.
Меню сайта
|
А.П. БородинА.П. Бородин(1833-1887) Кто не знает композитора Бородина — создателя оперы «Князь Игорь», идущей на сценах всего мира, «Богатырской симфонии» и других замечательных произведений! Отечественная медицина чтит память Бородина — профессора Медико-хирургической академии, воспитавшего сотни врачей. Имя талантливого химика Бородина, подготовившего своими исследованиями создание пластмасс, хорошо известно в науке. Большим уважением в 60—80-х годах прошлого века пользовался общественный деятель Бородин. Он был в числе создателей первого в стране высшего медицинского учебного заведения для женщин. Сколько же Бородиных трудилось одновременно на поприще русской культуры? Композитор, химик, общественный деятель и педагог— все это один человек: Александр Порфирьевич Бородин. Родился он в Петербурге. Рано научился играть на фортепиано, флейте и виолончели, а девяти лет стал сочинять музыку. Но главной его страстью была химия. Он чувствовал себя уверенно среди колб, горелок и других приспособлений для опытов. Бородин учился в Медико-хирургической академии, затем успешно защитил докторскую диссертацию по химии и провел три года за границей в научной командировке. В это время он продолжал увлекаться музыкой: играл в разных ансамблях, сочинял романсы, трио, квинтеты и другие произведения. Знаменательным годом его жизни был 1862: он вернулся в Петербург, стал профессором Медико-хирургической академии и познакомился с М. А. Балакиревым, сразу оценившим его музыкальный талант. Бородин с увлечением начинает работать над симфонией и скоро становится зрелым, самостоятельным музыкантом. Но музыке по-прежнему он может уделять очень мало времени. Его дни целиком заполнены лекциями, работой в лаборатории, общественной деятельностью. Человек исключительной отзывчивости, цельности характера, высокого чувства долга, Бородин самоотверженно, не щадя себя, отдается этим занятиям. Сочинять музыку он получает возможность только летом, на отдыхе, или во время болезни. «На этом основании,— шутил он,— мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни». На создание крупного музыкального произведения у Бородина уходило по нескольку лет. Только в 1867 г. была дописана Первая симфония. Вторая симфония создавалась семь лет (1869—1876). Над оперой «Князь Игорь» композитор трудился с перерывами восемнадцать лет: с 1869 г. до самой смерти, но так и не закончил ее. Высокий, статный, неутомимый, всегда добродушный и веселый, Бородин казался богатырем. Но и его могучий организм не выдержал непосильной нагрузки. Внезапно во время праздничного вечера с друзьями жизнь Бородина оборвалась. Бородин оставил мало произведений, но среди них нет слабых или повторяющих друг друга: в каждом ощущается могучая сила, каждое самобытно по музыкальному языку, который вырос из старинных народных песен, былин, наигрышей. В своей музыке Бородин идет путями, проложенными Глинкой. Все его сочинения пронизаны верой в богатырскую мощь русского народа и любовью к своей родине. Эти же чувства наполняют главное произведение композитора — оперу «Князь Игорь», написанную на основе замечательного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Бородин сам работал над либретто оперы, с головой уйдя в изучение трудов по русской истории, летописей, народных сказаний и песен. Главный герой оперы — мужественный князь Игорь, который возглавил поход русского войска против кочевников-половцев. Он тяжело переживает поражение и плен, мечтает вернуть себе свободу, чтобы снова пойти на врага. С любовью и нежностью вспоминает он о своей верной подруге Ярославне, которая проявляет в трудные минуты большую силу духа. Музыка, рисующая этих героев, привлекает благородством и красотой (ария Игоря, «Плач» Ярославны и др.). Живописуя стан половцев, Бородин показывает в музыке не только их варварский облик, но и своеобразную красоту половецких народных песен и танцев. Очень выразителен музыкальный портрет предводителя половцев хана Кончака — жестокого, властного и вместе с тем по-своему великодушного. Не менее ярко раскрыты характеры других действующих лиц: буйного гуляки князя Галицкого, трусоватых, но неунывающих гудошников (музыкантов-скоморохов) Скулы и Ерошки. Рисуя чувства полюбивших друг друга Владимира и Кончаковны, Бородин находит страстные и нежные мелодии. В русских хорах оперы выражается мощь народа, раскрываются страдания, причиненные ему вражеским нашествием (хор поселян), звучит ликование при вести о возвращении Игоря (финал). Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов завершили те картины оперы «Князь Игорь», которые композитор не закончил. Глазунов, кроме того, записал по памяти две части Третьей симфонии Бородина, которые слышал в исполнении самого композитора. Вторую симфонию Бородина его друзья по «Могучей кучке» назвали «Богатырской» (1876). Слушая ее, представляешь себе легендарных русских витязей — защитников страны и народа, прочно стоящих на родной земле, словно вросших в нее. Вспоминаются известные картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» (см. ст. «В. М. Васнецов»). Симфоническая картина Бородина «В Средней Азии» (1880), где выражена идея содружества русского и восточных народов, привлекает слушателя красочностью музыки. В замечательных романсах Бородина на его собственные слова «Песня темного леса», «Спящая княжна» воскрешаются богатырские образы народных сказок и легенд; его баллада «Море» полна драматизма. Созданный под впечатлением смерти М. П. Мусоргского романс «Для берегов отчизны дальней» (на слова Пушкина) волнует глубокой, сдержанной скорбью. Бородин оказал большое воздействие на русскую музыку. Его традиции ожили в творчестве А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. С. Калинникова, в народно-патриотических произведениях советских композиторов. Великий «богатырь русской музыки» и выдающийся ученый — таким вошел Бородин в историю мировой культуры. |
ПОИСК
Block title
|