. Национальная музыка в дооктябрьской России
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Национальная музыка в дооктябрьской России

Национальная музыка в дооктябрьской России

До Октябрьской революции многие из наро­дов России не знали иного искусства, кроме творчества своих национальных певцов, ска­зителей, танцоров. Так складывались истори­ческие судьбы народов Поволжья, Севера, Средней Азии.

В Прибалтике и Закавказье в XIX в. появи­лись замечательные произведения, которые стали классическими,— оперы, романсы, хоры и т. д. На Украине в 1863 г. начал свое путеше­ствие по оперным театрам веселый и озорной «Запорожец за Дунаем». В этой опере Семена Степановича Гулак-Артемовского (1813 —1873) песни, танцы, хоры, близ­кие по своим интонациям украинской народной песне, чередовались с разговорными диало­гами. В ней много юмора, светлой лирики, непо­средственности чувств.

А в конце XIX в. украинцы увидели на оперной сцене одного из своих любимейших героев — Тараса Бульбу. Оперу о нем и мно­гие другие произведения — хоровые, камерные, оперные — создал замечательный украинский композитор Николай Витальевич Лысенко (1842 — 1912): «Тарас Бульба» (1890) — национальная героико-патриотическая опера. Музыка ее мелодична, музыкальный язык осно­ван на украинском фольклоре. Тарас Бульба — герой украинского народа — обрисован в опере многогранно. Важное место занимают массо­вые сцены, образ народа — в центре оперы.

Композиторы, работавшие в царской России, порой испытывая прямое гонение и нацио­нальное угнетение, мужественно боролись с препятствиями, которые чинили власти раз­витию культуры.

У народов Российской империи почти не было профессиональной музыки, национальных исполнителей, не было своих музыкальных учебных заведений. Исключение составляли только такие крупные города, как Киев или Тифлис (Тбилиси). При исполнении музыкаль­ных произведений приходилось довольство­ваться случайным составом оркестра, неопыт­ными музыкантами, слабым хором. Помещение и сцена обычно не были приспособлены для оперного спектакля. Средств на постановку не хватало, поэтому костюмы и декорации производили убогое впечатление. В таких условиях были поставлены первые националь­ные оперы у армян, украинцев и других наро­дов.

И все же никакие трудности не могли пога­сить стремление людей к творчеству, к созда­нию своего национального искусства.

История народа, его сказания, легенды, предания, страницы героической борьбы за свободу и независимость оживали в первых классических образцах профессиональной му­зыки. Язык национального искусства — это прежде всего мелодии, ритмы, интонации, кото­рые веками шлифовали безымянные народные творцы. На эти мелодии опирался, например, композитор Узеир Гаджибеков (1885—1948), создавший несколько опер, с которых начинает­ся история азербайджанской профессиональной музыки (первая из них — «Лейли и Меджнун» — поставлена в 1908 г.). Самая попу­лярная из комедий Гаджибекова, написанных до революции,— «Аршин мал алан» (1913).

В том, как композиторы Грузии или Арме­нии, Эстонии или Украины использовали богат­ства народной музыки, к каким песням и тан­цам обращались, какие жанры казались им интересными, проявлялось творческое лицо Каждого из них.

Мы сразу узнаем, например, грузинских ком­позиторов по характеру музыки, но в то же время каждый из них отличается яркой твор­ческой индивидуальностью. Захарий Петрович Палиашвили (1871—1933) — художник эпиче­ского склада, ему близки монументальные формы. Его оперы насыщены великолепными Хорами, которые развивают традиции грузин­ского народного хорового искусства. В своей лучшей опере «Абесалом и Этери» (поставлена в 1918 г.) Палиашвили рисует в сдер­жанных эпических тонах трагические события. Образ народа раскрывается в величавых хо­рах. Не случайно эту оперу называют оперой-ораторией, а ее автора — «грузинским Глинкой».

Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862 — 1937) и Димитрий Игнатьевич Аракишвили (1873—1953) — основоположники грузинского романса. В музыкальном фольклоре их прежде всего привлекают лирические образы. Аракишвили известен также как крупнейший иссле­дователь и собиратель грузинской народной му­зыки.

Армянский композитор Армен Тигранович Тигранян (1879—1950) — художник щедрого мелодического дарования. Его оперу «Ануш» (поставлена в 1912 г.) называют оперой-пес­ней — она «пропевается» вся, от первой до последней ноты. В опере рассказывается о тра­гической истории двух молодых крестьян, Ануш и Capo, которые погибают в столкнове­нии с властью старинных обычаев. Кажется, что темы арий и песен композитор услышал прямо у народа,— так тонко чувствует он сти­хию народного творчества. «Ануш» считают классической армянской оперой.

Комитас (Согомон Геворкович Согомонян) (1869—1935) — художник более сдержанный в проявлении чувств. Изысканный вкус, тон­чайшая отделка деталей — отличительные чер­ты его хоров и других произведений. Комитас— ученый, музыкальный деятель и неутомимый собиратель народных песен; его «Этнографиче­ский сборник» до сих пор не имеет себе равных в Армении.

Композитору Александру Афанасьевичу Спендиарову (1871 —1928) принадлежит много вокальных сочинений. Спендиаров стал осново­положником армянской симфонической музыки. Из дореволюционных произведений наиболее известна его симфоническая картина «Три пальмы» (по Лермонтову).

Композиторы Артур Капп (1878—1952) в Эстонии и Язеп Витол (1863—1948) в Латвии опирались на традиции хоровой песенной куль­туры Прибалтики. До революции ими были соз­даны значительные инструментальные сочине­ния.

Национальные традиции латышской музы­ки Я. Витол развивал в самых различных жан­рах. Хоры его посвящены не только борьбе народа за свободу, композитор писал хоровые со­чинения и на популярные романтико-фантастические сюжеты. С Витолом латышская народная песня вошла в камерную инструментальную музыку (фортепианные, скрипичные произве­дения, симфонические поэмы, сюиты). От свое­го учителя Римского-Корсакова (см. ст. «Н. А. Римский-Корсаков») Витол перенял тягу к яркой образности, красочности музы­кального языка.

В своей любви к фольклору композиторы народов России следовали традициям русских классиков. Ведь многие из этих композиторов учились в Петербургской или Московской кон­серватории. Учениками Римского-Корсакова были Лысенко, Спендиаров, Витол, Капп, Баланчивадзе. Палиашвили учился у С. И. Та­неева.

Сама музыка русских классиков звала сле­довать принципам реалистического искусства, с вниманием и любовью относиться к творчеству народов России и обращаться к нему в своих сочинениях. Примеров этому много. Так, в фортепианном концерте Чайковского си бемоль минор одна из главных тем основана на пре­образованном напеве украинских лирников, а тема финала — это мелодия украинской «веснянки». Блестящая фантазия для форте­пиано «Исламей» Балакирева написана на народные темы кабардинской пляски и татар­ской мелодии.

Свою творческую деятельность многие из национальных композиторов продолжали и в советское время, став не только живой историей национальной музыки, но и ее сегодняшним днем (см. ст. «Музыка в союзных республиках»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ