. РУССКАЯ МУЗЫКА. Истоки Русской музыки
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РУССКАЯ МУЗЫКА. Истоки Русской музыки

РУССКАЯ МУЗЫКА. Истоки Русской музыки

Народное творчество — это почва, на которой в каждой стране созревает разнообразная про­фессиональная музыка. Развитие музыки в Древней Руси было связано с оживлением об­щественной жизни, ростом городов, развитием ремесел, торговли.

Летописи рассказывают, что музыканты, служившие при княжеских дворах, веселили гостей на пиру, во время военного похода исполняли ратную музыку, поднимая боевой дух воинов. Участвовали и в поминальных обрядах — тризнах, восхваляя подвиги пав­шего в сражении военачальника, его неустра­шимость. История сохранила имя одного из таких певцов — Бояна, которым восхищается автор «Слова о полку Игореве» (см. т. 11 ДЭ, ст. «У истоков русской литературы»).

На улицах и торговых площадях в дни праздников простой люд толпился вокруг профессиональных музыкантов и актеров-скоморохов.

Недаром их называли «потешниками», «весе­лыми». Они играли на гуслях, гудках, дудках, сопелях и бывали непременными участниками народных празднеств, свадеб и других обрядов.

На фотографии: Московская государственная ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского.

К сожалению, сама музыка этого времени до нас не дошла, за исключением народных песен, мелодии которых народ хранил веками. И хотя первые музыкаль­ные записи на Руси стали делать еще в XI в. особыми значками — крюками, или знаменами, прочесть по ним незнакомую мелодию было невозможно. Крю­ковая запись лишь помогала му­зыкантам вспомнить знакомый на­пев и указывала, как его испол­нять — быстро или медленно, ти­хо или громко. Чаще всего ею пользовались служители церк­ви — для певчих в богослужебных книгах прямо над строчками тек­ста ставились значки.

 

Только с XVII в. в России появилась нот­ная запись. С помощью линеек, ключей и нот уже можно было обозначить высоту и длитель­ность каждого звука мелодии. Даже очень слож­ное, многоголосное музыкальное произведение при такой системе записи читалось и воспроиз­водилось совершенно точно.

Народная же музыка продолжала существо­вать в устном виде. Ее не записывали, а твор­цы и исполнители народных мелодий зачастую преследовались. Почему? В своих песнях и при­сказках, в уличных представлениях скоморохи высмеивали правителей, господ и служителей церкви. И церковь нещадно боролась со ско­морохами, называя «бесовскими играми» их искусство, потому что в нем выражался народный протест.

По настоянию церковников и по царскому указу в середине XVII в. скоморохи были изгнаны на окраины Русского государ­ства — в Сибирь, а их инструменты сожжены.

Лишь столетие спустя, когда возникла на­циональная школа композиторов, передовые люди поняли, какую огромную художествен­ную ценность представляет собой народное творчество. В России начали записывать ста­ринные народные мелодии. А в 1776 г. появился первый выпуск их издания с нотами, подго­товленный В. Трутовским.

Интерес к народному творчеству не был случаен: композиторская музыка делала свои первые шаги, тогда как народное искусство существовало уже много столетий. Не удиви­тельно, что композиторы обращались к музыкальному творчеству народа как к неисчерпае­мой сокровищнице, широко используя народ­ные средства музыкальной выразительности и мелодии в своих сочинениях.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ