.
Меню сайта
|
Национальная музыка в дооктябрьской РоссииНациональная музыка в дооктябрьской РоссииДо Октябрьской революции многие из народов России не знали иного искусства, кроме творчества своих национальных певцов, сказителей, танцоров. Так складывались исторические судьбы народов Поволжья, Севера, Средней Азии. В Прибалтике и Закавказье в XIX в. появились замечательные произведения, которые стали классическими,— оперы, романсы, хоры и т. д. На Украине в 1863 г. начал свое путешествие по оперным театрам веселый и озорной «Запорожец за Дунаем». В этой опере Семена Степановича Гулак-Артемовского (1813 —1873) песни, танцы, хоры, близкие по своим интонациям украинской народной песне, чередовались с разговорными диалогами. В ней много юмора, светлой лирики, непосредственности чувств. А в конце XIX в. украинцы увидели на оперной сцене одного из своих любимейших героев — Тараса Бульбу. Оперу о нем и многие другие произведения — хоровые, камерные, оперные — создал замечательный украинский композитор Николай Витальевич Лысенко (1842 — 1912): «Тарас Бульба» (1890) — национальная героико-патриотическая опера. Музыка ее мелодична, музыкальный язык основан на украинском фольклоре. Тарас Бульба — герой украинского народа — обрисован в опере многогранно. Важное место занимают массовые сцены, образ народа — в центре оперы. Композиторы, работавшие в царской России, порой испытывая прямое гонение и национальное угнетение, мужественно боролись с препятствиями, которые чинили власти развитию культуры. У народов Российской империи почти не было профессиональной музыки, национальных исполнителей, не было своих музыкальных учебных заведений. Исключение составляли только такие крупные города, как Киев или Тифлис (Тбилиси). При исполнении музыкальных произведений приходилось довольствоваться случайным составом оркестра, неопытными музыкантами, слабым хором. Помещение и сцена обычно не были приспособлены для оперного спектакля. Средств на постановку не хватало, поэтому костюмы и декорации производили убогое впечатление. В таких условиях были поставлены первые национальные оперы у армян, украинцев и других народов. И все же никакие трудности не могли погасить стремление людей к творчеству, к созданию своего национального искусства. История народа, его сказания, легенды, предания, страницы героической борьбы за свободу и независимость оживали в первых классических образцах профессиональной музыки. Язык национального искусства — это прежде всего мелодии, ритмы, интонации, которые веками шлифовали безымянные народные творцы. На эти мелодии опирался, например, композитор Узеир Гаджибеков (1885—1948), создавший несколько опер, с которых начинается история азербайджанской профессиональной музыки (первая из них — «Лейли и Меджнун» — поставлена в 1908 г.). Самая популярная из комедий Гаджибекова, написанных до революции,— «Аршин мал алан» (1913). В том, как композиторы Грузии или Армении, Эстонии или Украины использовали богатства народной музыки, к каким песням и танцам обращались, какие жанры казались им интересными, проявлялось творческое лицо Каждого из них. Мы сразу узнаем, например, грузинских композиторов по характеру музыки, но в то же время каждый из них отличается яркой творческой индивидуальностью. Захарий Петрович Палиашвили (1871—1933) — художник эпического склада, ему близки монументальные формы. Его оперы насыщены великолепными Хорами, которые развивают традиции грузинского народного хорового искусства. В своей лучшей опере «Абесалом и Этери» (поставлена в 1918 г.) Палиашвили рисует в сдержанных эпических тонах трагические события. Образ народа раскрывается в величавых хорах. Не случайно эту оперу называют оперой-ораторией, а ее автора — «грузинским Глинкой». Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862 — 1937) и Димитрий Игнатьевич Аракишвили (1873—1953) — основоположники грузинского романса. В музыкальном фольклоре их прежде всего привлекают лирические образы. Аракишвили известен также как крупнейший исследователь и собиратель грузинской народной музыки. Армянский композитор Армен Тигранович Тигранян (1879—1950) — художник щедрого мелодического дарования. Его оперу «Ануш» (поставлена в 1912 г.) называют оперой-песней — она «пропевается» вся, от первой до последней ноты. В опере рассказывается о трагической истории двух молодых крестьян, Ануш и Capo, которые погибают в столкновении с властью старинных обычаев. Кажется, что темы арий и песен композитор услышал прямо у народа,— так тонко чувствует он стихию народного творчества. «Ануш» считают классической армянской оперой. Комитас (Согомон Геворкович Согомонян) (1869—1935) — художник более сдержанный в проявлении чувств. Изысканный вкус, тончайшая отделка деталей — отличительные черты его хоров и других произведений. Комитас— ученый, музыкальный деятель и неутомимый собиратель народных песен; его «Этнографический сборник» до сих пор не имеет себе равных в Армении. Композитору Александру Афанасьевичу Спендиарову (1871 —1928) принадлежит много вокальных сочинений. Спендиаров стал основоположником армянской симфонической музыки. Из дореволюционных произведений наиболее известна его симфоническая картина «Три пальмы» (по Лермонтову). Композиторы Артур Капп (1878—1952) в Эстонии и Язеп Витол (1863—1948) в Латвии опирались на традиции хоровой песенной культуры Прибалтики. До революции ими были созданы значительные инструментальные сочинения. Национальные традиции латышской музыки Я. Витол развивал в самых различных жанрах. Хоры его посвящены не только борьбе народа за свободу, композитор писал хоровые сочинения и на популярные романтико-фантастические сюжеты. С Витолом латышская народная песня вошла в камерную инструментальную музыку (фортепианные, скрипичные произведения, симфонические поэмы, сюиты). От своего учителя Римского-Корсакова (см. ст. «Н. А. Римский-Корсаков») Витол перенял тягу к яркой образности, красочности музыкального языка. В своей любви к фольклору композиторы народов России следовали традициям русских классиков. Ведь многие из этих композиторов учились в Петербургской или Московской консерватории. Учениками Римского-Корсакова были Лысенко, Спендиаров, Витол, Капп, Баланчивадзе. Палиашвили учился у С. И. Танеева. Сама музыка русских классиков звала следовать принципам реалистического искусства, с вниманием и любовью относиться к творчеству народов России и обращаться к нему в своих сочинениях. Примеров этому много. Так, в фортепианном концерте Чайковского си бемоль минор одна из главных тем основана на преобразованном напеве украинских лирников, а тема финала — это мелодия украинской «веснянки». Блестящая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на народные темы кабардинской пляски и татарской мелодии. Свою творческую деятельность многие из национальных композиторов продолжали и в советское время, став не только живой историей национальной музыки, но и ее сегодняшним днем (см. ст. «Музыка в союзных республиках»). |
ПОИСК
Block title
|