. Ю.А. Шапорин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ю.А. Шапорин

Ю.А. Шапорин

(1887—1966)

Среди виднейших советских композиторов есть один, который в своем творчестве больше всех связан с русской литературой, поэзией, историей. Это Юрий Александрович Шапорин.

Шапорин родился в небольшом украинском городке Глухове. Его мать была пианисткой; отец — художник — тоже страстно любил му­зыку, пел и даже сочинял романсы, сестра учи­лась играть на рояле. И сам будущий компо­зитор, по собственным словам, «с шести лет неотрывно сидел за роялем и все время что-то сочинял». В 13 лет Шапорин был уже автором пьес для фортепиано, виолончели, а несколько позже написал «Концертный вальс» для симфо­нического оркестра учеников гимназии. В ка­никулы юный музыкант ездил в Киев, чтобы послушать там концерты и оперные спектакли. Опера Бородина «Князь Игорь» произвела боль­шое впечатление на юного Шапорина, повлияла на эпический склад его музыкального дарова­ния (см. ст. «А. П. Бородин»).

Известный украинский композитор и педа­гог Н. В. Лысенко, угадав талант юноши, посоветовал ему серьезно заняться музыкаль­ным образованием (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). В 1912 г. Ша­порин поступил в Петербургскую консер­ваторию.

Еще в юные годы Шапорин изучал истори­ческие архивы и старинные документы. Интерес к отечественной истории и увлечение литера­турой наполнили его творчество глубоким со­держанием.

И в самом деле, почти в каждом сочинении композитора проходит наиболее важная для него тема: любовь к Родине, ее славное прошлое, образ русского воинства, героика наших дней. Монументальная Первая симфония Шапорина (1932) насыщена музыкой революции, ее песнями, и вместе с тем мы улавливаем в ней эпические интонации, связывающие героику со­временности с богатырскими подвигами прош­лого. Это одно из первых крупных произведе­ний советской музыки, посвященных событиям Октябрьской революции и гражданской войны.

В симфонии-кантате «На поле Кули­ковом» на текст поэтического цикла А. А. Блока (1939) композитор противопоставил характеристике темной, варварской силы завое­вателей образы героических русских воинов (Дмитрий Донской, Витязь) и Родины (лири­ческие темы Матери и Невесты).

Историко-героическая тема звучит в музы­ке Шапорина к кинофильмам «Минин и Пожар­ский» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), к спектаклю «Иван Грозный» (1944) и др. Эта музыка, построенная на народных мотивах, помогает зрителям лучше понять и полюбить славных защитников русской земли.

Великой Отечественной войне Шапорин по­святил монументальную ораторию «Сказание о битве за русскую землю» (1942—1944) на стихи советских поэтов. Компо­зитор нарисовал лирический образ Родины. В скорбном хоре женщин, в хорах «Баллада партизан» и «Песня красноармейцев» звучат ре­шительные призывы к отмщению врагу. «За Вол­гой много земли, но отступать нам некуда, одна дорога нам — на Запад», — говорит один из героев оратории. Завершается это произве­дение хором, воспевающим подвиги советского народа.

Опера Шапорина «Декабристы» была поставлена Большим театром СССР в 1953 г. В музыке оперы композитор создал не только образы исторических героев — русских рево­люционеров-декабристов Рылеева, Пестеля, Ка­ховского и других, но и их собирательный, кол­лективный портрет, особенно ярко воплощенный в пламенном, вдохновенном гимне на стихи Пушкина «Послание в Сибирь» (см. т. 8 ДЭ, ст. «Восстание на Сенатской площади»).

Теме Родины — России XX в. — посвящено одно из последних сочинений Шапорина — ора­тория «Доколе коршуну кру­жить» (1963) на слова А. Блока, К. Симонова и М. Исаковского. Ненависть к войне, клятва верности Родине, уверенность в победе сил ми­ра — вот основа содержания оратории. Компо­зитор создал своеобразную трилогию, в кото­рой показал наш великий народ, прошедший через испытания двух мировых войн и уверен­но шагающий в будущее. В оратории Шапорина вновь проявились свойственные композитору черты — величавая мудрость, возвышенная про­стота, эпический размах и глубокий лиризм.

Горячая любовь Шапорина к русской клас­сической и современной поэзии породила его вокальную лирику. Им написано много романсов, песен и целые вокальные циклы на стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока (см. т. 11 ДЭ, статьи раздела «Рус­ская литература»). Очень выразительны роман­сы на стихи Пушкина. Самый известный из них «Заклинание». В романсе «Весенняя гроза» (на стихи Тютчева) с большой силой передан радостный, ликующий порыв.

Композитор обращался и к советской поэ­зии — известны его романсы «Под вечер при­молкла война» (на стихи А. Суркова), «Про­хладой ночь дохнула» и «Осенний праздник» (на стихи С. Щипачева). В вокальной лирике Шапорина ощущается тонкое понимание поэ­зии, дыхания и ритма стиха. Она близка по глубине и искренности чувств романсовой клас­сике П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова (см. статьи «П. И. Чайковский», «С. В. Рах­манинов»).

Ю. А. Шапорин — выдающийся музыкаль­ный деятель и педагог — ставил своей важней­шей целью «зародить в сердцах молодежи стрем­ление к большим чувствам, научить ее ценить высокую поэзию».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ