. Н.А. Римский-Корсаков
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н.А. Римский-Корсаков

Н.А. Римский-Корсаков

(1844—1908)

С детских лет мы знаем и любим музыку, вызывающую в нашем воображении сказочный город, где белка грызет золотые орешки и тридцать три богатыря выходят на берег из морской пучины. Нас волнуют мелодии, рисую­щие милые черты хрупкой Снегурочки или чу­десной сказочницы Шехеразады. Эта музыка полна неувядаемой свежести, богатства мело­дий, яркости красок, переливающихся всеми цветами радуги. Чародей, создавший эту музы­ку,— великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он родился в городке Тихвине Новгородской губернии. Светлые детские впечатления от рус­ской природы, преданий старины, народных песен отразились потом в его творчестве. Когда мальчику исполнилось 12 лет, по семейной традиции (дядя и старший брат были моряками) его отдали в петербургский Морской корпус.

Занятия музыкой, начатые в Тихвине, Римский-Корсаков продолжил в столице. В 1861 г. 17-летний юноша познакомился с М. А. Балакиревым, стал его любимым уче­ником и товарищем по «Могучей кучке», под его руководством начал писать симфонию.

В 1862 г., окончив Морской корпус, Римский-Корсаков отправился на три года в дальнее плавание. Впоследствии он воскресил образы изменчивой морской стихии в музыке «Шехеразады», «Садко», «Сказки о царе Салтане» и других произведений.

Вернувшись в Петербург, Римский-Корсаков закончил в 1865 г. Первую симфонию, кото­рую публика приняла очень хорошо. Затем он написал симфоническую картину «Садко», несколько прекрасных романсов и приступил к своей первой опере «Псковитянка».

Римский-Корсаков создал пятнадцать опер, многие из них навеяны народными сказками и преданиями. Подобно Глинке (см. ст. «М. И. Глинка»), Римский-Корсаков любил сопоставлять в музыке реальную действитель­ность с миром фантастики, раскрывая чистоту и поэтичность сказочных образов, рожденных народным воображением. Ярко обрисованы в музыке и земные герои. Чаще всего это кресть­янские юноши и девушки: Ганна и Левко («Майская ночь», 1878), Оксана и Вакула («Ночь перед рождеством», 1895), Купава («Сне­гурочка», 1881). Любуясь красотой народных празднеств и обрядов, композитор показывает в этих операх разнообразные сцены деревен­ского быта, щедро вводит русские и украин­ские песни и пляски.

Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина «Садко» (1896). Главный герой ее — новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сме­няется фантастическими музыкальными кар­тинами, где действуют сказочные персонажи, морской царь и его дочь — нежная Волхова. Музыкальные образы Римского-Корсакова от­личаются необыкновенно яркой изобразитель­ностью. Богатая творческая фантазия и компози­торское мастерство позволили Римскому-Корсакову нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан.

«Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) — это оперы-драмы, не только воссоздающие картины русской жизни XVI в., но и глубоко раскрывающие характеры, правдиво рисующие душевные пережива­ния героев — царя Ивана Грозного и его доче­ри Ольги («Псковитянка»), опричника Гряз­ного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»).

Героическая опера «Сказание о не­видимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфони­ческая картина «Сеча при Керженце», рисую­щая битву русских воинов с захватчиками (см. ст. «Язык музыки»).

Опера-сказка «Кащей Бессмертный» (1902) написана в период револю­ционного подъема в стране. Злой Кащей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказы­вается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.

В 1905 г. за поддержку студентов, возму­щенных событиями Кровавого воскресенья, профессор Римский-Корсаков был уволен из консерватории. Впоследствии он с почетом вернулся в нее.

Римский-Корсаков не только выдаю­щийся композитор, но и замечательный педа­гог, он воспитал более 200 музыкальных дея­телей. У него учились А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров и другие (см. статьи «Русские композиторы конца XIX — начала XX в.», «Национальная музыка в дооктябрьской Рос­сии»).

Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) — острая сатира на царизм. Компо­зитор язвительно высмеивает трусливого, ту­пого Додона и его слуг. В одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Додона, обращается к мелодии «Чижика».

Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова воссоздают сказочные сюжеты (сюиты «Шехеразада», 1888, «Антар», 1868, симфоническая картина «Садко», 1867, и др.), изображают картины народной жизни («Испан­ское каприччио», 1887). Композитор исполь­зовал в этих произведениях подлинные мелодии разных народов. Искусно сочетая многообраз­ные краски оркестра, Римский-Корсаков раз­вертывает перед слушателями все новые и но­вые картины, одна другой чудеснее.

Римский-Корсаков любил старинные народ­ные песни, собирал, обрабатывал их, творчески развивая их особенности в своей музыке. «Я прислушивался к голосам народного твор­чества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества»,— писал ком­позитор.

Римский-Корсаков создал около 80 роман­сов. Лучшие из них написаны на стихи А. С. Пушкина («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Анчар»), А. К. Толстого («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье»), А. Н. Майкова и других русских поэ­тов. В этих романсах глубоко и искренне выра­жены разнообразные чувства и переживания, созданы удивительно тонкие музыкальные обра­зы природы.

Наш народ хранит благодарную память о великом композиторе, воспевшем красоту жизни, природы, народных песен и сказаний.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ