. С.В. Рахманинов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

С.В. Рахманинов

С.В. Рахманинов

(1873—1943)

Когда звучит музыка Рахманинова, кажет­ся, будто слышишь страстную, образную, убе­ждающую речь. Композитор передает упоение жизнью — и музыка льется бесконечной, ши­рокой мелодией (Второй концерт). Порой же она бурлит подобно стремительным вешним потокам (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера,— и музыка стано­вится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»). В «музыкальных пей­зажах» Рахманинова, как и в описаниях при­роды у его любимого писателя А. П. Чехова или в картинах художника И. И. Левитана, тонко и одухотворенно передано обаяние рус­ской природы, скромной, но бесконечно поэтич­ной (см. ст. «И. И. Левитан» и т. 11 ДЭ, ст. «А. П. Чехов»). Немало у Рахманинова и страниц, полных драматизма, тревоги, мятеж­ного порыва. Чуткий художник отразил пред­грозовые настроения, характерные для русского общества накануне революции 1905 г.

Сергей Васильевич Рахманинов родился в имении Онег под Новгородом. В 4 года мальчик начал учиться музыке, а 9 лет его отдали в Пе­тербургскую консерваторию. Позже родители перевели сына в Московскую консерваторию к выдающемуся педагогу-пианисту Н. С. Зве­реву, который бережно развивал дарование своих питомцев. У него и поселился юный Рах­манинов. Он занимался у композиторов С. И. Танеева и А. С. Аренского, встречался с П. И. Чайковским и А. Г. Рубинштейном (см. статьи раздела «Русская музыка»).

Одаренный необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет бле­стяще завершил занятия по классу фортепиа­но. А через год, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения (1892), его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За нее присутствовавший на экзамене П. И. Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» пятерку с тремя плюсами (Рахманинов учился у Танеева, любимого уче­ника Петра Ильича). Спустя год опера 19-лет­него композитора была показана в Большом театре (1893). Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, по­лучила высокую оценку крупнейших музыкан­тов, критиков и слушателей.

В 1904 г. Рахманинов написал еще две одноактные оперы, получившие меньшую из­вестность: «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте).

В начале XX в. наступает пора полного творческого расцвета композитора. Он пишет Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром (1901, 1909), кантату «Весна» (1902), романсы и фортепианные пьесы.

Если вы когда-нибудь слышали записанный на пластинку Второй концерт Рахма­нинова в авторском исполнении, то, конечно, не остались равнодушными. Незабываемое впе­чатление производит эта вдохновенная, могучая и привольная музыка. И не знаешь, чем больше восхищаться: самой музыкой или ее исполне­нием, кого выше оценить — Рахманинова-ком­позитора или Рахманинова-пианиста.

Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистических трудностей, таким блестящим, виртуозным было его испол­нение, отличавшееся огромной внутренней силой. И вместе с тем Рахманинов играл необычайно певуче.

«САМОЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ВСЯКОГО ИСКУС­СТВА — ЭТО ЕГО ИСКРЕННОСТЬ».

С. Я. РАХМАНИНОВ

Когда он аккомпанировал своему другу Ф. И. Шаляпину, то казалось, что вместе с певцом пел и рояль (см. ст. «Ф. И. Шаляпин»). Современники признали Рахманинова величай­шим пианистом XX в. А он был еще, кро­ме того, и талантливым дирижером, давшим своеобразное толкование многих классических произведений.

Особенности Рахманинова-пианиста отра­зились в творчестве Рахманинова-композитора. Недаром лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента — фортепиано. Это прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты, 4 концерта для фортепиано с оркест­ром, «Рапсодия на тему Паганини» для форте­пиано с оркестром (1934) и др.

Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, Рахманинов не понял ее значения. Он покинул родину, ото­рвался от той почвы, на которой выросло его творчество. За десять лет из-под его пера не вышло ни одного нового сочинения. Все это время он проводил в беспрерывных концертных поездках по разным странам.

Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из Рос­сии, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя...» — говорил он. Когда же он вернулся к творчеству, то обратился к воспоминаниям о родной земле и народным русским песням («Три русские пес­ни для хора с оркестром», 1926). Самое замеча­тельное произведение, созданное им в конце жизни,— Третья симфония, русская по духу и музыкальным образам (1935—1936).

В годы второй мировой войны Рахманинов дал в Америке несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии. «Верю в полную победу»,— писал он тогда.

Музыка Рахманинова и сегодня волнует и радует миллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ