.
Меню сайта
|
ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. Французские композиторыЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. Французские композиторыСен-Санс, Франк, Дебюсси, РавельВ последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начинает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план. Из наиболее значительных композиторов этого периода двое — Сен-Санс и Франк —относятся еще к романтической ветви искусства XIX в., как бы завершают ее развитие. Камиль Сен-Санс (1835—1921) уже в десятилетнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. Долгие годы этот «музыкальный посол» Франции концертировал в разных странах, был и в России. В 1871 г. по инициативе Сен-Санса было создано Национальное общество музыки для пропаганды творчества молодых французских композиторов. Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестящие, отличающиеся чисто французским изяществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в музыке восточные мелодии, услышанные им в путешествиях по Арабскому Востоку. Одну из своих симфоний, с участием органа, композитор посвятил памяти Листа, который оказывал ему поддержку. В творчестве Сен-Санса большое место занимают концерты для различных инструментов с оркестром. Пожалуй, нет такого скрипача, который не играл его рондо каприччиозо (1870), где изящество мелодий словно соперничает с блеском виртуозных пассажей, а сверкающий тембр скрипки царит над прозрачным и легким звучанием оркестра. В «Карнавале животных» (1886) — сюите для двух фортепиано и оркестра — много юмора, звучание различных инструментов напоминает голоса зверей и птиц, рисует их повадки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» — мечтательная напевная пьеса для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балетного искусства — танец «Умирающий лебедь» (см. ст. «Анна Павлова»). Самая известная опера Сен-Санса — «Самсон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров. Из нее часто исполняются две арии Далилы, отличающиеся напевностью мелодии и удивительной текучестью ритма. Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1822—1890) еще мальчиком приехал во Францию, где начал путь пианиста. Сосредоточенный и серьезный юноша стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославился как непревзойденный импровизатор. Его искусство привело в восхищение Листа. Франк долгое время жил уединенно. Сочинения его для органа и хора оставались неизвестными широкому кругу слушателей. 70-е годы внесли перемены в жизнь уже немолодого музыканта. Франк стал одним из основателей Национального общества музыки, был приглашен в консерваторию как профессор органа. Знавший Франка великий французский писатель Ромен Роллан сказал о нем однажды: «Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближался к Франку, испытывали на себе его неотразимое обаяние». И действительно, вокруг этого человека, обладающего обширной музыкальной эрудицией, собирались даровитые молодые музыканты — плеяда композиторов, позже названная «школой Франка». Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал только зарю своей будущей славы. Первым сочинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и фортепиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизнерадостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тонкого лиризма. Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из литературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром — это своеобразный концерт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством. Когда слышишь это сочинение, обращаешь особенное внимание на контраст между бурной, «демонической» партией оркестра и светлой музыкой фортепиано, которая передает пение и игру Орфея. Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматизмом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям. Вдохновенное творчество Франка оказало заметное воздействие на многих композиторов. Новый период развития французской музыки открывают Дебюсси и Равель — две различные, но дополняющие друг друга художественные натуры. Клод Дебюсси (1862—1918) окончил консерваторию 22 лет с высшей наградой. В его сочинениях с самого начала чувствовался оригинальный, неповторимый талант, они были полны необычных новшеств. Дебюсси не раз бывал в России — дважды в юности (1881, 1882) и с концертами в 1913 г. Любовь к русской музыке, особенно к Мусоргскому, сохранилась у Дебюсси на всю жизнь и не прошла бесследно для его творчества. В чем же главное новшество его искусства? В музыку впервые полновластно вошли настроения и чувства, рожденные живыми и яркими впечатлениями от полей и лесов, разнообразных морских пейзажей, городских улиц и парков. Своими звуковыми образами Дебюсси вызывает в воображении ароматы и краски, запечатлевает многообразнейшие уголки земли и словно одушевленные стихии — ветер, море. Вот фортепианные пьесы «Паруса», «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Шаги на снегу», «Отражения в воде», «Золотые рыбки». Сколь различны впечатления, навеянные природой и претворенные в музыке! Еще более красочны оркестровые картины: поэтичнейший ноктюрн «Облака», с задумчивым мотивом английского рожка на фоне сдержанных звучностей оркестра, ноктюрн «Празднества», где все в движении и блеске, в звенящей россыпи фанфар. Вершина творчества Дебюсси — симфония-поэма «Море» (1903—1905). Этот полный красок и поэзии музыкальный рассказ мог создать лишь художник, восторженно влюбленный в природу. «Не нужно слушать чьего-либо совета, только совет ветра, который напевает историю мира»,— сказал однажды Дебюсси. Творческая фантазия часто влечет его к античным или сказочным сюжетам. А в детском балете «Ящик с игрушками» и фортепианном цикле «Детский уголок» (1906—1908) много юмора, веселой выдумки. Слушая музыку Дебюсси, вы уловите интонации народных песен или старинных мелодий, в нее вплетаются и восточные напевы, похожие на цветистые узоры. В его оркестре вы услышите пленительные неожиданные контрасты: как бы затененные звучности сменяются яркими, сверкающими. Искусство Дебюсси называют музыкальным импрессионизмом (от французского слова impression-впечатление). Недаром ему были так близки картины Клода Моне и других представителей импрессионизма — одного из течений французской живописи (см. ст. «Зарубежное изобразительное искусство XIX в.»). Творчество Дебюсси, признанного главой французской школы с начала 900-х годов, оказало большое влияние на развитие всей музыки XX в. Имя Мориса Равеля (1875—1937) тоже связано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния XX в. Он родился на юге Франции, близ границы с Испанией, и ряд его сочинений наполнен испанскими и баскскими народными мелодиями и танцевальными ритмами. Одна из ранних фортепианных пьес Равеля — «Павана» (1899), старинный испанский танец, развертывающийся в медленном движении. «Испанская рапсодия» для оркестра (1907) полна изящества и блеска. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях — танцы: воздушно-легкая малагенья и полная томной неги хабанера. Финал («Феерия») — сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, особенно бурными, темпераментными становятся пляски. Перу Равеля принадлежит несколько балетов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью музыкального развития. Балет «Дафнис и Хлоя» (1912) на античный сюжет завоевал сцены крупнейших театров мира. Его музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна. Здесь вы найдете и лирические сцены, и дикие пляски пиратов, и величественные пейзажи. Особенно знаменит «Рассвет» (в третьей картине). В романтический мир переносит нас хореографическая поэма «Вальс» (1919—1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительное движение танцующих пар. Одной из вершин симфонической музыки XX столетия стало прославленное «Болеро» (1928), которое композитор задумал как хореографическую сцену в таверне. Две контрастные мелодии чередуются на фоне неизменного, очень четкого танцевального ритма. Солирующие инструменты меняются, оркестр звучит все насыщеннее и громче. В самом конце пьесы напряжение достигает наивысшей точки. Чудесно воплощен в музыке Равеля мир сказок. В балете «Матушка-гусыня» (1908) действуют сказочные персонажи: мальчик с пальчик, красавица, чудовище — заколдованный принц. А в опере «Дитя и волшебство» (1925) разговаривают звери, птицы и оживают вещи — совсем как в сказках Андерсена или в «Синей птице» Метерлинка... В годы первой мировой войны Равель оставил творчество — был санитаром и шофером грузовой машины на фронте. В послевоенных сочинениях Равеля нашли отражение динамичные образы и ритмы жизни современного большого города, своеобразно претворялись элементы джаза. Но Равель никогда не изменял себе, оставаясь творцом гуманистического, содержательного и прекрасного искусства. «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца...» Музыкальный импрессионизм нашел продолжение в творчестве композиторов других стран — итальянца Отторино Респиги («Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима») и испанца Мануэля де Фалья («Ночи в садах Испании»). Разнообразное, яркое и глубоко человечное искусство композиторов-импрессионистов — драгоценное наследие, прочно вошедшее в мировую музыкальную культуру. |
ПОИСК
Block title
|