.
Меню сайта
|
Русская народная песняРусская народная песняМузыка любой страны обладает неповторимыми чертами. Особенно ярко выражены они в народном творчестве, которое щедро расцветает задолго до развития профессионального искусства. Песня — самый древний и самый любимый из всех жанров музыкального народного творчества. Вся красота и значение песни раскрываются в сочетании музыки (искусства звука) и поэзии (искусства слова). В мелодию (напев) вложено то же чувство, что и в слова песни. Самые древние песни связаны с трудом человека. Их пели наши предки славяне, когда ждали весну, обрабатывали свои поля, собирали урожай; песни эти называют календарными или сезонными. Когда приходилось поднимать или передвигать большие тяжести, люди тоже объединяли свои усилия. Обычно кто-нибудь командовал: «Раз-два, взяли! Раз-два, еще раз». Из таких ритмических возгласов постепенно развились коротенькие припевки, их интонации объединились в более широкие мелодии. Наиболее известная из них— песня «Эй, ухнем!». Хороводные, плясовые песни пела молодежь по праздникам, когда хотела повеселиться. В середине хоровода несколько его участников разыгрывали содержание песни. Это были бытовые сценки или подражание трудовым движениям при различных полевых работах. Иногда трудовые движения изображал весь хоровод (песни «Заплетися, плетень, заплетися!», «Основушку сную»). Песни лирические не были связаны ни с определенным временем года, ни с праздником — их пели по настроению. В большинстве своем напевы этих песен широкие, сложные, гораздо более развитые, чем у песен других жанров, поэтому их называют в народе протяжными. Именно в этих песнях особенно полно отражались чувства русского человека, его Думы о жизни. Из песен лирических самые любимые живут и поныне. Это «Лучина, моя лучинушка» (о тяжелой женской доле), «Ой да ты, калинушка» (о тоске молодого воина по родному дому), «Надоели ночи, надоскучили» (о девушке, загрустившей по милому). Для протяжных песен характерно особое распевание стиха: в нем, кроме повторений и восклицаний («ой», «эх» , «ой да», «ах» и др.), нередко распеваются по частям слова. Такие повторения усиливали чувство, вложенное в песню. Протяжные песни пели и в одиночку и хором. Обычно начинал запевала — это чаще всего средний голос. Он же вел главную партию. Хоровые голоса — низкие и высокие — присоединялись к нему, как бы опевая, обвивая его. Все эти голоса исполняли основной напев песни, но свободно изменяли, варьировали его. Это в русском народе называли «петь на подголоски». Хоровое пение — наиболее характерный признак русского народного песенного искусства. Профессиональная музыка была связана с народным творчеством с самых своих истоков. В русских операх звучали не только подлинные народные мелодии. Постигая музыкальный язык народа, композиторы перерабатывали в своей музыке мелодические попевки и инструментальные наигрыши. Во всей русской музыке не найдется ни одного крупного произведения, где бы не были введены народные мелодические обороты и ритмы. |
ПОИСК
Block title
|