.
Меню сайта
|
РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Первые Русские консерваторииРУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Первые Русские консерваторииАнтон Рубинштейн Николай РубинштейнК середине 50-х годов Россия переживала мощный подъем общественной и культурной жизни. Все ярче проявлялась высокая музыкальная одаренность русского народа. К этому времени уже были созданы обе оперы Глинки, все его симфонические произведения, уже поставлена «Русалка» Даргомыжского, началась творческая деятельность молодых композиторов балакиревского кружка (см. ст. «Могучая кучка». М. А. Балакирев»). Для дальнейшего развития музыки в России необходимо было открыть консерваторию, которая дала бы стране педагогов и исполнителей. В 1859 г. подлинный энтузиаст-просветитель Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862 г. первую в России Петербургскую консерваторию — высшее музыкальное учебное заведение. Поставив своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики», Общество проводило открытые концерты. То, что сделал в Петербурге Антон Рубинштейн, в Москве осуществил его младший брат, великолепный пианист и дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн (1835—1881). Он обладал большим организаторским талантом. В 25 лет он возглавил в Москве отделение Русского музыкального общества, а затем стал во главе созданной им Московской консерватории. Уже в первые годы существования обеих консерваторий начался необычайно быстрый расцвет всех сторон музыкальной жизни России. Антон Рубинштейн явился создателем русской фортепианной исполнительской школы. В его искусстве сочетались изумительное техническое мастерство, огромный темперамент, глубина проникновения в замысел и стиль произведений композиторов разных эпох. Современники могли сравнивать его только с Ференцем Листом (см. ст. «Ференц Лист»). Он покорял своей игрой любую аудиторию. Слышавший его не раз В. В. Стасов вспоминает, как Рубинштейн исполнял «Лунную сонату» Бетховена: «Никто, может быть, никогда уже не услышит этих стонов души, этих потрясающих звуков...» Антон Рубинштейн оставил множество произведений самых разных жанров — от небольших фортепианных пьес до опер, ораторий и симфоний. Пользуются неизменным успехом его романсы, например «Ночь» на стихи Пушкина, баллада «Перед воеводой молча он стоит» на стихи Тургенева, «Азра» на стихи Гейне, цикл «Персидские песни» (на стихи азербайджанского ашуга Мирзы Шафи). Романс «Клубится волною» из этого цикла обессмертил своим гениальным исполнением Ф. И. Шаляпин (см. ст. «Ф. И. Шаляпин»). К числу популярнейших русских опер принадлежит лирическая опера А. Рубинштейна «Демон» на сюжет поэмы Лермонтова, написанная в 1871 г. и поставленная в Петербурге в 1875 г. Демон в опере отличается от лермонтовского гордого «духа отрицания», мятежного борца, восставшего против бога. Демон у Рубинштейна — одинокий, страдающий — ищет сочувствия и любви. Поэтому вокальная партия Демона основана на мягких, певучих, плавных мелодических линиях («Не плачь, дитя», «На воздушном океане»). В большом лирическом дуэте Демона и Тамары (заключительная сцена) музыка, не утрачивая своей пластичности и напевности, приобретает напряженную страстность и драматизм. Поэтично очерчен образ Тамары. В начале оперы ее вокальной партии свойственны изящество, грациозность, беззаботное веселье. Но когда Демон вторгается в жизнь Тамары и ее душа наполняется тревогой и волнением, музыка становится все более драматичной. Действие оперы развертывается на фоне красочных картин кавказской природы и быта. Восточный колорит ощущается в хоровых эпизодах (женский хор «Ходим мы к Арагве светлой», мужской хор «Ноченька»), в танцевальных сценах, особенно в лезгинке. Опера «Демон» — первая русская лирическая опера, предшественница «Евгения Онегина» Чайковского. До сих пор «Демон» привлекает слушателей глубоким лиризмом, сердечностью, правдивостью человеческих чувств. Влияние А. Г. Рубинштейна на развитие музыкальной культуры России было поистине огромным. Этого выдающегося педагога, яркого композитора, гениального пианиста В. В. Стасов называл «несравненным человеком». |
ПОИСК
Block title
|