.
Меню сайта
|
Русская музыка XVIII в.Русская музыка XVIII в.Аблесимов, Пашкевич, Матинский, Фомин, Хандошкин, Бортнянский, КашинРасцвет композиторской музыки в России начинается в XVIII в. Реформы Петра преобразовали жизнь русских городов (см. т. 8 ДЭ, ст. «Основание Петербурга»). В честь многочисленных военных побед на улицах и площадях играли духовые оркестры, распевались торжественные хоровые гимны. В Москву и Петербург приезжали с концертами иностранные артисты. На ассамблеях (парадных приемах, введенных Петром I) дворянство знакомилось с модными европейскими танцами: менуэтом, гавотом, сарабандой. Те, кто побогаче, заводили домашние и крепостные театры, собственные инструментальные и хоровые капеллы. Из-за границы выписывали музыкантов, многие из которых оседали в России. В 30—40-х годах XVIII в. иностранные труппы давали в закрытом придворном театре оперные спектакли. В рукописных музыкальных альбомах XVIII в. мы находим песни для трех голосов— канты: хвалебные, застольные, лирические, пасторальные, серенады. Сначала их пели без сопровождения, а позднее — под аккомпанемент гитары или клавесина. Особенно много песен появилось в 30—40-е годы. Русский поэт Г. Р. Державин называл это время «веком песен». Постепенно происходило превращение канта в романс, исполняемый одним голосом. В 1759 г. петербургский любитель музыки граф Г. П. Теплов составил и издал первый печатный песенник «Между делом безделье». В нем есть и первые русские романсы, или российские песни, как их тогда называли. Сочинителями российских песен были слепой музыкант А. Жилин, Ф. Дубянский, чья песня «Стонет сизый голубочек», проникнутая искренним сердечным чувством, не забыта до сих пор. Талантливый композитор И. Козловский, поляк, много лет живший в России, создал замечательные российские песни «Прежестокая судьбина», «Милая вечор сидела» и др. Помимо романсов, появляется и большое количество обработок народных песен, которые становятся основой развития всей русской музыки XVIII в. Особенно многим обязана народной песне русская опера. Первые дошедшие до нас русские оперы поставлены в 1779 г. Успех музыкальной комедии Александра Онисимовича Аблесимова (1742— 1783) «Мельник — колдун, обманщик и с в а т» был исключительным — спектакль сыграли 27 раз в Москве и 22 раза в Петербурге. В нем изображались проделки мельника Фаддея, который помогает влюбленным Анюте и Филимону. Успеху комедии содействовали исполнявшиеся артистами известные народные песни: «Вниз по матушке по Волге» — песня мельника, «Земляничка-ягодка» и «Как у нашего широкого двора» — песни Анюты, «Как ходил-гулял Ванюша» — бойкая песня Филимона и многие другие. Позднее композитор Е. Фомин написал к «Мельнику» несколько новых вокальных номеров и увертюру на русские темы. Так музыкальная комедия приобрела облик оперы. 7 ноября 1779 г. на сцене Петербургского театра была поставлена онера Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797) «Несчастье от кареты» (текст Я. Княжнина). В ней обрисовано бесправие крепостных, страдающих из-за прихоти помещика и жестокости его приказчика. В опере крепостного композитора Михаила Алексеевича Матинского (1750—1820) «Санкт-петербургский гостиный двор» (1782) остроумно высмеиваются скупость и мошенничество купцов, взяточничество чиновников. В этих ранних русских операх разговорные сцены чередовались с музыкальными номерами — песнями. Иногда встречались и целые музыкальные сцены — хоры, ансамбли (так, например, в опере «Гостиный двор» — комический секстет продавцов и покупательниц, свадебные хоры). Но хотя эти спектакли и назывались операми, музыка в них еще не играла главной роли. Наиболее самобытные оперы XVIII в. созданы композитором Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым (1761—1800). Он, сын простого солдата, рано обнаружил исключительную музыкальную одаренность и еще ребенком был принят в Академию художеств, где получил основательное музыкальное образование. Потом его послали на три года в Италию. Там он был избран членом Болонской академии. По возвращении в 1786 г. на родину Фомин создает оперу-балет «Новгородский богатырь Боеслаевич». Год спустя Петербургский театр ставит одноактную оперу «Ямщики на подставе» — одно из лучших произведений Фомина. В ней использовано несколько народных песен. Самые значительные сцены в опере — хор «Высоко сокол летает», написанный Фоминым в духе русской протяжной многоголосной песни, и трио с хором на тему песни «Во поле береза стояла». «Орфей» (1792) Фомина — драматический спектакль, в котором речь актера сопровождалась симфонической музыкой, произвел на современников большое впечатление. В последней четверти XVIII в. появились произведения инструментальной музыки, такие, как сонаты, концерты, камерные ансамбли. Их создатели — талантливые русские музыканты И. Е. Хандошкин, Д. С. Бортнянский, Д. Н. Кашин. Имя скрипача-виртуоза Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804) было известно далеко за пределами России. После обучения в капелле графа Нарышкина крепостной музыкант Хандошкин за выдающиеся успехи был отправлен в Италию. Вернувшись в Петербург, 17-летний скрипач стал организатором и первым преподавателем скрипичных классов Академии художеств. Широкая концертная деятельность, состязания с иностранными мастерами, всегда заканчивавшиеся победой Хандошкина, принесли ему славу. Но жилось ему нелегко — в то время русские артисты получали очень небольшое жалованье. Современники признавали Хандошкина «первым сочинителем и игроком (исполнителем) русских песен», они высоко ценили прекрасные его вариации на народные мелодии для фортепиано («Выйду ль я на реченьку»), для альта и скрипки. Хандошкин использовал вариации и в крупных произведениях — сонатах для скрипки-соло, концертах. Он написал и симфонии и балеты, но эти произведения бесследно утеряны. Придворный музыкант Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 —1825) сочинял фортепианные и скрипичные сонаты, струнные ансамбли, симфонические произведения и оперы. Позднее, став директором Придворной певческой капеллы, Бортнянский целиком посвятил себя созданию церковной музыки. Его духовные вокальные концерты, раскрывавшие светлые и глубокие человеческие чувства, мало походили на однообразно-унылые церковные песнопения и напоминали оперную музыку. Очень одаренным был крепостной музыкант Даниил Никитич Кашин (1769—1841) — сочинитель фортепианного концерта, многочисленных вариаций на темы народных мелодий, оперы «Наталья, боярская дочь». Превосходный пианист, педагог и собиратель народных песен, он все свое творчество, все свои силы посвятил борьбе за развитие самобытного русского искусства. Им были изданы обработки народных песен. Кашин прославился как один из первых русских концертных дирижеров. Он выступал в Москве с «роговой музыкой», т. е. с ансамблем, исполнявшим музыкальные произведения на охотничьих рогах, с большим оркестром и хором «российских музыкантов», которые играли сочинения русских композиторов. В русской музыке XVIII в. особенно значительным жанром стала опера. Гораздо сильнее, чем европейская комическая опера, она была связана с передовыми идеями своего времени, сочувственно обрисовывала образы простых людей, положение крепостных, сатирически изображала пороки дворян и чиновников. Опираясь на народное творчество, русские исполнители и композиторы XVIII в. подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XIX в. |
ПОИСК
Block title
|