.
Меню сайта
|
Ю.А. ШапоринЮ.А. Шапорин(1887—1966) Среди виднейших советских композиторов есть один, который в своем творчестве больше всех связан с русской литературой, поэзией, историей. Это Юрий Александрович Шапорин. Шапорин родился в небольшом украинском городке Глухове. Его мать была пианисткой; отец — художник — тоже страстно любил музыку, пел и даже сочинял романсы, сестра училась играть на рояле. И сам будущий композитор, по собственным словам, «с шести лет неотрывно сидел за роялем и все время что-то сочинял». В 13 лет Шапорин был уже автором пьес для фортепиано, виолончели, а несколько позже написал «Концертный вальс» для симфонического оркестра учеников гимназии. В каникулы юный музыкант ездил в Киев, чтобы послушать там концерты и оперные спектакли. Опера Бородина «Князь Игорь» произвела большое впечатление на юного Шапорина, повлияла на эпический склад его музыкального дарования (см. ст. «А. П. Бородин»). Известный украинский композитор и педагог Н. В. Лысенко, угадав талант юноши, посоветовал ему серьезно заняться музыкальным образованием (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). В 1912 г. Шапорин поступил в Петербургскую консерваторию. Еще в юные годы Шапорин изучал исторические архивы и старинные документы. Интерес к отечественной истории и увлечение литературой наполнили его творчество глубоким содержанием. И в самом деле, почти в каждом сочинении композитора проходит наиболее важная для него тема: любовь к Родине, ее славное прошлое, образ русского воинства, героика наших дней. Монументальная Первая симфония Шапорина (1932) насыщена музыкой революции, ее песнями, и вместе с тем мы улавливаем в ней эпические интонации, связывающие героику современности с богатырскими подвигами прошлого. Это одно из первых крупных произведений советской музыки, посвященных событиям Октябрьской революции и гражданской войны. В симфонии-кантате «На поле Куликовом» на текст поэтического цикла А. А. Блока (1939) композитор противопоставил характеристике темной, варварской силы завоевателей образы героических русских воинов (Дмитрий Донской, Витязь) и Родины (лирические темы Матери и Невесты). Историко-героическая тема звучит в музыке Шапорина к кинофильмам «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), к спектаклю «Иван Грозный» (1944) и др. Эта музыка, построенная на народных мотивах, помогает зрителям лучше понять и полюбить славных защитников русской земли. Великой Отечественной войне Шапорин посвятил монументальную ораторию «Сказание о битве за русскую землю» (1942—1944) на стихи советских поэтов. Композитор нарисовал лирический образ Родины. В скорбном хоре женщин, в хорах «Баллада партизан» и «Песня красноармейцев» звучат решительные призывы к отмщению врагу. «За Волгой много земли, но отступать нам некуда, одна дорога нам — на Запад», — говорит один из героев оратории. Завершается это произведение хором, воспевающим подвиги советского народа. Опера Шапорина «Декабристы» была поставлена Большим театром СССР в 1953 г. В музыке оперы композитор создал не только образы исторических героев — русских революционеров-декабристов Рылеева, Пестеля, Каховского и других, но и их собирательный, коллективный портрет, особенно ярко воплощенный в пламенном, вдохновенном гимне на стихи Пушкина «Послание в Сибирь» (см. т. 8 ДЭ, ст. «Восстание на Сенатской площади»). Теме Родины — России XX в. — посвящено одно из последних сочинений Шапорина — оратория «Доколе коршуну кружить» (1963) на слова А. Блока, К. Симонова и М. Исаковского. Ненависть к войне, клятва верности Родине, уверенность в победе сил мира — вот основа содержания оратории. Композитор создал своеобразную трилогию, в которой показал наш великий народ, прошедший через испытания двух мировых войн и уверенно шагающий в будущее. В оратории Шапорина вновь проявились свойственные композитору черты — величавая мудрость, возвышенная простота, эпический размах и глубокий лиризм. Горячая любовь Шапорина к русской классической и современной поэзии породила его вокальную лирику. Им написано много романсов, песен и целые вокальные циклы на стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Русская литература»). Очень выразительны романсы на стихи Пушкина. Самый известный из них «Заклинание». В романсе «Весенняя гроза» (на стихи Тютчева) с большой силой передан радостный, ликующий порыв. Композитор обращался и к советской поэзии — известны его романсы «Под вечер примолкла война» (на стихи А. Суркова), «Прохладой ночь дохнула» и «Осенний праздник» (на стихи С. Щипачева). В вокальной лирике Шапорина ощущается тонкое понимание поэзии, дыхания и ритма стиха. Она близка по глубине и искренности чувств романсовой классике П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова (см. статьи «П. И. Чайковский», «С. В. Рахманинов»). Ю. А. Шапорин — выдающийся музыкальный деятель и педагог — ставил своей важнейшей целью «зародить в сердцах молодежи стремление к большим чувствам, научить ее ценить высокую поэзию». |
ПОИСК
Block title
|