. ПУТЬ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. Рождение нового искусства. Мясковский Н.Я.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПУТЬ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. Рождение нового искусства. Мясковский Н.Я.

ПУТЬ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. Рождение нового искусства. Мясковский Н.Я.

Наша страна по праву гордится достижения­ми своей музыкальной культуры. Весь мир вос­хищается музыкой Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Нет такого уголка на земле, где не звучали бы лучшие советские песни — крыла­тые спутники революционной эпохи. Любители музыки во всех странах мира рукоплещут искус­ству наших замечательных музыкантов. Совет­ский Союз по праву считается одной из музыкальнейших стран современности. Но советскую

музыку создают не только русские: все ярче расцветает музыкальное творчество в Грузии и Армении, Эстонии и Латвии, на Украине и в Молдавии (см. ст. «Музыка в союзных респуб­ликах»). Каждая нация вносит в общечелове­ческий мир музыки свои поэтические образы, свои неповторимые краски, ритмы, мелодии... С первых дней революции в стране зазвучали новые песни, гимны, марши, выражающие дра­матизм борьбы и радость победы. Создавались оперные театры, симфонические оркестры, хо­ровые коллективы. Государство проявляло отеческую заботу о развитии новой музыкальной куль­туры.

Советская музыка 20-х годов постепенно набирала силы. Рождались первые советские оперы, балеты, симфонии и оратории. Выдвига­лись молодые композиторы и артисты, воспи­танные советскими консерваториями.

В 1925 г. группа молодых композиторов — студентов Московской консерватории организо­вала творческий кружок «Проколл» (Производ­ственный коллектив), начавший работу над песнями и хорами революционного содержания. Это были музыканты нового типа, тесно связан­ные с советской действительностью, с рабочей самодеятельностью. В. Белый, М. Коваль — первые композиторы-комсомольцы, А. Давиденко — участник гражданской войны. Они при­несли в хоровую и песенную музыку живое ощущение нового времени, энергичные ритмы и интонации современного фольклора. К деся­тилетию Октябрьской революции проколловцы совместно написали ораторию «Путь Октября» — музыкальную летопись собы­тий 1905 и 1917 гг. Лучшие страницы оратории созданы Александром Давиденко — хоровые картины «Улица волнуется» (о рабочей демон­страции 1917 г.) и «На десятой версте от сто­лицы» (о событиях 9 января 1905 г.).

Во многих театрах с успехом шел один из первых советских балетов — «Красный мак» Глиэра (см. ст. «Р. М. Глиэр»), впервые поставленный ко дню десятой годовщины Октяб­ря. Лучшая опера тех лет, сохранившая и по­ныне художественную прелесть,— комическая опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (по итальянской сказке Карло Гоцци). Ее веселая музыка пле­няет сверкающим остроумием, жизнерадост­ностью, дерзкой насмешкой над одряхлевшим рутинным искусством.

Из первых советских симфоний нужно отме­тить сочинения Николая Яковлевича Мясков­ского (1881 —1950), виднейшего композитора старшего поколения, ученика Лядова и Римского-Корсакова. Бывший саперный офицер, участник первой мировой войны, Мясковский воплотил в своих лучших симфониях (и особен­но в замечательной Пятой, законченной в 1918 г.) переживания русской интеллигенции в трудные годы войны и революции. Крупным событием было первое исполнение в 1924 г. прославленной Шестой симфонии Мясковского — драматической поэмы о тягост­ных испытаниях и великих победах револю­ционного времени. В симфонии смело и неожиданно сопоставляются скорбные траурные моти­вы с победно звучащими мелодиями револю­ционных гимнов.

С начала 20-х годов Мясков­ский стал профессором композиции в столичной консерватории, среди его учеников многие вид­ные советские композиторы: Хачатурян, Шеба­лин, Белый, Кабалевский и др.

Важнейшим событием 20-х годов было рож­дение Первой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Шоста­ковича (см. ст. «Д. Д. Шостакович»), кото­рый сразу покорил слушателей блеском, кра­сочностью и жизненной силой своей музыки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ