. Музыка США XIX-XX в. Джордж Гершвин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка США XIX-XX в. Джордж Гершвин

Музыка США XIX-XX в. Джордж Гершвин

Американская музыка еще не создала собст­венной классики — для этого она попросту слиш­ком молода.

Но зато ни в одной другой стране мира не имелось и не имеется столь пестрого и своеоб­разного музыкального фольклора: на американ­ской земле живет народная музыка трех час­тей света.

Англичане, ирландцы, французы, итальян­цы, немцы, испанцы, скандинавы и славяне — каждая из национальных групп европейских переселенцев привозила с собой в Новый Свет песни и танцы своей родины.

Коренные обитатели континента — индейцы — и сегодня хранят традиции своей древней му­зыкальной культуры.

Наряду с музыкой белых и индейцев зазву­чали острые, зажигательные ритмы и мелодии чернокожих невольников, привезенных из Аф­рики (см. ст. «Песни американских негров»). Потомки их уже стали переделывать на свой лад музыку белых хозяев, сплавляя воедино черты африканского и европейского фольклора. Соединение столь разнородных и далеких эле­ментов дало замечательные плоды: так называемую афро-американскую музыку, ставшую затем одним из наиболее значительных и самобытных явлений всей художественной культуры США.

Уже с середины XIX столетия черты негри­тянского фольклора стали проникать в легкую музыку белых американцев. Популярные пес­ни и танцы все более насыщались элементами негритянской ритмики и мелодики. Одним из первых испытал на себе отчетливое влияние негритянского фольклора Стивен Фостер (1826— 1864). Он сочинял песенки к эстрадным спек­таклям, но его произведения оказались гораздо выше долговечнее тех балаганных сцен, для которых они предназначались. Знамени­тые мелодии Фостера «Лебединая река», «Мой старый дом в Кентукки» и «Старый черный Джо» живут и поныне. Фостер был скорее любите­лем, чем профессионалом. Но он подготовил почву для создания типично американской фор­мы музыкального театра, называемой мьюзикал.

Мьюзикал несколько напоминает оперетту: игровые разговорные эпизоды перемежаются в нем с вокальными и танцевальными номерами. Однако в отличие от оперетты, где действие носит чаще всего условный, эксцентрический и комедийный характер, мьюзикал может вме­щать более широкое содержание, приближаясь к своеобразной музыкальной драме. Эта форма мьюзикала была блестяще развита в первой половине XX в. такими композиторами, как Джером Керн, Ирвинг Берлин, Винсент Юманс, Ричард Роджерс и Кол Портер.

В самом начале нашего века родился наи­более своеобразный жанр американской, точ­нее, афро-американской музыки — джаз. В первую очередь джаз отличается способом ис­полнения: каждый музыкант в ансамбле вносит элемент импровизации в свою игру. Джазовое исполнение характеризуется четким пульсирующим ритмом и необыкновенно красочным разнообразием тембров звучания духовых инструментов: труб, тромбонов, клар­нетов и саксофонов. Лучшие произведения джаза созданы Луи Армстронгом (р. 1900), Дюком Эллингтоном (р. 1899) и другими талантливыми негритянскими музыкантами, связанными с традициями народного искусства. Но исполь­зование джаза в американской легкой музыке порой принимало уродливые формы, искажаю­щие его истинное содержание.

Несмотря на всю самобытность этих жанров американской музыки, на нее не сразу обра­тили внимание критики, дирижеры и компо­зиторы США, воспитанные на европейской клас­сике, такие, как Эдвард Мак-Доуэлл и другие.

Первым американским композитором, по­лучившим мировое признание, правда уже по­сле смерти, был Джордж Гершвин (см. ст. «Джордж Гершвин»). Его опера «Порги и Бесс» — непревзойденный и единственный об­разец американской национальной оперы.

В послевоенные годы признание получили произведения Самюэла Барбера (р. 1910), ис­полняемые в Америке и за границей. Среди них — широко известные струнные квартеты, концерт для скрипки, балетная сюита «Медея», увертюра к спектаклю «Школа злословия», опера «Ванесса» и многие фортепианные пьесы.

Большой известностью пользуется негри­тянский композитор Уильям Грант Стилл (р. 1895), которому принадлежат крупные сим­фонические сочинения — «Афро-американская симфония», симфонии «Темнокожая Америка» и «Африка» и две оперы. В его музыке преобла­дают интонации и образы афро-американского фольклора.

В наши дни внимание привлекает творче­ство Джан Карло Менотти (р. 1911), прославившегося своими операми «Медиум» и «Консул». Композитор Леонард Бернстайн (р. 1918), ав­тор симфоний «Иеремия» и «Век тревог», также внес значительный вклад в развитие националь­ного оперного театра. Его лучшая опера «Вестсайдская история» (1957), напи­санная в жанре мьюзикал, повествует о тра­гической любви американского юноши и пуэр­ториканской девушки — современных Ромео и Джульетты, оказавшихся жертвами расовой дискриминации.

В американской современной музыке суще­ствует огромное количество самых разнообраз­ных, порой совершенно взаимоисключающих ху­дожественных направлений и школ. Многие из них возникают в результате внезапно вспых­нувшей моды на тот или иной ошеломляюще непривычный, внешне эффектный, но пустой и бесплодный способ сочинения музыки. Одна­ко усилия лучших прогрессивных музыкантов США направлены на создание такого искусства, которое воплощало бы истинную душу и высо­кие идеалы американского народа.

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

(1898—1937)

Необыкновенный успех, широкая популяр­ность и громкая слава пришли к Гершвину уже в 22 года. Тогда вся страна подхватила мотив его песенки «Свэни», за несколько месяцев разо­шедшейся многомиллионным тиражом. Но пред­ставители «высокого» искусства относились к Гершвину пренебрежительно; с их точки зрения, он не мог считаться настоящим, «серьезным» композитором.

Гершвин был рядовым пианистом в нотном магазине, демонстрировал покупателям но­винки легкой музыки. Он совсем не знал европейской классической музыки и был зна­ком лишь с основами нотной грамоты.

Природная музыкальность и композитор­ский дар Гершвина могли отлиться только в од­ну форму — в форму популярной песни. Он наполнил ее небывало глубоким и непосред­ственным чувством, отшлифовал ее и открыл в ней такие грани, которые засверкали ярчай­шими красками новых интонаций, гармоний и ритмов. Обычные популярные песни редко живут на эстраде больше двух-трех лет, боль­шинство из них не выдерживает и одного се­зона. А песни Гершвина «Я построил себе ле­стницу в рай», «Кто-то любит меня», «Повтори это вновь», «Тот, кого я люблю» звучат се­годня так же свежо и привлекательно, как и полвека назад.

В начале 20-х годов мелодии его популярных песен завоевывают и Западную Европу. Тем большим сюрпризом оказывается для всех его первое большое про­изведение для фортепиа­но с оркестром—«Рапсодия в голубом» (иногда называемая еще «Рапсодия в стиле блюз», 1924). По сло­вам самого Гершвина, рапсодия представля­лась ему чем-то вроде музыкального калейдо­скопа Америки: в ней сплавились и лихора­дочно-нервные темпы городской жизни, и про­стор невозмутимо спокойных прерий, и язви­тельная насмешка джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. На первом исполнении рапсодии присутствовали Сергей Рахманинов (см. ст. «С. В. Рахманинов»), Игорь Стравин­ский (см. ст. «Русские композиторы конца XIX— начала XX в.»), всемирно известные скрипачи Яша Хейфец и Фриц Крейслер, дирижер Лео­польд Стоковский и многие другие. Это был подлинный триумф композитора.

Друзья советуют Гершвину работать над созданием произведений крупного жанра, и он садится за учебники, чтобы подучиться теоре­тическим основам композиции. Два года спустя появляется концерт фа мажор для фортепиано и оркестра, значи­тельно более строгий по форме, но, как и рап­содия, проникнутый остроритмическим дви­жением джаза.

Балетная пьеса «Американец в Париже» (1928), навеянная впечатлениями от фран­цузской столицы, Вторая рапсодия (1931), «Кубинская увертюра» (1932), родившаяся по­сле посещения Зеленого острова в Карибском море, утвердили за Гершвином репутацию вы­дающегося мастера в им же самим созданном жанре современной инструментальной музыки.

Последнее, самое значительное и совершен­ное произведение Гершвина — народная опера «Порги и Бесс» (1935). «Порги и Бесс» — повествование о народе, — говорил компози­тор,— его персонажи поют народную музыку». Действие оперы происходит в бедном негри­тянском поселке на берегу Мексиканского за­лива. Калека-нищий Порги горячо любит кра­савицу Бесс, в тяжелую для нее минуту он предлагает ей свой кров и свое сердце. Но мир, в котором живут герои, слишком жесток и ко­варен — насилия и убийства, ложь и предатель­ство нарушают их счастье. Обманутая и запу­ганная, Бесс уезжает, однако Порги отказы­вается смириться с ударами судьбы и решает во что бы то ни стало разыскать свою подругу.

Премьера оперы окончилась полным про­валом — нью-йоркская публика не сумела вос­принять жизненную силу и поэтичность новых музыкально-драматургических образов.

Лишь после смерти Гершвина (он скончался неожиданно, в возрасте 39 лет, в период на­пряженной работы над осуществлением своих новых замыслов) его опера «Порги и Бесс» была признана величайшим произведением американ­ской музыки, уходящим своими корнями в глу­бины народного творчества.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ