. Русские композиторы конца XIX-начала XX в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русские композиторы конца XIX-начала XX в.

Русские композиторы конца XIX-начала XX в.

Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, Скрябин

Представители петербургской школы рус­ской музыки Глазунов и Лядов — ученики Римского-Корсакова. Глазунов более 20 лет был директором консерватории в Петербурге. У Лядова — профессора консерватории учились будущие советские композиторы Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие.

Александр Константинович Глазунов (1865— 1936), когда ему не было еще и 17 лет, выступил с интересным и талантливым сочинением — Первой симфонией. За ней последовали новые симфонии, симфонические поэмы и концерт­ные пьесы для оркестра. В 90-е годы Глазунов стал одним из крупных русских симфонистов. Его Четвертая, Пятая и Шестая симфонии завоевали всеобщее признание и популярность. Скрипичный концерт (1904) и последние сим­фонии — Седьмая (1902) и Восьмая (1906) — образцы зрелого мастерства композитора.

Глазунов развивал жанр лирической и лирико-повествовательной симфонии. Ему был чужд драматизм, его привлекали светлые, ра­достные образы, картинки народного быта, широкие, грандиозные праздничные сцены.

Кроме симфоний, Глазунов сочинил несколь­ко программных симфонических картин: «Сте­пан Разин» (1885), «Кремль» (1891), «Лес» (1887), писал квартеты и фортепианные пьесы. Лучший из романсов Глазунова — «Вакхическая песнь» на слова Пушкина. Из трех бале­тов композитора один — «Раймонда» (1897; на сюжет средневековой рыцарской легенды) — и в наши дни часто ставится на сцене.

Анатолий Константинович Лядов (1855— 1914) развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он написал ряд маленьких сказоч­ных картинок для оркестра: «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1910), «Волшебное озеро» (1909). В них проявился замечательный талант худож­ника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты ска­зочных персонажей, фантастические пейзажи.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обрабо­тал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях на­родной песни. Особенной известностью поль­зуется сюита «Восемь русских на­родных песен для оркестра» (1905), где композитор необычайно тонко и глу­боко передал характер и особенности русских песен различного вида. Тут и нежная «Колы­бельная», и веселая «Плясовая», остроум­ная «Шуточная», «Былина о птицах» и другие песни.

Лядов написал много пьес для фортепиано, чаще всего небольших, но всегда законченных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса «Про старину» (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска «Музыкальная табакерка» воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его «Детские песни»'на народные тек­сты — здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сценок.

Творческая судьба младшего из учеников Римского-Корсакова — Игоря Федоровича Стра­винского (р. 1882) сложилась своеобразно: уже первые его значительные произведения — бале­ты — стали известными сперва за рубежом (см. ст. «Европейская музыка XX в.»), а потом в Рос­сии, хотя они тесно связаны с русской тради­цией. Балет «Жар-птица» (1910) основан на сю­жете русской сказки, «Петрушка» (1911) воссоз­дает картины русских гуляний на масленице, «Весна священная» (1913) — образы славянской языческой старины. Ритмическое богатство и раз­нообразие, динамика, блестящее использование всех возможностей современного оркестра в этих балетах поражают слушателей.

С 1910 г. Стравинский живет за рубежом. Но он с полным основанием говорит о себе: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе».

К московской школе принадлежит Сергей Иванович Танеев (1856—1915) — ученик Чай­ковского (см. ст. «П. И. Чайковский»). Он преподавал в Московской консерватории и вос­питал много талантливых музыкантов, среди них — Рахманинов и Скрябин.

Танееву принадлежит одна из лучших рус­ских кантат — «Иоанн Дамаскин» (1884),— посвященная памяти основателя Мос­ковской консерватории Н. Г. Рубинштейна. Его единственная опера «Орестея» (1887—1894) написана на сюжет древнегреческой трагедии Эсхила. В основном он писал инструментальные и хоровые произведения, сочинил 40 «стихо­творений, положенных на музыку», для голоса с фортепиано. Относясь строго критически к сво­ему творчеству, Танеев печатал лишь неболь­шую часть собственных произведений. Из четы­рех его симфоний при жизни вышла в свет толь­ко последняя, развивающая героико-драматическую линию симфонизма русских классиков.

Любимая идея в творчестве Танеева — пре­одоление мрака, стремление к свету через борьбу — сближает его с Чайковским. Кварте­ты, ансамбли Танеева, отличающиеся серьез­ностью и глубиной содержания, сыграли боль­шую роль в развитии русской инструментальной музыки. Танеева называли «музыкальной совестью» Москвы — в этом отразилось всеоб­щее уважение к честной и откровенной натуре композитора и его глубоко верным суждениям о музыке.

К поколению учеников великих русских классиков принадлежат и композиторы А. С. Аренский, В. С. Калинников, М. М. Иппо­литов-Иванов, С. М. Ляпунов. Все они внесли свой вклад в художественную сокровищницу русской музыки и передали творческую эста­фету советскому поколению композиторов (см. ст. «Путь советской музыки»).

Общественный подъем накануне революции 1905 г. сказывался везде и во всем. Молодежь повсеместно устраивала сходки, собрания, лю­бительские вечера и концерты.

Любимыми номерами программ были стихо­творение в прозе Максима Горького «Буревест­ник» и этюд ре диез минор Скря­бина. Стоило собравшимся услышать призыв­ную первую фразу этюда, развертывающуюся затем в стремительный, драматический поток, наполненный чувством протеста и духом герои­ки, и по рядам словно пробегала электрическая искра. Казалось, это звучит музыка грядущей революции.

Александр Николаевич Скрябин (1871 —1915) родился и вырос в Москве, учился в Москов­ской консерватории, где считался даровитым пианистом. Уже через два-три года после окон­чания консерватории Скрябин обратил на себя внимание Римского-Корсакова фортепианными пьесами. Он сочинял необычайно поэтичные лирические прелюдии, пылкие, страстные, порывистые, овеянные пламенем горячих чувств этюды и другие небольшие пьесы.

Цикл из 24 прелюдий был создан композитором в начале творческого пути. Скрябин поразил всех новизной и удивительной тонко­стью музыкального языка. Богатая мелодич­ность, красочная гармония, выразительность ритма в музыке молодого композитора — все говорило о ярком таланте. Последовавшие затем фортепианный концерт (1897) и три сонаты раскрыли в Скрябине глубокого и большого художника.

В начале XX в. Скрябин создает одну за другой три симфонии. В Первой симфо­нии (1900) он воспел искусство, его дивную силу, его влияние на человечество. Музыка Второй симфонии (1902) полна дра­матической героики. Но самое сильное впечат­ление на всех произвела Третья симфо­ния (1904), которую сам Скрябин назвал «Божественной поэмой». Образ могучей челове­ческой воли, преодолевающей самые тяжелые препятствия, проходит через всю симфонию как главный ее мотив. Человек утверждает се­бя, свое право на свободу и творчество. Глав­ную тему сопровождает целый мир пленитель­ных лирических мелодий. Первая часть симфо­нии называется «Борьба». Радостью победы света, счастья сверкает финал.

После трех симфоний Скрябин написал необычайно яркое и впечатляющее произведе­ние — «Поэму экстаза» (1907) для оркестра. Как и в Третьей симфонии, здесь главное — образ человеческой энергии и воли.

В мелодии солирующей трубы выражен волну­ющий и вдохновенный призыв.

Для творчества Скрябина характерен образ огня, превращающего в пепел старый мир и все рождающего заново. Последнее симфони­ческое произведение композитора — «Поэма огня» («Прометей», 1910). В образе героя античной легенды, подарившего людям огонь, композитор воспевает созидательное, творческое начало в человеке.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ