. Песни американских негров
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Песни американских негров

Песни американских негров

У негров, увезенных в рабство в Америку, единственным, но всеобъ­емлющим средством выражения их чувств, мыслей, горя, радости, стра­даний и надежд стала музыка. Хозяе­ва разрешили им петь одни только религиозные гимны и псалмы, но биб­лейские тексты и молитвенные инто­нации оказались лишь внешней обо­лочкой, скрывавшей голоса протеста и гордость побежденных, но не слом­ленных духом людей.

Музыкальная ткань спири­чуэле — духовных песнопений — представляла собой самое причудли­вое переплетение европейских мелодий и африканских ритмов. Исполнение спиричуэле, во время которого каждый участник может добавлять импровизи­рованные слова и обороты мелодии, проходило в атмосфере коллективного музыкально-поэтического творчества. Много негритянских рабочих пе­сен возникло во второй половине XIX в., когда в Америке началось строительство широкой сети шоссей­ных и железных дорог. Услышав про­тяжный запев своего старосты, чер­нокожие землекопы и рельсоукладчи­ки поднимали вверх кирки и молоты и секундой позже обрушивали их вниз, сопровождая удар ответным хоровым выкриком. Несколько мгно­вений они отдыхали, а затем, вслед за новым призывным возгласом, сно­ва преображались в бросок напряженных мускулов и сверкающего металла. И так раз за разом, с утра до вечера, под один и тот же повторяющийся мотив. Староста пускал в ход всю свою изобретательность, чтобы под­бодрить товарищей остроумной при­сказкой, шуткой или неожиданным оборотом мелодии. Органически впле­тая их в общий ритм работы, он им­провизировал целые строфы, переме­жал деловые указания со строками из спиричуэле. Постепенно в рабочих песнях стали появляться интонации

насмешки, протеста, даже угрозы белым хозяевам и надсмотрщикам, а иногда в них звучал прямой призыв к бунту и восстанию.

В конце XIX — начале XX в. воз­никли блюзы — печальные пес­ни. Блюзы рассказывали о жизнен­ных невзгодах негритянского народа: бедности, одиночестве, безработице, голоде, об ураганах и наводнениях.

Многочисленные образы спири­чуэле, рабочих песен и блюзов вошли в репертуар исполнителей песен протеста, или песен сво­боды, рожденных революционным движением американского пролетариа­та в 20-х и 30-х годах нашего века. Лучшие из них пронес по всему миру чудесный негритянский певец Поль Робсон. В несколько измененном виде, нередко с новыми словами, все эти мелодии звучат и сегодня на демон­страциях протеста против расового угнетения, на массовых митингах, во время забастовок и столкновений с расистами и полицией.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ