.
Меню сайта
|
Годы расцвета Советской музыки. Т.Н. ХренниковГоды расцвета Советской музыки. Т.Н. ХренниковВ 30-е годы зарождается советская музыкальная классика, наступает расцвет советской песни, симфонии, оперной, балетной и ораториальной музыки. Сложный мир переживаний современного человека — его мечты и надежды, его ненависть к угнетению, его устремленность к светлому будущему — все это нашло свое выражение в симфониях советских композиторов. «Советская симфония — наша гордость»,— писал академик Б. В. Асафьев. Всемирный отклик вызвали лучшие симфонические сочинения тех лет, созданные Шостаковичем, Прокофьевым, Мясковским, Хачатуряном. Назовем в первую очередь Пятую симфонию Шостаковича, скрипичные кон- церты Прокофьева и Хачатуряна, Шестнадцатую и Двадцать первую симфонии Мясковского. О глубине мысли и человечности в нашем симфонизме, о его доступности широким слоям слушателей с уважением говорили виднейшие музыканты западного мира. В те же годы наша музыка обогатилась симфониями Д. Кабалевского, Л. Книппера, В. Мурадели, яркими симфоническими сочинениями национальных композиторов: Л. Ревуцкого (Украина), Ш. Мшвелидзе (Грузия) и многих других. В конце 1932 г., после нескольких лет зарубежных странствий, вернулся на Родину выдающийся русский композитор С. Прокофьев. На протяжении последующих двух десятилетий его творчество переживает новый бурный расцвет. Его балет «Ромео и Джульетта» на сюжет известной трагедии Шекспира стал гордостью всего нашего искусства. Опера Прокофьева «Семен Котко», посвященная событиям гражданской войны на Украине, ознаменовала новый блестящий успех русского оперного реализма. Появляются в 30-е годы и новые оперы молодых композиторов — «Тихий Дон» Ивана Дзержинского (по первой части одноименного романа М. Шолохова), «В бурю» Тихона Хренникова по книге Н. Вирты «Одиночество». Советские слушатели с интересом встретили эти мелодически привлекательные, песенные оперы, изображающие недавние события революции и гражданской войны. Достоинствами этих опер были простота и задушевность музыки, обращение к волнующим мотивам маршевой песенности революционных лет. Сюжеты классической литературы получили яркое воплощение в операх Кабалевского, Шостаковича. В опере Кабалевского «Мастер из Кламси» дан портрет французского ремесленника Кола Брюньона, веселого и мятежного героя известной повести Ромена Роллана. Опера Шостаковича «Катерина Измайлова» (по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), воскрешавшая мрачные картины старого купеческого быта, захватывала смелым новаторством стиля и глубоким проникновением в душевный мир главной героини. Накануне Великой Отечественной войны родились яркие сочинения, воспевающие воинскую доблесть народа, его готовность защищать честь и независимость Родины. Эти настроения звучали и в кантате Прокофьева «Александр Невский», ив симфонии-кантате Шапорина «На поле Куликовом», и в оратории Коваля «Емельян Пугачев». Воскрешая образы истории, напоминая о геройстве русских воинов, эти произведения обращались к советским людям, завтрашним бойцам Советской Армии. |
ПОИСК
Block title
|