 годам он уже написал множество песенок, маленьких пьес для фортепиано и две оперы — «Великан» и «На пустынных островах»; либретто для этих опер были составлены самим юным композитором. Год спустя, осенью 1904 г., 13-летний Сережа Прокофьев предстал перед экзаменационной комиссией Петербургской консерватории. Экзамен вел Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» —весело воскликнул он, увидев маленького Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения. Блестяще выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерваторию. Он учился у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, известной пианистки А. Н. Есиповой. По-настоящему значительные и зрелые вещи Прокофьев сочинил незадолго до окончания консерватории и не раз исполнял их сам, выступая как пианист в концертных залах Петербурга. Наиболее крупные из них — Первая и Вторая фортепианные сонаты, Первый концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт С. С. Прокофьев сыграл на выпускном экзамене по фортепиано (в 1914 г.), завоевав премию имени Антона Рубинштейна. 20-летний пианист и композитор сразу же приобрел известность. Он пришел в музыку с новыми идеями, со своим пониманием жизни и искусства. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию, молодым, здоровым, смелым. В музыке Прокофьева, так же как и в стихах его современника Маяковского (см. т. 11 ДЭ, ст. «В. В. Маяковский»), рождались образы юности, борьбы и победы, образы нового мира, шедшего на смену отжившему. Художники относились друг к другу с искренней симпатией и большим интересом. Недаром композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский». Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист и композитор во Франции, Италии, Испании, Англии, Бельгии и Америке. На сценах театров Парижа, Нью-Йорка и Чикаго ставились оперы и балеты, которые он создал в те годы. Но даже в годы жизни за границей все помыслы композитора постоянно были обращены к Родине. Образы русской литературы и народного искусства оживали во всем, что он писал вдали от Родины (опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци, 1919, балет «Блудный сын», 1928). С русской сказкой мы встречаемся в четырех пьесах для фортепиано, которые Прокофьев назвал «Сказки старой бабушки» (1918). Мерная, неторопливо развертывающаяся мелодия вызывает в нашем воображении знакомые картины: не Аленушка ли это с братцем Иванушкой спасается в лесу от злой мачехи или царевна на Сером волке пробирается через заросли? Сама мелодия, в которой слышится ровный, убаюкивающий голос, рождает обороты народной музыкальной речи, причудливые сказочные образы. В 1932 году Прокофьев вернулся на родину. Он с радостью принял участие в строительстве советской культуры. «Я очень стремился включиться в работу над советской тематикой»,— вспоминал он впоследствии. Композитора особенно привлекали героика строительства, образ нового человека, его борьба и преодоление препятствий. Но крупные произведения на эти темы появились позднее, а в те годы он писал для кино, драматического и оперного театра, музыку для детей: симфоническую сказку «Петя и волк», детские песенки («Болтунья», «Сладкая песенка»), сборник пьес для фортепиано — «Детская музыка». Как ни один композитор, Прокофьев умел весело и остроумно рассказать в музыке о смешных играх и комичных событиях. Вот, например, из-за былинки важно выползает кузнечик — композитор звуками передает это в забавном марше «Шествие кузнечиков». Красивой мелодией рисует он радугу и дождь, светлый лунный вечер («Ходит месяц над лугами»). Для своей симфонической сказки «Петя и волк» (1936) о пионере, поймавшем свирепого волка с помощью храброй птички, композитор сам сочинил слова, которые читаются в перерывах между музыкальными картинами. Начинается сказка так: «Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку». Дальше рассказывает музыка. Скрипки играют веселую мелодию: это мелодия Пети. Каждое действующее лицо сказки имеет свою мелодию (лейтмотив), которая звучит у одного определенного инструмента. Мелодии развиваются, изменяются, сплетаются, сталкиваются, и, слушателям легко понять ход всей истории и переживания героев. Размеренная и однообразная мелодия, которую играет хрипловато звучащий фагот, вызывает в нашем представлении образ строгого Петиного дедушки; веселая песенка флейты сопровождает птичку; за вкрадчивой мелодией слегка гнусавого гобоя легко узнать хитрую кошку. Музыка и текст чередуются. Если внимательно послушать сказку «Петя и волк», то можно научиться различать звучание инструментов оркестра. В 1936 г. Прокофьев закончил балет «Ромео и Джульетта». Своей музыкой он обогатил наше понимание шекспировской трагедии. Широкий и разнообразный мир трагедии Шекспира запечатлен в музыке таких сцен, как «Джульетта-девочка», «Бал у Капулетти», «Смерть Меркуцио», «Ромео у Джульетты перед разлукой» и др. 1937—1941 годы — время создания крупнейших произведений: комической оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), героической оперы «Семен Котко» (по повести В. П. Катаева «Я — сын трудового народа»), фортепианных и скрипичных сонат, «Песен наших дней» для солистов, хора и симфонического оркестра, музыки к историческому фильму «Александр Невский» и кантаты того же названия и многих других. Началась война. Глубоко потрясенный, композитор откликнулся на это событие созданием патриотических произведений. «Работа над оперой «Война и мир» была основной моей работой в первые годы войны», — вспоминал он. Ни над одним произведением он не трудился так долго и вдохновенно. Уже после постановки оперы в Москве и Ленинграде композитор вновь и вновь возвращался к ней, углубляя свой замысел, совершенствуя отдельные картины, создавая новые эпизоды. Лучшие сцены оперы — первая картина «В Отрадном», вальс (из второй картины), монологи Наташи и Пьера Безухова (в третьей и шестой картинах), красочные военные эпизоды, отражающие страдания и героические подвиги народа. «Война и мир» завершается сценой народного торжества, в финале звучит хоровой гимн народу-победителю. В последние годы жизни композитор, уже тяжелобольной, написал еще много прекрасных сочинений на современные темы. Оратория «На страже мира» (1950, стихи С. Я. Маршака) — это его творческий вклад в дело борьбы за мир. Все дети нашей страны знают чудесные песни — отрывки из этой оратории: «Урок», «Родина слышит», «Голуби мира» и др. Для детей Прокофьев написал на стихи Маршака веселую сюиту «Зимний костер» (1949). Незадолго до смерти композитор закончил свою последнюю, Седьмую симфонию — молодую, светлую, жизнерадостную. |
ПОИСК
Block title
|