. ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. Французские композиторы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в. Французские композиторы

ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ КОНЦА  XIX-НАЧАЛА XX в. Французские композиторы

Сен-Санс, Франк, Дебюсси, Равель

В последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начи­нает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план.

Из   наиболее    значительных    композиторов этого   периода   двое — Сен-Санс   и   Франк —относятся еще к   романтической   вет­ви  искусства  XIX  в.,  как  бы  завершают  ее развитие.

Камиль Сен-Санс (1835—1921) уже в десяти­летнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. Долгие годы этот «музыкаль­ный посол» Франции концертировал в разных странах, был и в России. В 1871 г. по инициативе Сен-Санса было создано Национальное обще­ство музыки для пропаганды творчества моло­дых французских композиторов.

Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестя­щие, отличающиеся чисто французским изя­ществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близ­ки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в му­зыке восточные мелодии, услышанные им в пу­тешествиях по Арабскому Востоку.

Одну из своих симфоний, с участием органа, композитор посвятил памяти Листа, который оказывал ему поддержку.

В творчестве Сен-Санса большое место за­нимают концерты для различных инструментов с оркестром. Пожалуй, нет такого скрипача, который не играл его рондо каприч­чиозо (1870), где изящество мелодий словно соперничает с блеском виртуозных пассажей, а сверкающий тембр скрипки царит над про­зрачным и легким звучанием оркестра.

В «Карнавале животных» (1886) — сюите для двух фортепиано и оркестра — много юмора, звучание различных инструментов на­поминает голоса зверей и птиц, рисует их повад­ки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» — мечтательная напевная пьеса для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балет­ного искусства — танец «Умирающий лебедь» (см. ст. «Анна Павлова»).

Самая известная опера Сен-Санса — «Сам­сон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров. Из нее часто исполняются две арии Далилы, отличающиеся напевностью мелодии и удивительной текучестью ритма.

Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1822—1890) еще мальчиком приехал во Фран­цию, где начал путь пианиста. Сосредоточен­ный и серьезный юноша стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославил­ся как непревзойденный импровизатор. Его искусство привело в восхищение Листа. Франк долгое время жил уединенно. Сочинения его для органа и хора оставались неизвестными широкому кругу слушателей.

70-е годы внесли перемены в жизнь уже не­молодого музыканта. Франк стал одним из ос­нователей Национального общества музыки, был приглашен в консерваторию как профес­сор органа. Знавший Франка великий фран­цузский писатель Ромен Роллан сказал о нем однажды: «Нет имени чище, чем имя этой вели­кой простосердечной души. Почти все, кто при­ближался к Франку, испытывали на себе его неотразимое обаяние». И действительно, во­круг этого человека, обладающего обширной музыкальной эрудицией, собирались даровитые молодые музыканты — плеяда композиторов, поз­же названная «школой Франка».

Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал толь­ко зарю своей будущей славы. Первым со­чинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и форте­пиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизне­радостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тон­кого лиризма.

Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из ли­тературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфони­ческие вариации» (1885) для фор­тепиано с оркестром — это своеобразный кон­церт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством. Когда слышишь это сочине­ние, обращаешь особенное внимание на кон­траст между бурной, «демонической» партией оркестра и светлой музыкой фортепиано, ко­торая передает пение и игру Орфея.

Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматиз­мом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям. Вдох­новенное творчество Франка оказало заметное воздействие на многих композиторов.

Новый период развития французской музыки открывают Дебюсси и Равель — две различные, но дополняющие друг друга художественные натуры.

Клод Дебюсси (1862—1918) окончил консер­ваторию 22 лет с высшей наградой. В его сочи­нениях с самого начала чувствовался ориги­нальный, неповторимый талант, они были пол­ны необычных новшеств. Дебюсси не раз бывал в России — дважды в юности (1881, 1882) и с концертами в 1913 г. Любовь к русской музы­ке, особенно к Мусоргскому, сохранилась у Дебюсси на всю жизнь и не прошла бесследно для его творчества.

В чем же главное новшество его искусства? В музыку впервые полновластно вошли на­строения и чувства, рожденные живыми и яр­кими впечатлениями от полей и лесов, разно­образных морских пейзажей, городских улиц и парков. Своими звуковыми образами Дебюсси вызывает в воображении ароматы и краски, запечатлевает многообразнейшие уголки земли и словно одушевленные стихии — ветер, море.

Вот  фортепианные  пьесы «Паруса»,  «Ветер на равнине», «Сады  под   дождем»,    «Шаги   на снегу», «Отражения в воде»,   «Золотые рыбки». Сколь различны впечатления, навеянные при­родой   и   претворенные   в   музыке!   Еще   более красочны оркестровые картины: поэтичнейший ноктюрн «Облака», с задумчивым мотивом ан­глийского рожка на фоне сдержанных звучностей оркестра, ноктюрн «Празднества», где все в движении и блеске, в звенящей россыпи фанфар.

Вершина творчества Дебюсси — симфония-поэма «Море» (1903—1905). Этот полный красок и поэзии музыкальный рассказ мог создать лишь художник, восторженно влюб­ленный в природу. «Не нужно слушать чьего-либо совета, только совет ветра, который напе­вает историю мира»,— сказал однажды Де­бюсси. Творческая фантазия часто влечет его к античным или сказочным сюжетам. А в дет­ском балете «Ящик с игрушками» и фортепианном цикле «Детский уголок» (1906—1908) много юмора, веселой вы­думки.

Слушая музыку Дебюсси, вы уловите инто­нации народных песен или старинных мелодий, в нее вплетаются и восточные напевы, похо­жие на цветистые узоры. В его оркестре вы услышите пленительные неожиданные конт­расты: как бы затененные звучности сменяются яркими, сверкающими. Искусство Дебюсси на­зывают музыкальным импрессио­низмом (от французского слова impression-впечатление). Недаром ему были так близки картины Клода Моне и других представителей импрессионизма — одного из течений фран­цузской живописи (см. ст. «Зарубежное изо­бразительное искусство XIX в.»).

Творчество Дебюсси, признанного главой французской школы с начала 900-х годов, оказало большое влияние на развитие всей музыки XX в.

Имя Мориса Равеля (1875—1937) тоже свя­зано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния XX в. Он родился на юге Фран­ции, близ границы с Испанией, и ряд его сочи­нений наполнен испанскими и баскскими народ­ными мелодиями и танцевальными ритмами.

Одна из ранних фортепианных пьес Равеля — «Павана»  (1899),  старинный   испанский та­нец, развертывающийся в медленном движении.

«Испанская рапсодия» для ор­кестра (1907) полна изящества и блеска. В пер­вой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях — танцы: воздушно-легкая малагенья и полная томной неги хабанера. Финал («Феерия») — сцены на­родного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, особенно бурными, тем­пераментными становятся пляски.

Перу Равеля принадлежит несколько бале­тов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью му­зыкального развития.

Балет «Дафнис и Хлоя» (1912) на античный сюжет завоевал сцены крупнейших театров мира. Его музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна. Здесь вы найдете и лирические сцены, и дикие пляски пира­тов, и величественные пейзажи. Особенно зна­менит «Рассвет» (в третьей картине).

В романтический мир переносит нас хорео­графическая поэма «Вальс» (1919—1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительное движение танцующих пар.

Одной из вершин симфонической музыки XX столетия стало прославленное «Болеро» (1928), которое композитор задумал как хорео­графическую сцену в таверне. Две контрастные мелодии чередуются на фоне неизменного, очень четкого танцевального ритма. Солирую­щие инструменты меняются, оркестр звучит все насыщеннее и громче. В самом конце пьесы напряжение достигает наивысшей точки.

Чудесно воплощен в музыке Равеля мир ска­зок. В балете «Матушка-гусыня» (1908) действуют сказочные персонажи: мальчик с пальчик, красавица, чудовище — заколдован­ный принц. А в опере «Дитя и волшебство» (1925) разговаривают звери, птицы и оживают вещи — совсем как в сказках Андер­сена или в «Синей птице» Метерлинка...

В годы первой мировой войны Равель оста­вил творчество — был санитаром и шофером грузовой машины на фронте.

В послевоенных сочинениях Равеля нашли отражение динамичные образы и ритмы жиз­ни современного большого города, своеобразно претворялись элементы джаза. Но Равель никогда не изменял себе, оставаясь творцом гуманистического, содержательного и прекрас­ного искусства. «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца...»

Музыкальный импрессионизм нашел про­должение в творчестве композиторов других стран — итальянца Отторино Респиги («Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима») и испанца Мануэля де Фалья («Ночи в садах Испании»).

Разнообразное, яркое и глубоко человечное искусство композиторов-импрессионистов — дра­гоценное наследие, прочно вошедшее в мировую музыкальную культуру.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ