.
Меню сайта
|
Русские композиторы конца XIX-начала XX в.Русские композиторы конца XIX-начала XX в.Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, СкрябинПредставители петербургской школы русской музыки Глазунов и Лядов — ученики Римского-Корсакова. Глазунов более 20 лет был директором консерватории в Петербурге. У Лядова — профессора консерватории учились будущие советские композиторы Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие. Александр Константинович Глазунов (1865— 1936), когда ему не было еще и 17 лет, выступил с интересным и талантливым сочинением — Первой симфонией. За ней последовали новые симфонии, симфонические поэмы и концертные пьесы для оркестра. В 90-е годы Глазунов стал одним из крупных русских симфонистов. Его Четвертая, Пятая и Шестая симфонии завоевали всеобщее признание и популярность. Скрипичный концерт (1904) и последние симфонии — Седьмая (1902) и Восьмая (1906) — образцы зрелого мастерства композитора. Глазунов развивал жанр лирической и лирико-повествовательной симфонии. Ему был чужд драматизм, его привлекали светлые, радостные образы, картинки народного быта, широкие, грандиозные праздничные сцены. Кроме симфоний, Глазунов сочинил несколько программных симфонических картин: «Степан Разин» (1885), «Кремль» (1891), «Лес» (1887), писал квартеты и фортепианные пьесы. Лучший из романсов Глазунова — «Вакхическая песнь» на слова Пушкина. Из трех балетов композитора один — «Раймонда» (1897; на сюжет средневековой рыцарской легенды) — и в наши дни часто ставится на сцене. Анатолий Константинович Лядов (1855— 1914) развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он написал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1910), «Волшебное озеро» (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи. В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита «Восемь русских народных песен для оркестра» (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида. Тут и нежная «Колыбельная», и веселая «Плясовая», остроумная «Шуточная», «Былина о птицах» и другие песни. Лядов написал много пьес для фортепиано, чаще всего небольших, но всегда законченных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса «Про старину» (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска «Музыкальная табакерка» воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его «Детские песни»'на народные тексты — здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сценок. Творческая судьба младшего из учеников Римского-Корсакова — Игоря Федоровича Стравинского (р. 1882) сложилась своеобразно: уже первые его значительные произведения — балеты — стали известными сперва за рубежом (см. ст. «Европейская музыка XX в.»), а потом в России, хотя они тесно связаны с русской традицией. Балет «Жар-птица» (1910) основан на сюжете русской сказки, «Петрушка» (1911) воссоздает картины русских гуляний на масленице, «Весна священная» (1913) — образы славянской языческой старины. Ритмическое богатство и разнообразие, динамика, блестящее использование всех возможностей современного оркестра в этих балетах поражают слушателей. С 1910 г. Стравинский живет за рубежом. Но он с полным основанием говорит о себе: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе». К московской школе принадлежит Сергей Иванович Танеев (1856—1915) — ученик Чайковского (см. ст. «П. И. Чайковский»). Он преподавал в Московской консерватории и воспитал много талантливых музыкантов, среди них — Рахманинов и Скрябин. Танееву принадлежит одна из лучших русских кантат — «Иоанн Дамаскин» (1884),— посвященная памяти основателя Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна. Его единственная опера «Орестея» (1887—1894) написана на сюжет древнегреческой трагедии Эсхила. В основном он писал инструментальные и хоровые произведения, сочинил 40 «стихотворений, положенных на музыку», для голоса с фортепиано. Относясь строго критически к своему творчеству, Танеев печатал лишь небольшую часть собственных произведений. Из четырех его симфоний при жизни вышла в свет только последняя, развивающая героико-драматическую линию симфонизма русских классиков. Любимая идея в творчестве Танеева — преодоление мрака, стремление к свету через борьбу — сближает его с Чайковским. Квартеты, ансамбли Танеева, отличающиеся серьезностью и глубиной содержания, сыграли большую роль в развитии русской инструментальной музыки. Танеева называли «музыкальной совестью» Москвы — в этом отразилось всеобщее уважение к честной и откровенной натуре композитора и его глубоко верным суждениям о музыке. К поколению учеников великих русских классиков принадлежат и композиторы А. С. Аренский, В. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, С. М. Ляпунов. Все они внесли свой вклад в художественную сокровищницу русской музыки и передали творческую эстафету советскому поколению композиторов (см. ст. «Путь советской музыки»). Общественный подъем накануне революции 1905 г. сказывался везде и во всем. Молодежь повсеместно устраивала сходки, собрания, любительские вечера и концерты. Любимыми номерами программ были стихотворение в прозе Максима Горького «Буревестник» и этюд ре диез минор Скрябина. Стоило собравшимся услышать призывную первую фразу этюда, развертывающуюся затем в стремительный, драматический поток, наполненный чувством протеста и духом героики, и по рядам словно пробегала электрическая искра. Казалось, это звучит музыка грядущей революции. Александр Николаевич Скрябин (1871 —1915) родился и вырос в Москве, учился в Московской консерватории, где считался даровитым пианистом. Уже через два-три года после окончания консерватории Скрябин обратил на себя внимание Римского-Корсакова фортепианными пьесами. Он сочинял необычайно поэтичные лирические прелюдии, пылкие, страстные, порывистые, овеянные пламенем горячих чувств этюды и другие небольшие пьесы. Цикл из 24 прелюдий был создан композитором в начале творческого пути. Скрябин поразил всех новизной и удивительной тонкостью музыкального языка. Богатая мелодичность, красочная гармония, выразительность ритма в музыке молодого композитора — все говорило о ярком таланте. Последовавшие затем фортепианный концерт (1897) и три сонаты раскрыли в Скрябине глубокого и большого художника. В начале XX в. Скрябин создает одну за другой три симфонии. В Первой симфонии (1900) он воспел искусство, его дивную силу, его влияние на человечество. Музыка Второй симфонии (1902) полна драматической героики. Но самое сильное впечатление на всех произвела Третья симфония (1904), которую сам Скрябин назвал «Божественной поэмой». Образ могучей человеческой воли, преодолевающей самые тяжелые препятствия, проходит через всю симфонию как главный ее мотив. Человек утверждает себя, свое право на свободу и творчество. Главную тему сопровождает целый мир пленительных лирических мелодий. Первая часть симфонии называется «Борьба». Радостью победы света, счастья сверкает финал. После трех симфоний Скрябин написал необычайно яркое и впечатляющее произведение — «Поэму экстаза» (1907) для оркестра. Как и в Третьей симфонии, здесь главное — образ человеческой энергии и воли. В мелодии солирующей трубы выражен волнующий и вдохновенный призыв. Для творчества Скрябина характерен образ огня, превращающего в пепел старый мир и все рождающего заново. Последнее симфоническое произведение композитора — «Поэма огня» («Прометей», 1910). В образе героя античной легенды, подарившего людям огонь, композитор воспевает созидательное, творческое начало в человеке. |
ПОИСК
Block title
|