. РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Первые Русские консерватории
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Первые Русские консерватории

РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Первые Русские консерватории

Антон Рубинштейн Николай Рубинштейн

К середине 50-х годов Россия переживала мощный подъем общественной и культурной жизни. Все ярче проявлялась высокая музы­кальная одаренность русского народа. К этому времени уже были созданы обе оперы Глинки, все его симфонические произведения, уже постав­лена «Русалка» Даргомыжского, началась твор­ческая деятельность молодых композиторов балакиревского кружка (см. ст. «Могучая кучка». М. А. Балакирев»). Для дальнейшего развития музыки в России необходимо было открыть консерваторию, которая дала бы стра­не педагогов и исполнителей. В 1859 г. подлин­ный энтузиаст-просветитель Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862 г. первую в России Петербургскую консерваторию — выс­шее музыкальное учебное заведение. Поставив своей целью «сделать хорошую музыку доступ­ной большим массам публики», Общество про­водило открытые концерты.

То, что сделал в Петербурге Антон Рубин­штейн, в Москве осуществил его младший брат, великолепный пианист и дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн (1835—1881). Он обладал большим организаторским талантом. В 25 лет он возглавил в Москве отделение Рус­ского музыкального общества, а затем стал во главе созданной им Московской консерва­тории.

Уже в первые годы существования обеих кон­серваторий начался необычайно быстрый рас­цвет всех сторон музыкальной жизни России.

Антон Рубинштейн явился создателем русской фортепианной исполнительской школы. В его искусстве сочетались изумительное техническое мастерство, огромный темперамент, глубина проникновения в замысел и стиль произведе­ний композиторов разных эпох.

Современники могли сравнивать его только с Ференцем Листом (см. ст. «Ференц Лист»). Он покорял своей игрой любую аудиторию. Слышавший его не раз В. В. Стасов вспоминает, как Рубинштейн исполнял «Лунную сонату» Бетховена: «Никто, может быть, никогда уже не услышит этих стонов души, этих потрясаю­щих звуков...»

Антон Рубинштейн оставил множество про­изведений самых разных жанров — от неболь­ших фортепианных пьес до опер, ораторий и симфоний. Пользуются неизменным успехом его романсы, например «Ночь» на стихи Пуш­кина, баллада «Перед воеводой молча он стоит» на стихи Тургенева, «Азра» на стихи Гейне, цикл «Персидские песни» (на стихи азербайд­жанского ашуга Мирзы Шафи). Романс «Клу­бится волною» из этого цикла обессмертил сво­им гениальным исполнением Ф. И. Шаляпин (см. ст. «Ф. И. Шаляпин»).

К числу популярнейших русских опер при­надлежит лирическая опера А. Рубинштейна «Демон» на сюжет поэмы Лермонтова, напи­санная в 1871 г. и поставленная в Петербурге в 1875 г. Демон в опере отличается от лермонтов­ского гордого «духа отрицания», мятежного борца, восставшего против бога. Демон у Ру­бинштейна — одинокий, страдающий — ищет сочувствия и любви. Поэтому вокальная партия Демона основана на мягких, певучих, плавных мелодических линиях («Не плачь, дитя», «На воздушном океане»). В большом лирическом дуэте Демона и Тамары (заключительная сцена) музыка, не утрачивая своей пластичности и напевности, приобретает напряженную страст­ность и драматизм.

Поэтично очерчен образ Тамары. В начале оперы ее вокальной партии свойственны изя­щество, грациозность, беззаботное веселье. Но когда Демон вторгается в жизнь Тамары и ее душа наполняется тревогой и волнением, музыка становится все более драматичной.

Действие оперы развертывается на фоне красочных картин кавказской природы и быта. Восточный колорит ощущается в хоровых эпи­зодах (женский хор «Ходим мы к Арагве свет­лой», мужской хор «Ноченька»), в танцеваль­ных сценах, особенно в лезгинке.

Опера «Демон» — первая русская лириче­ская опера, предшественница «Евгения Онегина» Чайковского. До сих пор «Демон» привлекает слушателей глубоким лиризмом, сердечностью, правдивостью человеческих чувств.

Влияние А. Г. Рубинштейна на развитие музыкальной культуры России было поистине огромным. Этого выдающегося педагога, яркого композитора, гениального пианиста В. В. Ста­сов называл «несравненным человеком».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ