. "Могучая кучка" М.А. Балакирев
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

"Могучая кучка" М.А. Балакирев

"Могучая кучка" М.А. Балакирев

В 1855 г. в Петербург со своей родины, из Нижнего Новгорода, приехал молодой компо­зитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910). Несмотря на свои восемнадцать лет, он, по словам В. В. Стасова, был в музыке уже «целым молодым профессором».

Передовые композиторы с радостью увидели в нем человека, страстно преданного русской национальной музыке. «Орлом» называл его Даргомыжский. «В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки»,— говорил Глинка.

К Балакиреву, словно к магниту, тянулись молодые музыканты-любители. В 1856 г. с ним познакомился военный инженер Цезарь Анто­нович Кюи (1835—1918), через год — офицер Преображенского полка М. П. Мусоргский (см. ст. «М. П. Мусоргский»). Тогда же нача­лось сближение Балакирева с большим знатоком искусства Владимиром Васильевичем Стасовым (1824—1906) — горячим приверженцем рус­ской музыки. В 1861 г. к ним присоединился учившийся в Морском корпусе Н. А. Римский-Корсаков, а в 1862 г.— профессор химии А. П. Бородин (см. статьи об этих композиторах). Так сложился кружок, где руководителем,

наставником и воспитателем стал Балакирев. Талантливый, страстный, убежденный, он пользовался среди своих товарищей безгранич­ным авторитетом.

Балакиревский кружок возник в те годы, когда во всех областях русской культуры выдвинулись новые передовые деятели, зазву­чали свежие молодые голоса. Захваченные большим общественным подъемом конца 50-х и 60-х годов, балакиревцы стремились правдиво отражать в своей музыке жизнь народа и исто­рию родной страны, раскрывать богатство и красоту народных песен и сказаний. Молодые композиторы восхищались русским музыкаль­ным фольклором (в частности, замечательные русские песни собрал и обработал сам Балаки­рев). Живо интересовались они и песнями дру­гих народов России, особенно мелодиями Кав­каза и Средней Азии. Их музыкальные произве­дения были смелыми, новаторскими и по форме и по духу.

Балакиревцев связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения рус­ской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Шумана, Бер­лиоза, Листа.

В 60-х годах одно за другим появлялись произведения балакиревцев: первые симфонии Римского-Корсакова и Бородина, романсы Мусоргского, романсы и фортепианные пьесы Кюи. Римский-Корсаков работал над оперой «Псковитянка», Мусоргский — над «Борисом Годуновым», Кюи закончил оперу «Вильям Ратклифф».

Основатель кружка — Балакирев создал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», увертюры на темы народных песен, романсы, восточную фантазию для фортепиано «Исламей» (1869). Он любил рисовать картины при­роды, народные сцены, передавать сильные, страстные чувства. Его привлекало своеобра­зие восточных напевов, он нередко разрабаты­вал их в своих произведениях, и это придавало его произведениям особую живописность.

Некоторые замыслы подсказал балакиревцам Стасов: предложил Бородину написать оперу по «Слову о полку Игореве», подал Му­соргскому мысль о «Хованщине». Стасов и Кюи выступали со статьями, где отстаивали взгляды балакиревцев. «...Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» — так однажды написал о них Стасов. И с той поры за этим творческим содружеством навсегда закре­пилось название «Могучая кучка».

Балакиревский кружок притягивал мно­гих энтузиастов русской музыки. Собирались у Даргомыжского, у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. С кучкистами дружили выдающиеся музыканты-исполнители.

В 1862 г. усилиями Балакирева и его друзей была открыта Бесплатная музыкальная школа. Балакиревцы стремились привлечь в нее как можно больше талантливых людей из народа, чтобы дать им возможность учиться. В концер­тах, которые давали при школе, как и в про­граммах Русского музыкального общества, ис­полнялись выдающиеся сочинения русских и западных композиторов. Благородной деятель­ности «Могучей кучки» и работе Бесплатной музыкальной школы старались помешать при­дворные музыканты и аристократы.

Балакирев был не в силах противостоять им и на несколько лет совсем отошел от музыки и общественной деятельности. За это время его бывшие ученики и товарищи стали уже совер­шенно самостоятельными, зрелыми художника­ми. Каждый пошел своим путем, и кружок распался. Но кучкисты продолжали сохранять верность его идеям и творческим принципам.

В последние десятилетия жизни Балакирев снова отдает силы воспитанию молодых музы­кантов. Он возвращается к творчеству, закан­чивает симфоническую поэму «Тамара» (по Лермонтову, 1882), Первую симфонию (1898) и другие произведения, а также пишет новые.

Деятельность композиторов «Могучей кучки» и ее основателя Балакирева одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Передовые идеи «Могучей кучки» вдохновляют и советских музыкантов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ