.
Меню сайта
|
Музыка Финляндии. Ян СибелиусМузыка Финляндии. Ян Сибелиус(1865—1957) Впервые о финской музыке в Европе узнали лишь в конце XVIII в. Ученые, путешественники описывали простые мелодии рун (древних песнопений), музыкальные инструменты (кантеле, родственный гуслям, скрипку, пастушеский рожок) и танцы финского народа. Первым из финских музыкантов стал известен за пределами Финляндии композитор и кларнетист-виртуоз Бернгард Круселль (1775—1838). Фредрик Пациус (1809—1891), немец по происхождению, написал первую финскую оперу «Охота короля Карла» (1852), а его музыка к поэме Рунеберга «Наша страна» стала государственным гимном Финляндии. Он же учредил в Хельсинки хоровое общество. Филипп фон Шанц (1835—1865), тоже немец по происхождению, вошел в историю финской музыки как автор первой программной увертюры на сюжет из «Калевалы» — карело-финского эпоса. Но время расцвета финской музыкальной культуры наступило позднее — во второй половине XIX в., когда появились в стране свои отечественные композиторы, исполнители, свой симфонический оркестр. Национальная культура и искусство Финляндии развивались в трудных условиях многовекового господства Швеции и колониальной политики царской России. Стремлениям финской интеллигенции создать национальное искусство, основанное на поэтическом и музыкальном фольклоре народа, отвечала творческая деятельность Яна Сибелиуса. «Дороже, красивее всего для меня земля моей родины» — в этой строчке из патриотической кантаты «Моя страна» Яна Сибелиуса выражен главный смысл жизни и творчества замечательного композитора. Ян Сибелиус родился в 1865 г. в небольшом городе Хяменлинна, к северо-востоку от столицы Хельсинки. Его отец был военным врачом. Будущий композитор учился в Финском образцовом лицее. Его интересовали зоология, ботаника, история. Он много читал, увлекался игрой на фортепиано. Свободное время посвящал далеким прогулкам по озерам, в лес, мог часами искать светлячков, любил придумывать разные истории и вместе с товарищами устраивал детские спектакли. Когда Яну было почти 15 лет, музыка завладела им «с силой, которая вскоре вытеснила все другие интересы». Он начал брать уроки игры на скрипке у лучшего музыканта в родном городе. И музыка стала действительно страстью всей его жизни. По настоянию родителей Сибелиус поступил на юридический факультет университета в Хельсинки. Но вскоре он стал студентом музыкального института. Занятия музыкальной теорией и композицией в классе у Мартина Вегелиуса, финского композитора и педагога, сочинение музыки, любимая скрипка поглощали все время и внимание Сибелиуса. Пусть профессию музыканта в его стране не очень ценят,— для Сибелиуса жизнь только в музыке. В Берлине, а потом в Вене Сибелиус совершенствует свой талант. Много слушает музыки и, конечно, сочиняет. 1891 —1892 годы — значительный рубеж в творческой биографии Яна Сибелиуса. Он вернулся на родину известным композитором, его камерные сочинения уже завоевали признание публики. Началась самостоятельная творческая жизнь. Премьера «Куллерво» (1892) — первого программного сочинения Сибелиуса на сюжет из «Калевалы» — прошла в Хельсинки с большим успехом. Национальному композитору Финляндии Сибелиусу, который показал, что может повести финское музыкальное искусство вперед, преподнесли венок с символической надписью на ленте. Это были строки из «Калевалы»: «Тропа открылась для певцов, кто петь способен, для тех, кто песнями богаче...» С эпосом связана вся музыка Сибелиуса. И одна из его заслуг в том, что он перевел на интернациональный язык музыки ценнейшее поэтическое наследие своего народа. Он сумел раскрыть своеобразие и прелесть финской народной поэзии и музыки в своих произведениях, к какому жанру бы они ни относились,— в фортепианных и скрипичных пьесах, в музыке к театральным постановкам, в симфониях и симфонических поэмах. Его музыка вся насквозь финская, пронизанная интонациями фольклора, в ней есть что-то и от ритмических и мелодических особенностей финского языка. Она полна красок, по-северному прекрасных и в то же время суровых и сдержанных. Послушайте Первую симфонию (1899) Яна Сибелиуса. Вот задумчивый напев кларнета, короткий, похожий на запев народной песни. Главная тема, с характерным для народной финской музыки ритмическим рисунком, как порыв свежего, бодрого ветра, захватывает дыхание, увлекает за собой. Темы и сюжеты своих симфонических поэм Сибелиус черпал в народном эпосе «Калевала». В своей музыке композитор рассказывает увлекательные истории из жизни мужественного северного народа и поэтичнейшие сказки о природе, пейзаже страны тысячи озер. Одна из симфонических поэм — «Туонельский лебедь» (1893) — о стране вечного покоя. В другой вы встретитесь с мудрым старцем Вяйнямейненом, подарившим людям на вечную радость сладкоголосый инструмент кантеле и чудесные песни. После концертов финского симфонического оркестра на Всемирной парижской выставке 1900 г. и выступлений Сибелиуса в ряде европейских городов оригинальная музыка северного композитора получила широкое признание. В России его музыка звучит в концертах Русского музыкального общества. Сибелиуса зовут работать в Австрию, Англию, Америку. А он записывает в дневнике: «Я хочу остаться в своей стране». Он сумел преодолеть смятение, тревогу, вызванные событиями первой мировой войны, и пришел к светлым, оптимистическим настроениям, которые выразил в Пятой симфонии (1915). Последние тридцать лет Ян Сибелиус жил безвыездно на вилле «Айнола» под Хельсинки. Его дом сделался своеобразным центром притяжения для всех, кто приезжал в Финляндию. Своим творчеством композитор завоевал любовь народа, и потому на родине его часто называли «финским повелителем без короны». |
ПОИСК
Block title
|