.
Меню сайта
|
Музыка США XIX-XX в. Джордж ГершвинМузыка США XIX-XX в. Джордж ГершвинАмериканская музыка еще не создала собственной классики — для этого она попросту слишком молода. Но зато ни в одной другой стране мира не имелось и не имеется столь пестрого и своеобразного музыкального фольклора: на американской земле живет народная музыка трех частей света. Англичане, ирландцы, французы, итальянцы, немцы, испанцы, скандинавы и славяне — каждая из национальных групп европейских переселенцев привозила с собой в Новый Свет песни и танцы своей родины. Коренные обитатели континента — индейцы — и сегодня хранят традиции своей древней музыкальной культуры. Наряду с музыкой белых и индейцев зазвучали острые, зажигательные ритмы и мелодии чернокожих невольников, привезенных из Африки (см. ст. «Песни американских негров»). Потомки их уже стали переделывать на свой лад музыку белых хозяев, сплавляя воедино черты африканского и европейского фольклора. Соединение столь разнородных и далеких элементов дало замечательные плоды: так называемую афро-американскую музыку, ставшую затем одним из наиболее значительных и самобытных явлений всей художественной культуры США. Уже с середины XIX столетия черты негритянского фольклора стали проникать в легкую музыку белых американцев. Популярные песни и танцы все более насыщались элементами негритянской ритмики и мелодики. Одним из первых испытал на себе отчетливое влияние негритянского фольклора Стивен Фостер (1826— 1864). Он сочинял песенки к эстрадным спектаклям, но его произведения оказались гораздо выше долговечнее тех балаганных сцен, для которых они предназначались. Знаменитые мелодии Фостера «Лебединая река», «Мой старый дом в Кентукки» и «Старый черный Джо» живут и поныне. Фостер был скорее любителем, чем профессионалом. Но он подготовил почву для создания типично американской формы музыкального театра, называемой мьюзикал. Мьюзикал несколько напоминает оперетту: игровые разговорные эпизоды перемежаются в нем с вокальными и танцевальными номерами. Однако в отличие от оперетты, где действие носит чаще всего условный, эксцентрический и комедийный характер, мьюзикал может вмещать более широкое содержание, приближаясь к своеобразной музыкальной драме. Эта форма мьюзикала была блестяще развита в первой половине XX в. такими композиторами, как Джером Керн, Ирвинг Берлин, Винсент Юманс, Ричард Роджерс и Кол Портер. В самом начале нашего века родился наиболее своеобразный жанр американской, точнее, афро-американской музыки — джаз. В первую очередь джаз отличается способом исполнения: каждый музыкант в ансамбле вносит элемент импровизации в свою игру. Джазовое исполнение характеризуется четким пульсирующим ритмом и необыкновенно красочным разнообразием тембров звучания духовых инструментов: труб, тромбонов, кларнетов и саксофонов. Лучшие произведения джаза созданы Луи Армстронгом (р. 1900), Дюком Эллингтоном (р. 1899) и другими талантливыми негритянскими музыкантами, связанными с традициями народного искусства. Но использование джаза в американской легкой музыке порой принимало уродливые формы, искажающие его истинное содержание. Несмотря на всю самобытность этих жанров американской музыки, на нее не сразу обратили внимание критики, дирижеры и композиторы США, воспитанные на европейской классике, такие, как Эдвард Мак-Доуэлл и другие. Первым американским композитором, получившим мировое признание, правда уже после смерти, был Джордж Гершвин (см. ст. «Джордж Гершвин»). Его опера «Порги и Бесс» — непревзойденный и единственный образец американской национальной оперы. В послевоенные годы признание получили произведения Самюэла Барбера (р. 1910), исполняемые в Америке и за границей. Среди них — широко известные струнные квартеты, концерт для скрипки, балетная сюита «Медея», увертюра к спектаклю «Школа злословия», опера «Ванесса» и многие фортепианные пьесы. Большой известностью пользуется негритянский композитор Уильям Грант Стилл (р. 1895), которому принадлежат крупные симфонические сочинения — «Афро-американская симфония», симфонии «Темнокожая Америка» и «Африка» и две оперы. В его музыке преобладают интонации и образы афро-американского фольклора. В наши дни внимание привлекает творчество Джан Карло Менотти (р. 1911), прославившегося своими операми «Медиум» и «Консул». Композитор Леонард Бернстайн (р. 1918), автор симфоний «Иеремия» и «Век тревог», также внес значительный вклад в развитие национального оперного театра. Его лучшая опера «Вестсайдская история» (1957), написанная в жанре мьюзикал, повествует о трагической любви американского юноши и пуэрториканской девушки — современных Ромео и Джульетты, оказавшихся жертвами расовой дискриминации. В американской современной музыке существует огромное количество самых разнообразных, порой совершенно взаимоисключающих художественных направлений и школ. Многие из них возникают в результате внезапно вспыхнувшей моды на тот или иной ошеломляюще непривычный, внешне эффектный, но пустой и бесплодный способ сочинения музыки. Однако усилия лучших прогрессивных музыкантов США направлены на создание такого искусства, которое воплощало бы истинную душу и высокие идеалы американского народа. ДЖОРДЖ ГЕРШВИН(1898—1937) Необыкновенный успех, широкая популярность и громкая слава пришли к Гершвину уже в 22 года. Тогда вся страна подхватила мотив его песенки «Свэни», за несколько месяцев разошедшейся многомиллионным тиражом. Но представители «высокого» искусства относились к Гершвину пренебрежительно; с их точки зрения, он не мог считаться настоящим, «серьезным» композитором. Гершвин был рядовым пианистом в нотном магазине, демонстрировал покупателям новинки легкой музыки. Он совсем не знал европейской классической музыки и был знаком лишь с основами нотной грамоты. Природная музыкальность и композиторский дар Гершвина могли отлиться только в одну форму — в форму популярной песни. Он наполнил ее небывало глубоким и непосредственным чувством, отшлифовал ее и открыл в ней такие грани, которые засверкали ярчайшими красками новых интонаций, гармоний и ритмов. Обычные популярные песни редко живут на эстраде больше двух-трех лет, большинство из них не выдерживает и одного сезона. А песни Гершвина «Я построил себе лестницу в рай», «Кто-то любит меня», «Повтори это вновь», «Тот, кого я люблю» звучат сегодня так же свежо и привлекательно, как и полвека назад. В начале 20-х годов мелодии его популярных песен завоевывают и Западную Европу. Тем большим сюрпризом оказывается для всех его первое большое произведение для фортепиано с оркестром—«Рапсодия в голубом» (иногда называемая еще «Рапсодия в стиле блюз», 1924). По словам самого Гершвина, рапсодия представлялась ему чем-то вроде музыкального калейдоскопа Америки: в ней сплавились и лихорадочно-нервные темпы городской жизни, и простор невозмутимо спокойных прерий, и язвительная насмешка джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. На первом исполнении рапсодии присутствовали Сергей Рахманинов (см. ст. «С. В. Рахманинов»), Игорь Стравинский (см. ст. «Русские композиторы конца XIX— начала XX в.»), всемирно известные скрипачи Яша Хейфец и Фриц Крейслер, дирижер Леопольд Стоковский и многие другие. Это был подлинный триумф композитора. Друзья советуют Гершвину работать над созданием произведений крупного жанра, и он садится за учебники, чтобы подучиться теоретическим основам композиции. Два года спустя появляется концерт фа мажор для фортепиано и оркестра, значительно более строгий по форме, но, как и рапсодия, проникнутый остроритмическим движением джаза. Балетная пьеса «Американец в Париже» (1928), навеянная впечатлениями от французской столицы, Вторая рапсодия (1931), «Кубинская увертюра» (1932), родившаяся после посещения Зеленого острова в Карибском море, утвердили за Гершвином репутацию выдающегося мастера в им же самим созданном жанре современной инструментальной музыки. Последнее, самое значительное и совершенное произведение Гершвина — народная опера «Порги и Бесс» (1935). «Порги и Бесс» — повествование о народе, — говорил композитор,— его персонажи поют народную музыку». Действие оперы происходит в бедном негритянском поселке на берегу Мексиканского залива. Калека-нищий Порги горячо любит красавицу Бесс, в тяжелую для нее минуту он предлагает ей свой кров и свое сердце. Но мир, в котором живут герои, слишком жесток и коварен — насилия и убийства, ложь и предательство нарушают их счастье. Обманутая и запуганная, Бесс уезжает, однако Порги отказывается смириться с ударами судьбы и решает во что бы то ни стало разыскать свою подругу. Премьера оперы окончилась полным провалом — нью-йоркская публика не сумела воспринять жизненную силу и поэтичность новых музыкально-драматургических образов. Лишь после смерти Гершвина (он скончался неожиданно, в возрасте 39 лет, в период напряженной работы над осуществлением своих новых замыслов) его опера «Порги и Бесс» была признана величайшим произведением американской музыки, уходящим своими корнями в глубины народного творчества. |
ПОИСК
Block title
|