. Музыка военных и послевоенных лет. Музыка современности
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка военных и послевоенных лет. Музыка современности

Музыка военных  и послевоенных лет. Музыка современности

С первых же дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом, вдохновлять бойцов на ратные подвиги. Советские композиторы и поэты написали немало прекрасных песен, воплотив­ших ярость и гнев народа, его готовность к борьбе. Как тревожный набат звучала песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Война резко изменила музыкальную жизнь в стране. Были эвакуированы в тыл оперные театры, консерватории, коллективы оркестров и капелл. Духовная жизнь народа продолжа­лась с неменьшей активностью, чем в мирное время. Наши композиторы работали с утроен­ной энергией, создавая новые симфонии и оперы, оратории и поэмы, посвященные обороне родной земли.

Седьмая симфония Шостаковича («Ленинградская»), написанная в дни блокады Ленинграда, с большой художествен­ной силой выразила трагические переживания жителей города-героя. С огромным успехом сим­фония исполнялась во многих странах мира (см. ст. «Д. Д. Шостакович»).

Тема войны по-своему была воплощена в повествовательной Пятой симфонии Про­кофьева, словно воскрешающей эпос русских былин, в драматически-напряженной Второй симфонии Хачатуряна, известной под именем «Симфонии с колоколом», в Восьмой Шостако­вича, где неистово-мрачные образы войны сме­няются светлыми мечтами о мирной жизни. Те же настроения — ярость сражений, скорбь о погибших, презрение к врагам — нашли свое претворение в камерно-инструментальных со­чинениях военных лет — в фортепианном трио и Втором квартете Шостаковича, в «Кабарди­но-балкарском квартете» и двух фортепианных сонатах Прокофьева (Седьмой и Восьмой).

Несмотря на все трудности военного време­ни, театры ставили новые спектакли. В Пер­ми, где находился тогда Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, состоялись первые постановки историко-эпической оперы Коваля «Емельян Пугачев» (7 ноября 1942 г.) и балета Хачатуряна «Гаянэ».

Особенно напряженно, с какой-то удиви­тельной одержимостью работал в те годы Сергей Прокофьев. Самое значительное его сочинение — патриотическая опера «Война и мир» (1943) по роману Л. Н. Толстого вошла в историю русской музыки как великолепная историческая эпопея, продолжающая традиции Мусоргского и Бородина.

В числе удачных вокально-симфонических произведений военного времени — кантата Мя­сковского «Киров с нами» (на стихи Николая Тихонова, посвященные обороне Ленинграда) и оратория Шапорина «Сказа­ние о битве за русскую землю»— о великой Сталинградской победе.

И в послевоенные годы воспоминания о пе­режитой войне продолжали звучать в произве­дениях советских композиторов. Но главным содержанием искусства становится уже мирная жизнь советских людей. Радость мирной жизни воплотилась в веселой и задорной Девятой сим­фонии Шостаковича, в комической опере Про­кофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), в ораториях Шостаковича «Песнь о лесах» (на стихи Долматовского) и Прокофьева «На страже мира» (на стихи Маршака), в хоровой сюите Макарова «Река-богатырь», в «Кантате о Родине» армянского композитора Арутюняна.

Богатый духовный мир наших современни­ков, способных глубоко и серьезно переживать радости и печали, нашел свое отражение в трех русских симфониях конца 40-х — начала 50-х годов: Двадцать седьмой симфонии Мяс­ковского, Седьмой Прокофьева и Десятой Шо­стаковича. Все три произведения вошли в совет­скую симфоническую классику.

Музыка, как и все другие области духовной жизни, не стоит на месте — ее содержание, ее выразительные средства обновляются, совер­шенствуются, отражая все то, чем живет народ. Наша музыка развивается широким фронтом во всем многообразии жанров — от легкой песенки до сложнейшей симфонии или оратории.

Окрепли наши культурные связи с про­грессивными музыкантами западных стран. У нас побывали многие выдающиеся компози­торы, дирижеры, оркестры и оперные театры. Дружба с зарубежными коллегами усилила взаимный обмен музыкальными достижениями.

Продолжается активнейшая творческая дея­тельность композиторов Шостаковича, Хрен­никова, Хачатуряна, Караева, Свиридова и других.

Советские композиторы стали чаще обра­щаться к богатствам современной поэзии, соче­тать в своих произведениях звучание симфони­ческого оркестра с пением хора и солистов. Таковы Тринадцатая симфония Шостаковича, его же поэма <Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко), «Патетическая оратория» Свиридо­ва (на стихи В. Маяковского), «Реквием» памяти героев Великой Отечественной войны Д. Каба­левского (на стихи Р. Рождественского), вокаль­ные симфонии М. Вайнберга, оратории Вл. Ру­бина и т. п.

В музыку пришли яркие молодые таланты — Р. Щедрин, А. Эшпай, Б. Чайковский, А. Ни­колаев, А. Шнитке, М. Таривердиев, С. Сло­нимский, В. Веселов, Б. Тищенко, А. Петров, которые принесли новые мысли и краски, новые художественные идеи.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ