.
Меню сайта
|
М.П. МусоргскийМ.П. Мусоргский(1839-1881) Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский называл себя «бойцом за правую мысль искусства». Всем своим творчеством он хотел «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян правдой звучащее слово». Мусоргский родился в селе Карево Псковской губернии. В детстве он жадно слушал народные песни, с увлечением занимался музыкой, но не думал быть музыкантом. Сын небогатого помещика, Модест Мусоргский окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге и стал офицером. М. А. Балакирев первый распознал его громадный композиторский талант (см. ст. «Могучая кучка». М. А. Балакирев»). Под его влиянием Мусоргский в 1858 г. вышел в отставку, чтобы посвятить себя музыке. Но в то время композиторское творчество не давало никаких средств к существованию, и он был вынужден поступить на службу мелким чиновником. Почти три года Мусоргский прожил вместе с несколькими своими друзьями и сверстниками на одной квартире — в «коммуне». Такие товарищеские общежития, где собирались люди со сходными убеждениями, духовно близкие друг другу, описаны в романе Чернышевского «Что делать?». В эти и последующие годы Мусоргский создал много замечательных романсов и песен. Всего за свою жизнь композитор написал их около 70. Особенно значительны музыкальные сцены из народного быта: «Калистрат» и «Колыбельная Еремушке» (на слова Н. А. Некрасова), «Сиротка» (на собственные слова), «Спи, усни, крестьянский сын» (на слова А. Н. Островского), «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти» (на слова А. А. Голенищева-Кутузова). С небывалой смелостью и правдивостью Мусоргский показал в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина-бедняка. Так, впервые в музыке изобразил он голодного крестьянского мальчика, который просит подаяния («Сиротка»). В романсе переданы горестные жалобы и стоны ребенка. Люди разного характера, возраста и общественного положения как живые предстают в романсах Мусоргского (написанных на собственные слова) «Светик Савишна», «Семинарист», «Озорник». В «Блохе» (на стихи Гёте из «Фауста») остроумно высмеяны самодурство монарха и пресмыкательство его придворных. В цикле «Детская» (на слова композитора) перед нами проходят то грустные, то озорные сценки из жизни детей. У Мусоргского почти нет традиционных — лирических — романсов. Его вокальные пьесы — это портреты или сценки. Когда мы слушаем романсы Мусоргского, то словно видим каждого из действующих лиц — так наглядны их «музыкальные портреты», так метко, реалистически переданы в музыке особенности их речи, раскрыты характеры. Изображая людей из народа, композитор использует интонации разговорной речи, выразительные средства русской народной песни. «Народные картинки», написанные Мусоргским в 60-х годах, подготовили появление оперы «Борис Годунов» (1869—1872). Постановке этого революционного по духу, новаторского по форме произведения препятствовала Дирекция императорских театров. Однако передовые артистические круги добились того, что «Борис Годунов» был поставлен в 1874 г. в Петербурге Мариинским театром. С восторгом приняли оперу Мусоргского демократические слушатели галерки — студенты-разночинцы, мелкие чиновники. А царский двор и верхушка общества старались всячески помешать успеху оперы Мусоргского. Она редко шла в театре. К тому же цензура сделала в опере значительные сокращения, убрав самые «крамольные» сцены. Народ — главное действующее лицо оперы. Сначала мы видим покорную толпу. Постепенно народ пробуждается, начинает требовать, протестовать. И вот уже в финале оперы словно разгорается пламя стихийного крестьянского восстания («Сцена под Кромами»). Народу противостоит царь Борис. И в опере, и в трагедии Пушкина он показан как человек, идущий к власти через преступление. С исключительной глубиной передает Мусоргский «трагедию совести» Бориса, его тяжкие душевные терзания, раскрывает его конфликт с народом. Годунов — умный и проницательный государственный деятель. Но все же он не в силах установить в стране порядок: народ ему не верит. Противоречия между народом и запятнанной преступлениями самодержавной властью ничем нельзя примирить — вот основная идея оперы. В музыке раскрывается своеобразие характеров действующих лиц, каждый герой очерчен выразительно: разгульный монах Варлаам и мудрый летописец Пимен, честолюбивый Самозванец и гордая Марина Мнишек, хитрый Шуйский и доверчиво-бесстрашный Юродивый — «совесть народная». Еще до постановки «Бориса Годунова» Мусоргский начал работать над другой исторической оперой — «Хованщина». Это тоже опера с развернутыми массовыми сценами; главный герой исторических событий — народ. Недаром композитор назвал оперу «народной музыкальной драмой». В «Xованщине» Мусоргский продолжил летопись «смутных времен» русской истории, начатую им в «Борисе Годунове». Задумывал он еще и третью такую оперу — «Пугачевщина». Не во всем строго следуя историческим фактам, Мусоргский творчески переосмысливал их, делал художественные обобщения. Показывая события конца XVII в., стрелецкие бунты, начало царствования Петра I, движение раскольников, композитор глубоко проник в дух эпохи и характеры действующих лиц. Бурные события русской истории напоминали Мусоргскому современную ему переломную эпоху. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача»,— писал композитор. Он, как и многие передовые люди того времени, мучительно искал ответ на вопрос, что будет дальше с отсталой, нищей Россией и ее могучим, но бесправным народом. Этими раздумьями, тревогой за судьбы народа и проникнута «Хованщина». Мусоргский не видел действительных путей к избавлению народных масс от страданий, поэтому обе его оперы заканчиваются трагически безысходно. Но в душе композитора жила вера в лучшее будущее любимой родины. С удивительной силой она выражена в оркестровой картине «Рассвет на Москве-реке» — вступлении к «Хованщине». Льется широкая певучая мелодия, подобная народной песне. Она наполняется светом, силой и звучит как прекрасный гимн родной стране, великому народу. Из симфонических произведений Мусоргского особенно популярна оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» (1867). Ее создание — свидетельство живейшего интереса композитора к народным сказкам и легендам. Красочная музыка рисует ночную пляску ведьм и затем утренний рассвет. Ярко расцвечен образами народной фантазии и народного быта цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874). Он написан Мусоргским под впечатлением от рисунков его умершего друга — художника и архитектора В. А. Гартмана. В музыке отражены и сцены из жизни горожан, и сельские картинки, и игры детей. Мы словно видим воочию сказочного Гнома, Бабу Ягу или средневекового певца-трубадура. В заключительной пьесе — «Богатырские ворота» воспеты древнерусские богатыри. Все эти разнообразные картинки объединяются темой первой пьесы «Прогулка» — то уверенной и светлой, то мягкой и грустной мелодией русского народного склада. Тема «Прогулки» звучит в «Картинках» несколько раз. «Картинки с выставки» — одно из лучших программных произведений мировой фортепианной музыки. Постоянное безденежье, неупорядоченная жизнь, переживания, вызванные нападками на «Бориса Годунова»,— все это постепенно подрывало здоровье композитора, мешало его творчеству. Самым светлым событием последних лет жизни была его концертная поездка по Украине и югу России с певицей Д. М. Леоновой, которой Мусоргский аккомпанировал. Во время поездки композитор собирал украинские песни, они были ему нужны для комической оперы «Сорочинская ярмарка». В 1881 г. Мусоргский тяжело заболел и вскоре скончался, не успев дописать нескольких своих произведений. «Хованщину» завершил Н. А. Римский-Корсаков. Над оперой «Сорочинская ярмарка» работали друзья Мусоргского — Ц. А. Кюи и А. К. Лядов, а впоследствии новый вариант оперы создал советский композитор В. Я. Шебалин.В творчестве Мусоргского последовательно и полно выражены передовые устремления, свойственные участникам «Могучей кучки». «Композитор-бунтарь», певец народного горя, протеста и свободолюбия, величайший реалист в музыке дорог нам и сегодня. |
ПОИСК
Block title
|