.
Меню сайта
|
Русская музыка первой половины XIX в.Русская музыка первой половины XIX в.Алябьев, Варламов, Гурилев, ВерстовскийМузыкальная жизнь России первой половины XIX в. ознаменована необыкновенно ярким песенным расцветом. Песня звучит всюду: в глухих деревушках и рабочих поселках, в посадах, пригородах и помещичьих усадьбах. Отечественная война (см. т. 8 ДЭ, ст. «Отечественная война 1812 года») пробудила горячий интерес к боевым патриотическим песням. Свои особые песни появляются у интеллигенции — студентов, учителей, актеров, поэтов и писателей. Любимыми песнями становятся ямщицкая «Не белы снеги забелилися», «Вниз по матушке по Волге» и раздумчивая песня-романс «Среди долины ровныя» на слова А. Мерзлякова. В середине 20-х годов повсюду зазвучала широкая, задушевная песня «Соловей мой, соловей». Эта прекрасная мелодия стала известной и за рубежом и превратилась даже во вставную арию Розины (опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини), а великий пианист Ф. Лист создал виртуозное переложение «Соловья» для фортепиано. Мало кто знал, что это не народная песня, что слова «Соловья» сочинил друг Пушкина Дельвиг, а музыку — даровитый композитор Алябьев. Александр Александрович Алябьев (1787 — 1851) участвовал во многих сражениях, не раз был ранен. Среди его друзей — А. С. Грибоедов, поэт-партизан Денис Давыдов, будущие декабристы А. Бестужев и поэт Ф. Глинка. Много времени Алябьев отдавал музыке. С успехом шла веселая комическая опера Алябьева «Лунная ночь, или Домовые» (1822). Его чудесные русские песни, такие, как «Вечерком румяну зорю», пели не только в дворянских салонах, их подхватили крепостные песенники, ямщики. После восстания 14 декабря 1825 г. (см. т. 8 ДЭ, ст. «Восстание на Сенатской площади») всех знакомых и друзей декабристов по любому поводу высылали. Нашли повод и для Алябьева; его приговорили к ссылке в Сибирь с лишением прав и дворянского звания. В Тобольске деятельный и энергичный Алябьев организует оркестр, устраивает концерты, сочиняет симфонические увертюры, лирико-драматические романсы и песни. В них — волнующие композитора мысли и настроения, которые близки передовым людям того времени: тема изгнанничества и одиночества («Сижу на берегу потока» на слова Д. Давыдова, «Иртыш»), мечты о свободе («Узник» на слова Пушкина), тоска по родине («Вечерний звон»). В 1832 г. Алябьеву разрешили поехать лечиться на Кавказ, который в те годы тоже был местом ссылки. Величественная природа, своеобразный быт горцев поразили впечатлительного художника. Там родятся его чудесные восточные песни: героическая «Кабардинская», лирические «Черкесская» и «Грузинская», появляются обработки украинских песен. Вместе с собирателем народных песен Максимовичем Алябьев составляет первый сборник украинских песен с напевами. И снова годы ссылки — в глухих Оренбургских степях. Здесь слух композитора привлекают замечательные песни и наигрыши башкир. Потом тайное возвращение в Москву: ведь он лишен права жить в столице. Сколько прекрасных произведений написано за это десятилетие: романсы, песни, музыка для театра, камерные ансамбли. Лучшие песни Алябьева рассказывают о народном горе и нужде — «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож» (на слова Н. П. Огарева). Глубоким волнением проникнута песня «Нищая» (на слова П. Беранже) о горькой судьбе некогда великой певицы. Серьезный, вдумчивый художник, Алябьев начал свой творческий путь на заре русской музыки, а закончил его почти в одно время с Глинкой (см. ст. «М. И. Глинка»). Другой замечательный классик русского романса — Александр Егорович Варламов (1801 —1848) — был сыном мелкого чиновника. Мальчика, обладавшего прекрасным голосом, отдали в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Директор капеллы композитор Бортнянский оценил его удивительную музыкальную одаренность и помог стать солистом. Однажды зимним воскресным днем в Гааге, в Голландии, состоялся концерт гитариста Варламова — учителя пения при русском посольстве. Он мастерски играл родные песни и каждый напев повторял по многу раз, с неистощимой изобретательностью, по-новому видоизменяя его (или, как говорят, варьируя). Лучшие из написанных Варламовым песен близки народным. «Музыке нужна душа, доказательство — наши народные песни»,— говорил он. Особенно удавались ему широкие, медленные песни: «Ах ты, время, времечко», «Горные вершины», «Что ты рано, травушка, пожелтела». Песню «Красный сарафан», по словам современников, «певали и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика». И наряду с этими задушевными лирическими романсами и песнями создавал Варламов произведения романтически взволнованные, проникнутые стремлением к свободе. Такие песни, как «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова, «Река шумит», «Море», «Песня разбойника», подхватывала передовая молодежь. Из семьи крепостного музыканта вышел Александр Львович Гурилёв (1803—1858). С малолетства он был скрипачом в крепостном оркестре графа Орлова. Александру повезло: некоторое время он пользовался уроками, которые знаменитый пианист Джон Фильд давал графским детям. По смерти графа Гурилевы получили свободу и поселились в Москве. Молодой Гурилев давал уроки музыки, участвовал в концертах, сочинял фортепианные пьесы и романсы. С огромным успехом исполнялись его прекрасные песни: «Матушка, голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». Лучшие его творения полн тихой грусти, мечтательной задумчивости, а иногда глубокого волнения и тревоги («На заре туманной юности» на слова Кольцова). Тонким, поэтическим настроением проникнута песня «Однозвучно гремит колокольчик» — о бескрайних просторах родной земли и раздумьях русского человека. Есть и другая чудесная песня на те же самые слова — фортепианное сопровождение воссоздает однообразный звон дорожного колокольчика. Ее написал русский композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862). Отец его был любителем музыки, и в его усадьбе крепостные музыканты исполняли произведения Гайдна, Моцарта, русские песни. Молодой Верстовский берет в Петербурге уроки фортепианной игры у знаменитого Фильда, с интересом изучает теорию музыки, играет на скрипке. Он горячо увлекается театром и вскоре сам начинает сочинять музыку к спектаклям, например к водевилю «Кто брат, кто сестра» А. Грибоедова и П. Вяземского, к прологу «Торжество муз» (вместе с Алябьевым) — по случаю открытия нового здания московского Большого театра. Верстовский сближается с писателями, актерами и музыкантами и становится организатором русской оперной труппы. Он всегда горячо отстаивал самобытный путь развития русского оперного театра, русской музыки. Современникам композитора особенно нравились его драматические баллады, полные ярких контрастов: «Три песни» на слова В. Жуковского, «Черная шаль» на слова молдавской песни, переведенной Пушкиным. В народе полюбили многие мелодии из опер Верстовского. Премьера знаменитой оперы «Аскольдова могила» (на сюжет романа М. Загоскина) состоялась в 1835 г. на сцене Большого театра. Эта опера явилась как бы итогом многолетних исканий предшественников Верстовского — русских композиторов. Несмотря на легендарную романтическую дымку, сюжет «Аскольдовой могилы» прост. Трогательная история разлученных Всеслава и Надежды завершается счастливым спасением девушки из княжьего плена. По музыкальной характеристике образ Надежды близок Антониде в опере Глинки «Иван Сусанин». Ярче всего удался Верстовскому Тороп — веселый песенник и балагур, способный не только всех позабавить, но и помочь друзьям в беде. Отвлекая стражу, Тороп поет чудесную балладу о спасении девушки («Близко города Славянска»). И как раз все, о чем он поет, происходит в тот момент в тереме. Как и в других ранних русских операх, в «Аскольдовой могиле» встречаются разговорные диалоги, но здесь есть уже развитые ансамбли и целые сцены, напевные арии, разнообразные песни; велико и значение оркестра. Музыкальные характеристики героев — простых русских людей и народные хоры близки тогдашней народно-бытовой песне. «Музыка ее (оперы.—Ред.) сделалась народной,— говорил писатель С. Аксаков,— кто ее не знает, не любит, не поет...» Лучшие сочинения композиторов первой половины XIX в. предвещали блистательный расцвет русской музыки. |
ПОИСК
Block title
|