. Р.М. Глиэр
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Р.М. Глиэр

Р.М. Глиэр

(1874—1956)

Один из замечательных советских компози­торов старшего поколения — Рейнгольд Морицевич Глиэр родился в Киеве в семье мастера музыкальных инструментов.

Отец привил ему большую любовь к музыке, стремление постичь ее великую власть над человеческими сердцами.

В 1894 г. Глиэр поступает в Московскую консерваторию, воспитавшую немало славных деятелей русской музыки. Композиторы-педа­гоги А. С. Аренский, С. И. Танеев, М. М. Иппо­литов-Иванов поддержали в Глиэре — своем талантливом и необыкновенно трудолюбивом ученике — мечту воспеть в музыке «душу на­рода, его жизнь, его чуткое сердце».

Более полувека отдал композитор этой бла­городной цели. Он создал более 500 произведе­ний в самых различных жанрах. Музыку Глиэра, глубоко народную, мелодичную, напевную и красивую, любят широкие круги слушателей. Композитор постоянно интересовался творчест­вом народов Советской страны, и особенно му­зыкой республик Средней Азии и Закавказья. На основе музыкально-поэтического фольклора Азербайджана Глиэр написал оперу «Шахсенем» (1925, по сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»).

Глиэр писал много музыки для театральных постановок и кинофильмов. Замечательна по своей легкости и изяществу его музыка к коме­дии Бомарше «Женитьба Фигаро», поставлен­ной во МХАТе К. С. Станиславским (1927).

Песни Глиэра, полные гордости за Советскую Родину, пользуются любовью народа. Романсы композитора «О, не вплетай цветов», «Жить, будем жить», «Сладко пел душа-соловушка» и др. вошли в золотой фонд советской музыки.

Замечательные концерты Глиэра для арфы, виолончели, валторны и скрипки с оркестром украшают репертуар самых крупных музы­кантов. Редкий по красоте и мелодическому богатству концерт для голоса с оркестром (1942) исполняют все совре­менные выдающиеся певицы мира. Это проник­новенное лирическое сочинение, написанное в годы Великой Отечественной войны, воспе­вает простые человеческие чувства — печаль разлуки и радость встречи и вместе с тем несет в себе глубокое патриотическое содержание.

Всемирную известность принесли компози­тору его балеты «Медный всадник», «Дочь Ка­стилии», «Тарас Бульба» и др. История совет­ского балетного искусства началась с поста­новки в 1927 г. балета «Красный мак». Тогда на балетную сцену впервые пришла современность, принцесс и фей сменили новые герои — простые люди с живыми, волнующими чувствами. Балет рассказывает о борьбе ки­тайского народа за свою свободу, о единении трудящихся всего мира.

В основе музыкальной характеристики героини — танцовщицы Тао Хоа и портовых грузчиков лежит национальная китайская мелодия.

Облик советских матросов мастерски обрисован Глиэром в разработке темы плясовой песни «Яблочко», а образ их капитана строится на мелодии «Интернационала».

«Красный мак» с выдающимся успехом обо­шел балетные сцены нашей страны и многих зарубежных стран (см. ст. «Мастера советского балета»).

Другой балет Глиэра — «Медный всадник» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина) — был показан в Ленинграде к 150-летию со дня рож­дения великого русского поэта (1949). Музыка балета воспевает большие человеческие чувства. Лирическая характеристика Параши — в духе русского танца — полна сердечности и задушев­ности. Особенно выразительна музыка, рисую­щая картины наводнения и трагические пере­живания Евгения. В торжественной сцене «Гимн великому городу» композитор славит мощь и талантливость русского народа.

Р. М. Глиэр — один из первых строителей советской музыкальной культуры. Он воспитал много выдающихся композиторов, таких, как Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, А. Давиденко, Н. Раков и другие.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ