. Русская народная песня
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русская народная песня

Русская народная песня

Музыка любой страны обладает неповторимыми чертами. Особенно яр­ко выражены они в народном твор­честве, которое щедро расцветает задолго до развития профессиональ­ного искусства.

Песня — самый древний и самый любимый из всех жанров музыкально­го народного творчества. Вся красота и значение песни раскрываются в соче­тании музыки (искусства звука) и по­эзии (искусства слова). В мелодию (напев) вложено то же чувство, что и в слова песни.

Самые древние песни связаны с трудом человека. Их пели наши пред­ки славяне, когда ждали весну, обрабатывали свои поля, собирали урожай; песни эти называют кален­дарными или сезонными.

Когда приходилось поднимать или передвигать большие тяжести, лю­ди тоже объединяли свои усилия. Обычно кто-нибудь командовал: «Раз-два, взяли! Раз-два, еще раз». Из таких ритмических возгласов посте­пенно развились коротенькие при­певки, их интонации объединились в более широкие мелодии. Наиболее известная из них— песня «Эй, ухнем!». Хороводные, плясовые песни пела молодежь по праздни­кам, когда хотела повеселиться.

В середине хоровода несколько его участников разыгрывали содержание песни. Это были бытовые сценки или подражание трудовым движениям при различных полевых работах. Иногда трудовые движения изображал весь хоровод (песни «Заплетися, плетень, заплетися!», «Основушку сную»).

Песни лирические не были связаны ни с определенным временем года, ни с праздником — их пели по настроению. В большинстве своем напевы этих песен широкие, сложные, гораздо более развитые, чем у песен других жанров, поэтому их называют в народе протяжными. Именно в этих песнях особенно полно отражались чувства русского человека, его Думы о жизни.

Из песен лирических самые люби­мые живут и поныне. Это «Лучина, моя лучинушка» (о тяжелой женской доле), «Ой да ты, калинушка» (о тоске молодого воина по родному дому), «Надоели ночи, надоскучили» (о девушке, загрустившей по милому).

Для протяжных песен характерно особое распевание стиха: в нем, кроме повторений и восклицаний («ой», «эх» , «ой да», «ах» и др.), не­редко распеваются по частям слова.

Такие повторения усиливали чув­ство, вложенное в песню.

Протяжные песни пели и в оди­ночку и хором. Обычно начинал за­певала — это чаще всего средний го­лос. Он же вел главную партию. Хо­ровые голоса — низкие и высокие — присоединялись к нему, как бы опевая, обвивая его. Все эти голоса исполняли основной напев песни, но свободно изменяли, варьировали его. Это в русском народе называли

«петь на подголоски». Хоровое пе­ние — наиболее характерный признак русского народного песенного искус­ства.

Профессиональная музыка была связана с народным творчеством с са­мых своих истоков.

В русских операх звучали не толь­ко подлинные народные мелодии. По­стигая музыкальный язык народа, композиторы перерабатывали в своей музыке мелодические попевки и ин­струментальные наигрыши. Во всей русской музыке не найдется ни одного крупного произведения, где бы не были введены народные мелодические обороты и ритмы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ