.
Меню сайта
|
Музыка стран социализмаМузыка стран социализмаБогаты и разнообразны музыкальные культуры в странах социалистического лагеря. Традиции народного творчества и искусства национальных классиков послужили верной основой для социалистического преобразования всей культурной жизни в этих государствах. После установления народной власти произошла подлинная культурная революция. Музеи, оперные театры, концертные залы открыли свои двери для простого народа. В консерватории и музыкальные школы пришли дети рабочих, крестьян, ремесленников. Многие из них стали знаменитыми певцами, артистами, композиторами. Новая власть помогла создать национальные ансамбли песни и танца, знакомящие людей всего мира с богатствами народного искусства. Польские ансамбли «Мазовше», «Шлёнск», словацкий армейский ансамбль «Слук», румынский народный оркестр имени Барбу Лаутару, болгарский молодежный хор «Бодра смена» и многие другие раскрывают перед слушателями прелесть и красоту национальных танцев и песен. Союзы композиторов каждой из социалистических стран объединяют сотни творцов новой музыки. Среди них есть и старейшие мастера — гордость национальной культуры, и совсем молодые музыканты, получившие образование уже после освобождения. В ряду крупных творцов музыки Германской Демократической Республики — старые коммунисты, активные участники антифашистского движения. Революционеры всего мира знают знаменитые песни Ганса Эйслера (1898—1962), созданные еще в 20-е и 30-е годы: «Коминтерн», «Красный Веддинг», «Песня солидарности», «Песня единого фронта». Эти мужественные песни были знаменем борьбы против капиталистического гнета, против войны и фашизма. Ганс Эйслер и Пауль Дессау (р. 1894) сочиняли музыку к революционным пьесам Брехта — великого драматурга, преобразователя германского театра (см. ст. «Театр стран социализма»). Известны две оперы Дессау на сюжеты Брехта— «Осуждение Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1959). Крупные произведения композиторов ГДР посвящены истории германского рабочего класса («Мансфельдская оратория» Эрнста Майера), героям антифашистской борьбы (кантата «Лило Херман» Дессау). В Венгрии жил и работал один из самых крупных композиторов современности — Зольтан Кодай (1882—1967) (см. ст. «Музыка Венгрии») Он был близким другом и соратником композитора Бела Бартока — венгерского классика начала XX в. Многие видные композиторы современной Венгрии, например Ференц Сабо (р. 1902) и другие,— ученики Кодай. Революционные песни, крупные произведения Сабо воспевают героику освободительной борьбы (оратория «Море восстало», симфоническая сюита «Лудаш Мати»). Венгерская публика высоко ценит сочинения Ф. Фаркаша (опера «Милый Палко»), Д. Ранки (комическая опера «Новое платье короля»), Э. Серванского («Военная кантата). Из более молодых выдвинулись Э. Петрович — автор оперы «Вот она, война», Ш. Соколаи — автор оперы «Кровавая свадьба». Чехословакия издавна считается одной из музыкальнейших стран Европы (см. ст. «Музыка Чехии»). После освобождения страны от фашистского ига старейшие мастера чешской музыки Йосеф Фёрстер (1859—1951) и Витезслав Новак (1870—1949) приветствовали народную власть своими патриотическими произведениями. Традиции чешской классики талантливо развил ученик Фёрстера композитор Вацлав Добиаш (р. 1909) в симфониях, песнях, в популярной кантате «Строишь родину — укрепляешь мир» (отмеченной Международной премией мира). С интересными сочинениями выступили более молодые авторы В. Соммер («Вокальная симфония»), С. Гавелка (цикл «Хвала свету»). Композиторы Словакии, не имевшей в прошлом своей музыкальной классики, достигли особых успехов. Крупнейший из словацких мастеров Эуген Сухонь (р. 1908) известен своими операми «Водоворот» (поставлена в Москве и Тбилиси) и «Святоплук». Другой словацкий мастер—Ян Циккер (р. 1911) — автор оперы «Воскресение» по роману Льва Толстого. В народной Польше любят музыку В. Лютославского, Г. Бацевич, Т. Берда, К. Сероцкого. Лучшие оперные сочинения, например опера «Бунт жаков» Тадеуша Шелиговского (1896— 1963) — о восстании краковских студентов XVI в. против феодального гнета,— развивают национальные традиции польской музыки. Некоторые из молодых польских композиторов (например, одаренный К. Пендерецкий) обращаются к сложнейшим средствам современного музыкального «авангарда» (см. ст. «Европейская музыка XX в.»). Велики успехи музыкантов новой Болгарии. Здесь высоко ценят сочинения старейшего мастера Панчо Владигерова (р. 1899), создателя многих симфонических и фортепианных пьес, окрашенных неповторимым обаянием болгарской народной песенности. Известностью пользуются крупный симфонист Петко Стайнов (р. 1896) и разносторонний мастер Любомир Пипков (р. 1904), чьи оперы «Момчил» и «Антигона 43» с успехом идут на болгарских сценах. Слушатели высоко ценят балет А. Райчева «Гайдуцкая песня», кантаты и песни С. Обретенова, М. Големинова, Т. Попова. В развитии современной музыки Румынии велика роль Джордже Энеску (1881 —1955) — выдающегося композитора, скрипача и дирижера, заложившего основы национальной классики. Его симфонические пьесы на народные темы и опера «Эдип» составляют гордость румынской культуры. Его традиции развивают композиторы Румынии братья Йон и Георге Думитреску и А. Мендельсон, С. Драгой, из более молодых — А. Виеру, Т. Олах. В народной Югославии среди сербских композиторов особенно известны П. Коньович, С. Христич (автор балета «Охридская легенда», ставившегося в Москве), из хорватских мастеров — Я. Готовац (создатель популярной комической оперы «Эро с того света») и видный симфонист И. Словенский. Необычайно свежий и красочный фольклор Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории продолжает и ныне питать творчество югославских композиторов. Все большее место в мировой музыкальной культуре занимают европейские страны социализма — Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Югославия и др. Они гордятся именами классиков национальной музыки — Баха и Генделя, Вагнера и Шопена, Сметаны и Дворжака, Листа и Бартока. Сегодня польские, чешские, венгерские симфонические оркестры и их лучшие дирижеры успешно гастролируют далеко за пределами родных рубежей. Хорошо известны, например, венгерский дирижер Я. Ференчик, чешский — К. Анчерл, немецкий — К. Зандерлинг. Многие знают выдающуюся венгерскую пианистку А. Фишер, польскую пианистку Г. Черны-Стефаньску, чешский квартет им. Сметаны. Всеобщим уважением окружены имена прославленных болгарских певцов Н. Гяурова, Д. Узунова, Н. Николова, чье пение можно услышать не только в Софии, но и в театрах Парижа, Милана, Москвы. В странах социалистического содружества постоянно проводятся международные фестивали современной музыки. |
ПОИСК
Block title
|