. А.П. Бородин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А.П. Бородин

А.П. Бородин

(1833-1887)

Кто не знает композитора Бородина — соз­дателя оперы «Князь Игорь», идущей на сце­нах всего мира, «Богатырской симфонии» и других замечательных произведений!

Отечественная медицина чтит память Боро­дина — профессора Медико-хирургической ака­демии, воспитавшего сотни врачей.

Имя талантливого химика Бородина, под­готовившего своими исследованиями создание пластмасс, хорошо известно в науке.

Большим уважением в 60—80-х годах прош­лого века пользовался общественный деятель Бородин. Он был в числе создателей первого в стране высшего медицинского учебного заве­дения для женщин.

Сколько же Бородиных трудилось одновре­менно на поприще русской культуры? Компо­зитор, химик, общественный деятель и педагог— все это один человек: Александр Порфирьевич Бородин.

Родился он в Петербурге. Рано научился играть на фортепиано, флейте и виолончели, а девяти лет стал сочинять музыку. Но глав­ной его страстью была химия. Он чувствовал себя уверенно среди колб, горелок и других приспособлений для опытов. Бородин учился в Медико-хирургической академии, затем успешно защитил докторскую диссертацию по химии и провел три года за границей в науч­ной командировке. В это время он продолжал увлекаться музыкой: играл в разных ансамб­лях, сочинял романсы, трио, квинтеты и другие произведения.

Знаменательным годом его жизни был 1862: он вернулся в Петербург, стал профессором Медико-хирургической академии и познакомил­ся с М. А. Балакиревым, сразу оценившим его музыкальный талант.

Бородин с увлечением начинает работать над симфонией и скоро становится зрелым, само­стоятельным музыкантом. Но музыке по-преж­нему он может уделять очень мало времени. Его дни целиком заполнены лекциями, работой в лаборатории, общественной деятельностью. Человек исключительной отзывчивости, цель­ности характера, высокого чувства долга, Бо­родин самоотверженно, не щадя себя, отдается этим занятиям. Сочинять музыку он получает возможность только летом, на отдыхе, или во время болезни. «На этом основании,— шутил он,— мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».

На создание крупного музыкального про­изведения у Бородина уходило по нескольку лет.

Только в 1867 г. была дописана Первая симфония. Вторая симфония создавалась семь лет (1869—1876). Над оперой «Князь Игорь» композитор трудился с перерывами восемна­дцать лет: с 1869 г. до самой смерти, но так и не закончил ее.

Высокий, статный, неутомимый, всегда доб­родушный и веселый, Бородин казался богаты­рем. Но и его могучий организм не выдержал непосильной нагрузки. Внезапно во время праздничного вечера с друзьями жизнь Боро­дина оборвалась.

Бородин оставил мало произведений, но среди них нет слабых или повторяющих друг друга: в каждом ощущается могучая сила, каждое самобытно по музыкальному языку, который вырос из старинных народных песен, былин, наигрышей.

В своей музыке Бородин идет путями, про­ложенными Глинкой. Все его сочинения про­низаны верой в богатырскую мощь русского народа и любовью к своей родине. Эти же чувства наполняют главное произведение ком­позитора — оперу «Князь Игорь», напи­санную на основе замечательного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Бородин сам работал над либретто оперы, с головой уйдя в изучение трудов по русской истории, летописей, народных сказаний и песен.

Главный герой оперы — мужественный князь Игорь, который возглавил поход русско­го войска против кочевников-половцев. Он тяжело переживает поражение и плен, мечтает вернуть себе свободу, чтобы снова пойти на врага.

С любовью и нежностью вспоминает он о своей верной подруге Ярославне, которая проявляет в трудные минуты большую силу духа. Музыка, рисующая этих героев, привле­кает благородством и красотой (ария Игоря, «Плач» Ярославны и др.).

Живописуя стан половцев, Бородин показы­вает в музыке не только их варварский облик, но и своеобразную красоту половецких народ­ных песен и танцев. Очень выразителен музы­кальный портрет предводителя половцев хана Кончака — жестокого, властного и вместе с тем по-своему великодушного.

Не менее ярко раскрыты характеры других действующих лиц: буйного гуляки князя Галицкого, трусоватых, но неунывающих гудошников (музыкантов-скоморохов) Скулы и Ерошки. Рисуя чувства полюбивших друг друга Владимира и Кончаковны, Бородин находит страстные и нежные мелодии.

В русских хорах оперы выражается мощь народа, раскрываются страдания, причиненные ему вражеским нашествием (хор поселян), звучит ликование при вести о возвращении Игоря (финал).

Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов завершили те картины оперы «Князь Игорь», которые композитор не закончил. Глазунов, кроме того, записал по памяти две части Треть­ей симфонии Бородина, которые слышал в ис­полнении самого композитора.

Вторую симфонию Бородина его друзья по «Могучей кучке» назвали «Богатырской» (1876). Слушая ее, представляешь себе легендарных русских витязей — защит­ников страны и народа, прочно стоящих на родной земле, словно вросших в нее. Вспоми­наются известные картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» (см. ст. «В. М. Васнецов»).

Симфоническая картина Бородина «В Средней Азии» (1880), где выражена идея содружества русского и восточных народов, привлекает слушателя красочностью му­зыки.

В замечательных романсах Бородина на его собственные слова «Песня темного леса», «Спя­щая княжна» воскрешаются богатырские обра­зы народных сказок и легенд; его баллада «Море» полна драматизма. Созданный под впе­чатлением смерти М. П. Мусоргского романс «Для берегов отчизны дальней» (на слова Пушкина) волнует глубокой, сдержанной скорбью.

Бородин оказал большое воздействие на рус­скую музыку. Его традиции ожили в творче­стве А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. С. Ка­линникова, в народно-патриотических произ­ведениях советских композиторов.

Великий «богатырь русской музыки» и вы­дающийся ученый — таким вошел Бородин в историю мировой культуры.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ