. Музыка стран социализма
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка стран социализма

Музыка стран социализма

Богаты и разнообразны музыкальные куль­туры в странах социалистического лагеря.

Традиции народного творчества и искус­ства национальных классиков послужили вер­ной основой для социалистического преобра­зования всей культурной жизни в этих государ­ствах.

После установления народной власти про­изошла подлинная культурная революция. Му­зеи, оперные театры, концертные залы открыли свои двери для простого народа. В консервато­рии и музыкальные школы пришли дети ра­бочих, крестьян, ремесленников. Многие из них стали знаменитыми певцами, артистами, композиторами.

Новая власть помогла создать националь­ные ансамбли песни и танца, знакомящие лю­дей всего мира с богатствами народного искус­ства. Польские ансамбли «Мазовше», «Шлёнск», словацкий армейский ансамбль «Слук», румынский народный оркестр имени Барбу Лаутару, болгарский молодежный хор «Бодра смена» и многие другие раскрывают перед слушателями прелесть и красоту национальных танцев и песен.

Союзы композиторов каждой из социалисти­ческих стран объединяют сотни творцов новой музыки. Среди них есть и старейшие масте­ра — гордость национальной культуры, и сов­сем молодые музыканты, получившие образова­ние уже после освобождения.

В ряду крупных творцов музыки Герман­ской Демократической Республики — старые ком­мунисты, активные участники антифашистского движения. Революционеры всего мира знают знаменитые песни Ганса Эйслера (1898—1962), созданные еще в 20-е и 30-е годы: «Коминтерн», «Красный Веддинг», «Песня солидарности», «Пе­сня единого фронта». Эти мужественные песни были знаменем борьбы против капиталистиче­ского гнета, против войны и фашизма. Ганс Эйслер и Пауль Дессау (р. 1894) сочиняли му­зыку к революционным пьесам Брехта — вели­кого драматурга, преобразователя германско­го театра (см. ст. «Театр стран социализма»). Известны две оперы Дессау на сюжеты Брехта— «Осуждение Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1959). Крупные произведения композиторов ГДР по­священы истории германского рабочего класса («Мансфельдская оратория» Эрнста Майера), героям антифашистской борьбы (кантата «Лило Херман» Дессау).

В Венгрии жил и работал один из самых крупных композиторов современности — Зольтан Кодай (1882—1967) (см. ст. «Музыка Венгрии»)

Он был близким другом и соратником композитора Бела Бартока — венгерского клас­сика начала XX в. Многие видные композиторы современной Венгрии, например Ференц Сабо (р. 1902) и другие,— ученики Кодай. Революци­онные песни, крупные произведения Сабо вос­певают героику освободительной борьбы (оратория «Море восстало», симфоническая сюита «Лудаш Мати»).

Венгерская публика высоко ценит сочинения Ф. Фаркаша (опера «Милый Палко»), Д. Ранки (комическая опера «Новое платье короля»), Э. Серванского («Военная кантата). Из более молодых выдвинулись Э. Петрович — автор оперы «Вот она, война», Ш. Соколаи — автор оперы «Кровавая свадьба».

Чехословакия издавна считается одной из музыкальнейших стран Европы (см. ст. «Му­зыка Чехии»). После освобождения страны от фашистского ига старейшие мастера чешской музыки Йосеф Фёрстер (1859—1951) и Витезслав Новак (1870—1949) приветствовали народную власть своими патриотическими произведения­ми. Традиции чешской классики талантливо развил ученик Фёрстера композитор Вацлав Добиаш (р. 1909) в симфониях, песнях, в по­пулярной кантате «Строишь родину — укрепля­ешь мир» (отмеченной Международной преми­ей мира). С интересными сочинениями выступи­ли более молодые авторы В. Соммер («Вокальная симфония»), С. Гавелка (цикл «Хвала свету»).

Композиторы Словакии, не имевшей в про­шлом своей музыкальной классики, достигли особых успехов. Крупнейший из словацких мас­теров Эуген Сухонь (р. 1908) известен своими операми «Водоворот» (поставлена в Москве и Тбилиси) и «Святоплук». Другой словацкий мастер—Ян Циккер (р. 1911) — автор оперы «Воскресение» по роману Льва Толстого.

В народной Польше любят музыку В. Лютославского, Г. Бацевич, Т. Берда, К. Сероцкого. Лучшие оперные сочинения, например опера «Бунт жаков» Тадеуша Шелиговского (1896— 1963) — о восстании краковских студентов XVI в. против феодального гнета,— развивают национальные традиции польской музыки. Не­которые из молодых польских композиторов (например, одаренный К. Пендерецкий) обра­щаются к сложнейшим средствам современного музыкального «авангарда» (см. ст. «Европейская музыка XX в.»).

Велики успехи музыкантов новой Болгарии. Здесь высоко ценят сочинения старейшего ма­стера Панчо Владигерова (р. 1899), создателя многих симфонических и фортепианных пьес, окрашенных неповторимым обаянием болгар­ской народной песенности. Известностью поль­зуются крупный симфонист Петко Стайнов (р. 1896) и разносторонний мастер Любомир Пипков (р. 1904), чьи оперы «Момчил» и «Анти­гона 43» с успехом идут на болгарских сценах. Слушатели высоко ценят балет А. Райчева «Гайдуцкая песня», кантаты и песни С. Обретенова, М. Големинова, Т. Попова.

В развитии современной музыки Румынии велика роль Джордже Энеску (1881 —1955) — выдающегося композитора, скрипача и ди­рижера, заложившего основы национальной классики. Его симфонические пьесы на народ­ные темы и опера «Эдип» составляют гордость румынской культуры. Его традиции развивают композиторы Румынии братья Йон и Георге Думитреску и А. Мендельсон, С. Драгой, из более молодых — А. Виеру, Т. Олах.

В народной Югославии среди сербских ком­позиторов особенно известны П. Коньович, С. Христич (автор балета «Охридская легенда», ставившегося в Москве), из хорватских масте­ров — Я. Готовац (создатель популярной коми­ческой оперы «Эро с того света») и видный сим­фонист И. Словенский. Необычайно свежий и красочный фольклор Сербии, Хорватии, Сло­вении, Македонии, Черногории продолжает и ныне питать творчество югославских компози­торов.

Все большее место в мировой музыкальной культуре занимают европейские страны соци­ализма — Польша, Чехословакия, ГДР, Вен­грия, Югославия и др. Они гордятся именами классиков национальной музыки — Баха и Ген­деля, Вагнера и Шопена, Сметаны и Дворжака, Листа и Бартока.

Сегодня польские, чешские, венгерские сим­фонические оркестры и их лучшие дирижеры успешно гастролируют далеко за пределами родных рубежей. Хорошо известны, например, венгерский дирижер Я. Ференчик, чешский — К. Анчерл, немецкий — К. Зандерлинг. Мно­гие знают выдающуюся венгерскую пианистку А. Фишер, польскую пианистку Г. Черны-Стефаньску, чешский квартет им. Сметаны. Всеобщим уважением окружены имена про­славленных болгарских певцов Н. Гяурова, Д. Узунова, Н. Николова, чье пение можно услышать не только в Софии, но и в театрах Парижа, Милана, Москвы.

В странах социалистического содружества постоянно проводятся международные фести­вали современной музыки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ