.
Меню сайта
|
Р.М. ГлиэрР.М. Глиэр(1874—1956) Один из замечательных советских композиторов старшего поколения — Рейнгольд Морицевич Глиэр родился в Киеве в семье мастера музыкальных инструментов. Отец привил ему большую любовь к музыке, стремление постичь ее великую власть над человеческими сердцами. В 1894 г. Глиэр поступает в Московскую консерваторию, воспитавшую немало славных деятелей русской музыки. Композиторы-педагоги А. С. Аренский, С. И. Танеев, М. М. Ипполитов-Иванов поддержали в Глиэре — своем талантливом и необыкновенно трудолюбивом ученике — мечту воспеть в музыке «душу народа, его жизнь, его чуткое сердце». Более полувека отдал композитор этой благородной цели. Он создал более 500 произведений в самых различных жанрах. Музыку Глиэра, глубоко народную, мелодичную, напевную и красивую, любят широкие круги слушателей. Композитор постоянно интересовался творчеством народов Советской страны, и особенно музыкой республик Средней Азии и Закавказья. На основе музыкально-поэтического фольклора Азербайджана Глиэр написал оперу «Шахсенем» (1925, по сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»). Глиэр писал много музыки для театральных постановок и кинофильмов. Замечательна по своей легкости и изяществу его музыка к комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», поставленной во МХАТе К. С. Станиславским (1927). Песни Глиэра, полные гордости за Советскую Родину, пользуются любовью народа. Романсы композитора «О, не вплетай цветов», «Жить, будем жить», «Сладко пел душа-соловушка» и др. вошли в золотой фонд советской музыки. Замечательные концерты Глиэра для арфы, виолончели, валторны и скрипки с оркестром украшают репертуар самых крупных музыкантов. Редкий по красоте и мелодическому богатству концерт для голоса с оркестром (1942) исполняют все современные выдающиеся певицы мира. Это проникновенное лирическое сочинение, написанное в годы Великой Отечественной войны, воспевает простые человеческие чувства — печаль разлуки и радость встречи и вместе с тем несет в себе глубокое патриотическое содержание. Всемирную известность принесли композитору его балеты «Медный всадник», «Дочь Кастилии», «Тарас Бульба» и др. История советского балетного искусства началась с постановки в 1927 г. балета «Красный мак». Тогда на балетную сцену впервые пришла современность, принцесс и фей сменили новые герои — простые люди с живыми, волнующими чувствами. Балет рассказывает о борьбе китайского народа за свою свободу, о единении трудящихся всего мира. В основе музыкальной характеристики героини — танцовщицы Тао Хоа и портовых грузчиков лежит национальная китайская мелодия. Облик советских матросов мастерски обрисован Глиэром в разработке темы плясовой песни «Яблочко», а образ их капитана строится на мелодии «Интернационала». «Красный мак» с выдающимся успехом обошел балетные сцены нашей страны и многих зарубежных стран (см. ст. «Мастера советского балета»). Другой балет Глиэра — «Медный всадник» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина) — был показан в Ленинграде к 150-летию со дня рождения великого русского поэта (1949). Музыка балета воспевает большие человеческие чувства. Лирическая характеристика Параши — в духе русского танца — полна сердечности и задушевности. Особенно выразительна музыка, рисующая картины наводнения и трагические переживания Евгения. В торжественной сцене «Гимн великому городу» композитор славит мощь и талантливость русского народа. Р. М. Глиэр — один из первых строителей советской музыкальной культуры. Он воспитал много выдающихся композиторов, таких, как Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, А. Давиденко, Н. Раков и другие. |
ПОИСК
Block title
|