.
Меню сайта
|
Музыка военных и послевоенных лет. Музыка современностиМузыка военных и послевоенных лет. Музыка современностиС первых же дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом, вдохновлять бойцов на ратные подвиги. Советские композиторы и поэты написали немало прекрасных песен, воплотивших ярость и гнев народа, его готовность к борьбе. Как тревожный набат звучала песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война». Война резко изменила музыкальную жизнь в стране. Были эвакуированы в тыл оперные театры, консерватории, коллективы оркестров и капелл. Духовная жизнь народа продолжалась с неменьшей активностью, чем в мирное время. Наши композиторы работали с утроенной энергией, создавая новые симфонии и оперы, оратории и поэмы, посвященные обороне родной земли. Седьмая симфония Шостаковича («Ленинградская»), написанная в дни блокады Ленинграда, с большой художественной силой выразила трагические переживания жителей города-героя. С огромным успехом симфония исполнялась во многих странах мира (см. ст. «Д. Д. Шостакович»). Тема войны по-своему была воплощена в повествовательной Пятой симфонии Прокофьева, словно воскрешающей эпос русских былин, в драматически-напряженной Второй симфонии Хачатуряна, известной под именем «Симфонии с колоколом», в Восьмой Шостаковича, где неистово-мрачные образы войны сменяются светлыми мечтами о мирной жизни. Те же настроения — ярость сражений, скорбь о погибших, презрение к врагам — нашли свое претворение в камерно-инструментальных сочинениях военных лет — в фортепианном трио и Втором квартете Шостаковича, в «Кабардино-балкарском квартете» и двух фортепианных сонатах Прокофьева (Седьмой и Восьмой). Несмотря на все трудности военного времени, театры ставили новые спектакли. В Перми, где находился тогда Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, состоялись первые постановки историко-эпической оперы Коваля «Емельян Пугачев» (7 ноября 1942 г.) и балета Хачатуряна «Гаянэ». Особенно напряженно, с какой-то удивительной одержимостью работал в те годы Сергей Прокофьев. Самое значительное его сочинение — патриотическая опера «Война и мир» (1943) по роману Л. Н. Толстого вошла в историю русской музыки как великолепная историческая эпопея, продолжающая традиции Мусоргского и Бородина. В числе удачных вокально-симфонических произведений военного времени — кантата Мясковского «Киров с нами» (на стихи Николая Тихонова, посвященные обороне Ленинграда) и оратория Шапорина «Сказание о битве за русскую землю»— о великой Сталинградской победе. И в послевоенные годы воспоминания о пережитой войне продолжали звучать в произведениях советских композиторов. Но главным содержанием искусства становится уже мирная жизнь советских людей. Радость мирной жизни воплотилась в веселой и задорной Девятой симфонии Шостаковича, в комической опере Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), в ораториях Шостаковича «Песнь о лесах» (на стихи Долматовского) и Прокофьева «На страже мира» (на стихи Маршака), в хоровой сюите Макарова «Река-богатырь», в «Кантате о Родине» армянского композитора Арутюняна. Богатый духовный мир наших современников, способных глубоко и серьезно переживать радости и печали, нашел свое отражение в трех русских симфониях конца 40-х — начала 50-х годов: Двадцать седьмой симфонии Мясковского, Седьмой Прокофьева и Десятой Шостаковича. Все три произведения вошли в советскую симфоническую классику. Музыка, как и все другие области духовной жизни, не стоит на месте — ее содержание, ее выразительные средства обновляются, совершенствуются, отражая все то, чем живет народ. Наша музыка развивается широким фронтом во всем многообразии жанров — от легкой песенки до сложнейшей симфонии или оратории. Окрепли наши культурные связи с прогрессивными музыкантами западных стран. У нас побывали многие выдающиеся композиторы, дирижеры, оркестры и оперные театры. Дружба с зарубежными коллегами усилила взаимный обмен музыкальными достижениями. Продолжается активнейшая творческая деятельность композиторов Шостаковича, Хренникова, Хачатуряна, Караева, Свиридова и других. Советские композиторы стали чаще обращаться к богатствам современной поэзии, сочетать в своих произведениях звучание симфонического оркестра с пением хора и солистов. Таковы Тринадцатая симфония Шостаковича, его же поэма <Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко), «Патетическая оратория» Свиридова (на стихи В. Маяковского), «Реквием» памяти героев Великой Отечественной войны Д. Кабалевского (на стихи Р. Рождественского), вокальные симфонии М. Вайнберга, оратории Вл. Рубина и т. п. В музыку пришли яркие молодые таланты — Р. Щедрин, А. Эшпай, Б. Чайковский, А. Николаев, А. Шнитке, М. Таривердиев, С. Слонимский, В. Веселов, Б. Тищенко, А. Петров, которые принесли новые мысли и краски, новые художественные идеи. |
ПОИСК
Block title
|