. Русская музыка XVIII в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русская музыка XVIII в.

Русская музыка XVIII в.

Аблесимов, Пашкевич, Матинский, Фомин, Хандошкин, Бортнянский, Кашин

Расцвет композиторской музыки в России начинается в XVIII в. Реформы Петра пре­образовали жизнь русских городов (см. т. 8 ДЭ, ст. «Основание Петербурга»). В честь много­численных военных побед на улицах и площадях играли духовые оркестры, распевались тор­жественные хоровые гимны. В Москву и Пе­тербург приезжали с концертами иностранные артисты. На ассамблеях (парадных приемах, введенных Петром I) дворянство знакомилось с модными европейскими танцами: менуэтом, гавотом, сарабандой. Те, кто побогаче, заводили домашние и крепостные театры, собственные инструментальные и хоровые капеллы. Из-за границы выписывали музыкантов, многие из которых оседали в России. В 30—40-х годах XVIII в. иностранные труппы давали в за­крытом придворном театре оперные спектакли.

В рукописных музыкальных альбомах XVIII в. мы находим песни для трех голосов— канты: хвалебные, застольные, лирические, пасторальные, серенады. Сначала их пели без сопровождения, а позднее — под аккомпане­мент гитары или клавесина.

Особенно много песен появилось в 30—40-е годы. Русский поэт Г. Р. Державин называл это время «веком песен». Постепенно происхо­дило превращение канта в романс, испол­няемый одним голосом.

В 1759 г. петербургский любитель музыки граф Г. П. Теплов составил и издал первый печатный песенник «Между делом безделье». В нем есть и первые русские романсы, или российские песни, как их тогда на­зывали. Сочинителями российских песен были слепой музыкант А. Жилин, Ф. Дубянский, чья песня «Стонет сизый голубочек», проник­нутая искренним сердечным чувством, не за­быта до сих пор. Талантливый композитор И. Козловский, поляк, много лет живший в России, создал замечательные российские песни «Прежестокая судьбина», «Милая вечор сидела» и др.

Помимо романсов, появляется и большое количество обработок народных песен, которые становятся основой развития всей русской музыки XVIII в. Особенно многим обязана народной песне русская опера.

Первые дошедшие до нас русские оперы по­ставлены в 1779 г. Успех музыкальной комедии Александра Онисимовича Аблесимова (1742— 1783) «Мельник — колдун, обманщик и с в а т» был исключительным — спектакль сыграли 27 раз в Москве и 22 раза в Петербурге. В нем изображались проделки мельника Фаддея, который помогает влюбленным Анюте и Фили­мону. Успеху комедии содействовали исполняв­шиеся артистами известные народные песни: «Вниз по матушке по Волге» — песня мель­ника, «Земляничка-ягодка» и «Как у нашего широкого двора» — песни Анюты, «Как ходил-гулял Ванюша» — бойкая песня Филимона и многие другие.

Позднее композитор Е. Фомин написал к «Мельнику» несколько новых вокальных номеров и увертюру на русские темы. Так музыкальная комедия приобрела облик оперы.

7 ноября 1779 г. на сцене Петербург­ского театра была поставлена онера Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797) «Несчастье от кареты» (текст Я. Княж­нина). В ней обрисовано бесправие крепост­ных, страдающих из-за прихоти помещика и жестокости его приказчика.

В опере крепостного композитора Ми­хаила Алексеевича Матинского (1750—1820) «Санкт-петербургский гости­ный двор» (1782) остроумно высмеиваются скупость и мошенничество купцов, взяточни­чество чиновников.

В этих ранних русских операх разговорные сцены чередовались с музыкальными номера­ми — песнями. Иногда встречались и целые музыкальные сцены — хоры, ансамбли (так, например, в опере «Гостиный двор» — комиче­ский секстет продавцов и покупательниц, сва­дебные хоры). Но хотя эти спектакли и называ­лись операми, музыка в них еще не играла главной роли.

Наиболее самобытные оперы XVIII в. соз­даны композитором Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым (1761—1800). Он, сын простого сол­дата, рано обнаружил исключительную музыкальную одаренность и еще ребенком был принят в Академию художеств, где получил основательное музыкальное образование. По­том его послали на три года в Италию. Там он был избран членом Болонской академии. По возвращении в 1786 г. на родину Фомин соз­дает оперу-балет «Новгородский богатырь Боеслаевич». Год спустя Петербургский театр ста­вит одноактную оперу «Ямщики на подставе» — одно из лучших произве­дений Фомина. В ней использовано несколько народных песен. Самые значительные сцены в опере — хор «Высоко сокол летает», написан­ный Фоминым в духе русской протяжной мно­гоголосной песни, и трио с хором на тему песни «Во поле береза стояла».

«Орфей» (1792) Фомина — драматический спектакль, в котором речь актера сопровожда­лась симфонической музыкой, произвел на современников большое впечатление.

В последней четверти XVIII в. появились произведения инструментальной музыки, такие, как сонаты, концерты, камерные ансамбли. Их создатели — талантливые русские музыканты И. Е. Хандошкин, Д. С. Бортнянский, Д. Н. Кашин.

Имя скрипача-виртуоза Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804) было известно далеко за пределами России. После обучения в ка­пелле графа Нарышкина крепостной музыкант Хандошкин за выдающиеся успехи был отправ­лен в Италию. Вернувшись в Петербург, 17-летний скрипач стал организатором и пер­вым преподавателем скрипичных классов Ака­демии художеств. Широкая концертная дея­тельность, состязания с иностранными масте­рами, всегда заканчивавшиеся победой Хандош­кина, принесли ему славу. Но жилось ему нелегко — в то время русские артисты полу­чали очень небольшое жалованье. Современ­ники признавали Хандошкина «первым сочи­нителем и игроком (исполнителем) русских песен», они высоко ценили прекрасные его вариации на народные мелодии для фортепиано («Выйду ль я на реченьку»), для альта и скрип­ки. Хандошкин использовал вариации и в крупных произведениях — сонатах для скрипки-соло, концертах. Он написал и симфонии и ба­леты, но эти произведения бесследно утеряны.

Придворный музыкант Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 —1825) сочинял фортепиан­ные и скрипичные сонаты, струнные ансамбли, симфонические произведения и оперы. Позд­нее, став директором Придворной певческой капеллы, Бортнянский целиком посвятил себя созданию церковной музыки. Его духовные вокальные концерты, раскрывавшие светлые и глубокие человеческие чувства, мало похо­дили на однообразно-унылые церковные песно­пения и напоминали оперную музыку.

Очень одаренным был крепостной музыкант Даниил Никитич Кашин (1769—1841) — сочи­нитель фортепианного концерта, многочислен­ных вариаций на темы народных мелодий, оперы «Наталья, боярская дочь». Превосход­ный пианист, педагог и собиратель народных песен, он все свое творчество, все свои силы посвятил борьбе за развитие самобытного рус­ского искусства. Им были изданы обработки народных песен.

Кашин прославился как один из первых рус­ских концертных дирижеров. Он выступал в Москве с «роговой музыкой», т. е. с ансамб­лем, исполнявшим музыкальные произведения на охотничьих рогах, с большим оркестром и хором «российских музыкантов», которые играли сочинения русских композиторов.

В русской музыке XVIII в. особенно зна­чительным жанром стала опера. Гораздо силь­нее, чем европейская комическая опера, она была связана с передовыми идеями своего вре­мени, сочувственно обрисовывала образы про­стых людей, положение крепостных, сатириче­ски изображала пороки дворян и чиновников.

Опираясь на народное творчество, русские исполнители и композиторы XVIII в. подгото­вили расцвет и всемирное признание русской музыки в XIX в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ