. Годы расцвета Советской музыки. Т.Н. Хренников
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Годы расцвета Советской музыки. Т.Н. Хренников

Годы расцвета Советской музыки. Т.Н. Хренников

В 30-е годы зарождается советская музы­кальная классика, наступает расцвет советской песни, симфонии, оперной, балетной и ораториальной музыки. Сложный мир переживаний современного человека — его мечты и надежды, его ненависть к угнетению, его устремленность к светлому будущему — все это нашло свое выражение в симфониях советских композито­ров. «Советская симфония — наша гордость»,— писал академик Б. В. Асафьев.

Всемирный отклик вызвали лучшие симфо­нические сочинения тех лет, созданные Шоста­ковичем, Прокофьевым, Мясковским, Хачату­ряном. Назовем в первую очередь Пятую симфонию Шостаковича, скрипичные кон-

церты Прокофьева и Хачату­ряна, Шестнадцатую и Двадцать первую сим­фонии Мясковского. О глу­бине мысли и человечно­сти в нашем симфонизме, о его доступности широким слоям слушателей с уваже­нием говорили виднейшие музыканты западного мира.

В те же годы наша му­зыка обогатилась симфония­ми Д. Кабалевского, Л. Книппера, В. Мурадели, яркими симфоническими сочинения­ми национальных композито­ров: Л. Ревуцкого (Украина), Ш. Мшвелидзе (Грузия) и многих других.

В конце 1932 г., после не­скольких лет зарубежных странствий, вернулся на Ро­дину выдающийся русский композитор С. Прокофьев. На протяжении последую­щих двух десятилетий его творчество пережи­вает новый бурный расцвет. Его балет «Ромео и Джульетта» на сюжет извест­ной трагедии Шекспира стал гордостью всего нашего искусства. Опера Прокофьева «Семен Котко», посвященная событиям гражданской войны на Украине, ознаменовала новый блестя­щий успех русского оперного реализма.

Появляются в 30-е годы и новые оперы молодых композиторов — «Тихий Дон» Ивана Дзержинского (по первой части одно­именного романа М. Шолохова), «В бурю» Тихона Хренникова по книге Н. Вирты «Одиночество». Советские слушатели с интере­сом встретили эти мелодически привлекатель­ные, песенные оперы, изображающие недавние события революции и гражданской войны. Дос­тоинствами этих опер были простота и задушев­ность музыки, обращение к волнующим мотивам маршевой песенности революционных лет.

Сюжеты классической литературы получили яркое воплощение в операх Кабалевского, Шо­стаковича. В опере Кабалевского «Мастер из Кламси» дан портрет французского ремес­ленника Кола Брюньона, веселого и мятежного героя известной повести Ромена Роллана. Опера Шостаковича «Катерина Из­майлова» (по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), воскрешавшая мрач­ные картины старого купеческого быта, захваты­вала смелым новаторством стиля и глубоким проникновением в душевный мир главной героини.

Накануне Великой Отечественной войны родились яркие сочинения, воспевающие воинскую доблесть народа, его готовность защи­щать честь и независимость Родины. Эти настрое­ния звучали и в кантате Прокофьева «Александр Невский», ив симфонии-кантате Шапорина «На поле Куликовом», и в оратории Коваля «Емельян Пугачев». Воскрешая образы истории, напоми­ная о геройстве русских воинов, эти произ­ведения обращались к советским людям, завт­рашним бойцам Советской Армии.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ