.
Меню сайта
|
Европейская музыка XX в.Европейская музыка XX в.Барток, Шёнберг, Онеггер, Хиндемит, Мийо, Эйслер, Буш, Бриттен, МессианУже к концу XIX в. талантливые композиторы не могли не чувствовать, что старые формы и способы сочинения музыки начинают отставать от духа времени, что они не позволяют воплощать в звуках новое содержание изменяющейся действительности. Композиторы пытались найти новые средства музыкального выражения и готовы были искать их где угодно и в чем угодно. Одни внимательно прислушивались к шумовому фону больших городов, скрежету металла в заводских цехах или треску пишущих машинок в деловых конторах. Другие, напротив, погружались в изучение древних народных песен и танцев или знакомились с экзотической музыкой Азии, Африки и Южной Америки. Эти различные направления в музыке сталкивались, пересекались и обогащали друг друга. Поиски такого рода выливались в интересные, подчас не сразу понятые слушателями музыкальные опыты. Далеко не всегда подобные эксперименты оказывались удачными, зато некоторые из них привели к подлинным художественным открытиям. Первое из таких открытий совершил молодой русский композитор, ученик Римского-Корсакова, Игорь Федорович Стравинский (р. 1882, см. ст. «Русские композиторы конца XIX—начала XX в.»). 28 мая 1913 г. в Париже состоялось исполнение его балета «Весна священна я». Ошеломляюще яркая, неистово темпераментная, остроритмичная, могучая, как сама природа, музыка Стравинского воскрешала образ древнего славянского праздника плодородия земли. Стравинский опрокинул всю общепринятую технику и стиль музыкального письма, но сохранил в неприкосновенности фундамент классического искусства, возведя на нем новое здание из художественного материала, таящегося в народном творчестве. Существенно иной, но не менее важный вклад в развитие новой музыки XX в. внес великий венгерский композитор Бела Барток (1881 —1945). Путешествуя по своей стране, он разыскивал и записывал на фонограф образцы мадьярской, хорватской и цыганской народной музыки, следы которой вели за пределы Восточной Европы, в Азию. Выразительные лады и ритмы Балканского полуострова и Ближнего Востока образовали единое целое с классическими формами европейской музыки в таких произведениях Бартока, как сюита для струнного оркестра (1907), фортепианное «Аллегро барбаро» (1911), в пантомиме «Чудесный мандарин» (1919) и особенно в «Музыке для струнных, ударных и челесты» (1936). Идея взаимосвязанности и мирового единства всех музыкальных культур пронизывает также замечательный фортепианный цикл «Микрокосмос», созданный Бартоком специально для юных пианистов. В эти же самые годы австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874 — 1951) в Вене экспериментировал с так называемой атональной музыкой. Он отказался от тонального (точнее ладо-тонального) начала, присущего народной и классической музыке всех стран мира. Шёнберг был уверен, что отказ от соблюдения ладо-тональной системы даст композитору полную свободу в обращении с музыкальным материалом. Но любое искусство нуждается в каких-то правилах, иначе оно обратится в бессмыслицу. И Шёнберг разработал свою собственную систему так называемой додекафонной (т. е. двенадцатизвучной) композиции. Из двенадцати звуков, составляющих хроматическую гамму, которой соответствуют на пианино все клавиши — и белые и черные, заключенные в пределах октавы, т. е. между «до» и «до», нужно было выбрать любой ряд неповторяющихся нот, образующих исходную тему, или серию. Дальнейшее развитие пьесы — повторение серии, ее варьирование, перестановки звуков — должно было строиться по особым, математически строгим законам, не имевшим никакого отношения к природе живой музыки. Звуковые конструкции Шёнберга и его последователей подобны жестким каркасам пустых и холодных зданий. История показала, что додекафонная система не смогла заменить собой коренных основ музыкального искусства. И лишь в тех случаях, когда композиторы-додекафонисты, нарушая правила «системы», «незаконно» вносили в свои произведения ладо-тональные элементы, им удавалось создавать действительно человечную и одухотворенную музыку. Так поступил ученик Шёнберга Альбан Берг в опере «Воццек», рассказывающей о горькой судьбе униженного и забитого солдата старой австрийской армии. А после второй мировой войны это же сделал сам Шёнберг в своей трагической оратории «Свидетель из Варшавы», посвященной памяти жертв фашизма. Но вернемся к началу 20-х годов нашего столетия, когда творчество Стравинского, Бартока, Шёнберга возбуждало яростные споры между группами их приверженцев и противников. Пора было осмыслить результаты экспериментов и подвести итоги. Первым решительно заявил об этом сам Игорь Стравинский. Ровно через десять лет после «Весны священной», явившейся знаменем для большинства молодых композиторов, он написал классически строгий концерт для фортепиано и духовых инструментов. Величайший музыкальный новатор нашего времени Стравинский был обвинен в старомодности. Следующие сочинения композитора — опера «Царь Эдип» (1927), балет «Аполлон Мусагет» (1927) и «Симфония псалмов» тоже считались на первых порах глубоко консервативными. Однако уже было ясно, что ничем не сдерживаемая погоня за «новаторством», пропагандируемая авангардистами1, способна привести лишь к полному звуковому хаосу и вырождению музыкального искусства. Поворот к неоклассицизму, как стали называть новый период в творчестве Стравинского, оказался весьма плодотворным для дальнейшего развития музыкального искусства. Постепенно ведущие музыканты, а потом и широкая публика с изумлением открыли для себя неведомые им прежде богатства старой музыки: безупречную стройность сложнейшего многоголосия, ритмическую легкость и свободу, прозрачную чистоту инструментальных красок. Вслед за Стравинским (но ни в коей мере не подражая ему, каждый своим путем) пошли такие крупнейшие композиторы нашего времени, как француз А. Онеггер и немец П. Хиндемит. Их сближали симпатии к музыкальному наследию стран Центральной Европы, где издавна смешивались потоки северо-французской и германской культур. В начале 20-х годов оба они увлекались модными направлениями. Артюр Онеггер (1892—1955) написал тогда вызывающе шумную пьесу «Пасифик 231», в которой стремился создать звуковой образ мощного паровоза. Но уже в 30-х годах музыкальный язык Онеггера становится иным: в неожиданных и смелых находках угадывается стремление к ясности и чистоте классического музыкального искусства. В 1931 г. Онеггер пишет призывно-взволнованную ораторию «Крики мира» на стихи английского поэта, романтика прошлого века Джона Китса. В 1935 г. он создает наиболее впечатляющий из своих шедевров — трагическую ораторию «Жанна д'Арк на костре» (на текст поэта Клоделя). Здесь сочетание вокально-инструментальной музыки, поэтической декламации и театрального действия раскрывает неизмеримое величие души легендарной героини, идущей на казнь со словами: «Нет больше счастья, чем умереть за тех, кого любишь!» Пауль Хиндемит (1895—1963) — автор двух замечательных опер «Матис-живописец» (1934) и «Гармония мира» (1957). Создавая их либретто, Хиндемит использовал действительные факты биографий художника М. Грюневальда, жившего в конце XV — начале XVI в., и знаменитого астронома XVII в. Иоганна Кеплера. В своей музыке Хиндемит восславил мощь неукротимого творческого духа и выразил сострадание к гению, обреченному на одиночество. Он придал суровую, почти скульптурную монументальность трагически-обобщенным образам Художника и Мыслителя, мечтавших служить красоте, истине и добру, но вынужденных всю жизнь бороться с непониманием, завистью и презрением невежественной толпы и коронованных глупцов. В поисках новых средств музыкального выражения Хиндемит стремился продолжать традиции немецкой классики. Он наполнил современным духом многие формы и приемы музыки, восходящие ко временам эпохи Возрождения. В одно время с Онеггером и Хиндемитом начинал свой путь французский композитор Дариюс Мийо (р. 1892), с юношеских лет тяготевший к темпераментной, красочной и лиричной музыке средиземноморских стран. Поездка в Бразилию обогатила его массой образов латиноамериканского музыкального фольклора. Они отразились в веселом балете-пантомиме «Бык на крыше» (1920), в операх «Xристофор Колумб» (1930) и «Боливар» (1943), посвященных героическому прошлому Южной Америки, и в ряде фортепианных и камерных пьес. Быть может, тысячеголосая симфония карнавала в Рио-де-Жанейро подсказала Мийо идею так называемой политональной композиции, в которой перед слушателем одновременно возникают разнообразные пласты мелодий и гармоний, наложенные друг на друга. Политональное строение придает особую широту и величие таким произведениям Мийо, как драматическая кантата «Смерть Тирана» (1932) и музыкальный фрагмент «Вступление и траурный марш» (1936), написанный по заказу Народного фронта Франции для постановки революционной пьесы Р. Роллана «14-е июля». Вершиной творчества Мийо считается скорбно-просветленная кантата «Огненный замок» (1954), посвященная жертвам фашизма и провозглашающая победу человеческой любви над силами разрушения и смерти. Идеи активной революционной борьбы со злом, воплощенным в облике современного капитализма, занимали большое место в творчестве Ганса Эйслера, автора многих боевых антифашистских песен (см. ст. «Музыка стран социализма»). Участником создания новой пролетарской музыкальной культуры стал английский композитор Алан Буш (р. 1900). Многие ведущие композиторы наших дней стремятся выразить в своей музыке чувство ненависти к войне, пробудить в людях сознание необходимости всеобщего мира на земле. Среди произведений, посвященных этой теме, особенно выделяется «Военный реквием» (1961) для чтеца, хора и оркестра, написанный англичанином Бенджамином Бриттеном (р. 1913). Французский композитор Оливье Мессиан (р. 1908) широко использует, особенно в грандиозной симфонии «Турангалила» (1948), элементы народной и классической музыки Индии, Камбоджи и Индонезии. Твердая вера в идею духовного братства и всемирного единения людей лежит в основе многих произведений современных композиторов (см. статьи «Путь советской музыки», «Музыка стран социализма»). Сближение культур Востока и Запада, которое происходит в наши дни в различных областях музыкального и изобразительного искусства, обещает принести интересные и ценные плоды. Конечно, обновление и расцвет суждены лишь такому искусству, которое объединяет людей, становится средством их общения и наполняет их верой в безграничное могущество человеческого духа.
1 Авангардистами, или авангардом, принято называть тех воинствующих представителей новых направлений в искусстве (живописи, музыке, поэзии), которые проповедуют разрушение сложившихся художественных традиций. |
ПОИСК
Block title
|