. А.С. Даргомыжский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А.С. Даргомыжский

А.С. Даргомыжский

(1813—1869)

Александр Сергеевич Даргомыжский родил­ся в тульской деревушке Даргомыж, где было небольшое имение его отца. Но вся его жизнь связана с Петербургом.

Уже в 7 лет Александр пытался сочинять фортепианные пьески, хотя учитель музыки бра­нил его, считая это занятие «неприличным для русского дворянина». К 17—18 годам Даргомыж­ский недурно играл на скрипке и обнаружил талант пианиста; у него уже были собственные сочинения — кантаты, романсы, фортепиан­ные пьесы. Правда, молодой Даргомыжский не собирался стать музыкантом-профессионалом, на занятия музыкой смотрел как на приятное развлечение. В 1831 г. он поступил на госу­дарственную службу.

Только познакомившись с Глинкой, 20-лет­ний юноша начал относиться к искусству серьезно (см. ст. «М. И. Глинка»). Стали появ­ляться песни и романсы Даргомыжского, росла его известность среди петербургских любителей музыки. В 1841 г. композитор закончил свою первую оперу «Эсмеральда» на сюжет романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

Встречи с Глинкой, с поэтами В. А. Жу­ковским, П. А. Вяземским и другими деяте­лями русской культуры (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература») помогли молодому музы­канту сделать окончательный выбор. Решив целиком посвятить себя музыке, он в 1843 г. вышел в отставку.

Даргомыжский едет в Париж, чтобы попол­нить свое музыкальное образование. Однако многое разочаровало его. Он писал из Парижа, что в операх, которые там идут, «много искусст­венного, натянутого, фальшивого».

Эта поездка обострила и усилила патрио­тические чувства Даргомыжского. Еще дороже стала ему музыка родной страны, музыкальное творчество русского народа. Он задумывает оперу из народной жизни и останавливается на незавершенной драме Пушкина «Русалка». Работая над либретто, Даргомыжский старался сохранить пушкинские стихи и сам дописал конец в соответствии с замыслом поэта.

«Тружусь над своей «Русалкой»,— писал Даргомыжский, — что больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон». Многие сцены оперы основаны на подлинных народ­ных мелодиях. Одна из них запомнилась компо­зитору еще с детства: он слышал ее от крепост­ной няни.

С большой симпатией и глубиной Дарго­мыжский показал в своей опере людей из на­рода. Как живые предстают перед зрителем все действующие лица — настолько выпукло, есте­ственно обрисованы их характеры. В опере проявилась важнейшая особенность творческого стиля Даргомыжского — глубокая связь музыки и слова. Не случайно композитор говорил: «Не хочу низводить музыку до забавы. Хочу, что­бы звук прямо выражал слово, хочу правды».

Даргомыжский отнюдь не стремился копи­ровать человеческую речь — его музыка, гибко следуя за поэтическим текстом, воплощала все оттенки переживаний героев, их богатую и сложную душевную жизнь. Для вокального стиля «Русалки» характерно сочетание психо­логически правдивого речитатива, музыкаль­ной декламации с распевностью — кантиленностью.

В 1856 г. «Русалка» была поставлена в петербургском Мариинском оперном театре. Сокращения некоторых сцен и небрежность постановки исказили замыслы композитора. Глубоко правдивая, подлинно народная му­зыка оперы у аристократической публики успе­ха не имела.

Лишь немногие передовые люди того вре­мени по-настоящему поняли «Русалку». Музы­кальный критик и композитор А. Н. Серов в большой статье о Даргомыжском написал, что «Русалка» — достойное продолжение оперного творчества Глинки.

Впоследствии высоко оценил оперу П. И. Чайковский, отметив ее мелодическую прелесть, теплоту, изящество.

Композитор тяжело переживает неуспех оперы. Много сил он отдает педагогической дея­тельности, занимаясь с певцами-любителями. В эти годы им написаны пьесы для оркестра «Казачок», «Баба-Яга», «Фанта­зия на финские темы».

В конце 50-х годов композитор сближается с сотрудниками передового сатирического жур­нала «Искра» — поэтами П. Вейнбергом, В. Курочкиным (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература») и сам принимает участие в его из­дании. В это время Даргомыжский создает свои остросатирические песни «Титулярный совет­ник» (на стихи П. Вейнберга), «Червяк» (на стихи П. Беранже в переводе В. Курочкина).

Даргомыжский нарисовал в песнях яркие музыкальные портреты незаметных, всеми при­тесняемых людей. Их он немало перевидел, когда еще служил чиновником. Особенно дра­матична песня Даргомыжского «Старый капрал» на стихи П. Беранже (перевод В. Курочкина). Старый солдат, не стерпевший издевательств офицера и осужденный на рас­стрел, обрисован с необыкновенной вырази­тельностью.

Песни Даргомыжского перекликаются по содержанию с произведениями его выдающихся современников — художника П. А. Федотова и писателей Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература»).

Эти песни глубоко человечны и вызывают сочувствие к «униженным и оскорбленным».

Создавая песни и романсы, композитор обращался к поэзии М. Ю. Лермонтова («Мне грустно», «И скучно и грустно»), А. В. Коль­цова («Не скажу никому»), А. А. Дельвига («Шестнадцать лет»), В. А. Жуковского («Па­ладин»).

Но более всех Даргомыжский любил Пуш­кина. Пушкинские произведения легли в осно­ву его опер («Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость»), многие стихи великого поэта композитор положил на музыку (романсы и песни «Ночной зефир», «Восточный романс», «Вертоград», «Мельник»).

В последние годы жизни Даргомыжского связывала крепкая дружба с молодыми компо­зиторами — членами балакиревского кружка «Могучая кучка» (см. ст. «Могучая кучка». М. А. Балакирев»). Его объединяли с ними общие взгляды на искусство, поиски новых средств выразительности в музыке, решимость бороться за развитие национального русского искусства. Балакиревцы же высоко ценили романсы Даргомыжского, его «Русалку». Бла­готворная дружеская обстановка вызвала у Даргомыжского новый прилив творческой энергии, композитор начал работать над оперой «Каменный гость». Пушкинские стихи вошли в оперу почти неизмененными. Стре­мясь найти для каждого стиха соответствую­щую ему музыкальную фразу, раскрыть все переживания героев, все оттенки их речи, композитор писал оперу мелодическим речитативом. Он не оставлял работы до последнего дня своей жизни. Завершили оперу друзья Даргомыжского — композиторы Ц. А. Кюи и Н. А. Римский-Корсаков.

Композитор М. П. Мусоргский очень точно определил роль Даргомыжского в истории русской культуры, назвав его «великим учите­лем музыкальной правды».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ