.
Меню сайта
|
МУЗЫКА НОРВЕГИИ. Эдвард ГригМУЗЫКА НОРВЕГИИ. Эдвард ГригМузыка Эдварда Грига помогла нам полюбить Норвегию, ее природу и людей, познать их духовную красоту, их характер, услышать их песни (см. ст. «Эдвард Григ»). Не только Григ, чье творчество представляет собой высшее достижение музыкальной культуры Норвегии, но и другие композиторы — Хальфдан Кьерульф (1815—1868), Юхан Свенсен (1840—1911), Кристиан Синдинг (1856—1941) — опирались в своем творчестве на богатый фольклор родной земли. Здесь и поэзия скальдов (средневековых певцов-сказителей); и локки (песни-призывы), родившиеся на высокогорных пастбищах — фьельдах; и трудовые песни ткачей, рыбаков; лирические и колыбельные напевы, танцы. Вот ган-гар — неторопливый, чинный, торжественный парный танец, один из самых старинных в Норвегии. Спрингдан с танцуют вприпрыжку, двигаясь кругами. И наконец, халлинг — сольный мужской танец, где исполнители соперничают в изобретательности и ловкости. Все песни и танцы исполняются под аккомпанемент скрипки — самого любимого народного инструмента. Высоко ценил народное музыкальное творчество норвежский скрипач, композитор и деятель национальной культуры Уле Булль (1810— 1880). Да и в музыке современных композиторов услышишь отзвуки народных напевов и танцев Норвегии. ЭДВАРД ГРИГ (1848—1907)«Я вычерпал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство» — так писал о своем творчестве композитор Эдвард Григ. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии — сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой Северного моря, в единоборство с которым отважно вступают смелые норвежские моряки. Григ редко обращался к подлинным народным напевам, но многие из созданных им мелодий невозможно отличить от народных. П. И. Чайковский восторженно говорил: «Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его... ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!» Родился Эдвард Григ в городе Бергене, где его отец занимал должность британского консула. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери — незаурядной пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач Уле Булль и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию и четыре года спустя успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. С 1866 г. Григ жил в городе Христиании (теперь Осло), где выступал в качестве пианиста и дирижерам Его композиторский талант быстро завоевал признание соотечественников, а после появления музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (1876) имя Грига стало известно всему миру. В 1893 г. ему была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря в местечке Трольдхауген. Среди крупных произведений Грига — концерт для фортепиано с оркестром (1868). Романтическая взволнованность музыки, богатство наполняющих душу чувств — от тревожно-порывистых до светлых, ликующих, полнозвучие сольной партии и яркость оркестровых красок сделали концерт Грига, превосходного пианиста, всемирно известным. Знаменитая григовская баллада для фортепиано, написанная в форме вариаций, звучит точно песня — то лирически-спокойно, то напряженно-драматично. Широко известна фортепианная соната Грига. Григ написал множество небольших пьес для фортепиано, объединенных в циклы: «Поэтические картинки», «Сцены из народной жизни», «Норвежские танцы и песни», «Норвежские танцы», «Лирические пьесы» (10 тетрадей). Они пользуются особенной популярностью среди любителей музыки. Григ рисует чудесные музыкальные картинки, привлекающие своей поэтической образностью и богатством фантазии. Это фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд», «Свадебный день в Трольдхаугене», «Весной» и др. В них, как и в других произведениях Грига, много света и радости, богато и разнообразно использованы мелодии и ритмы норвежских танцев, особенно спрингданса и удалого халлинга. Часто исполняются в концертах струнный квартет, скрипичные и виолончельная сонаты Грига, проникнутые духом норвежской песенности, разнообразные по своим краскам и образам, увлекающие поэтичностью и сердечной задушевностью музыки. Превосходные романсы и песни Грига пробуждают «горячий сочувственный отклик в нашем сердце» (Чайковский): «Сон», «Лебедь», «За добрый совет», «Люблю тебя», песенный цикл «Со скал и фьордов». Все это чарует выразительностью певучей мелодии, верностью передачи поэтического настроения. Это замечательные страницы классического вокального наследия. Одно из самых популярных произведений Грига — музыка к драме «Пер Гюнт» знаменитого норвежского писателя Генрика Ибсена (см. т. 11 ДЭ, ст. «Генрик Ибсен»). В ней композитор воссоздает картины ясного утра, поднимающегося над морем, сказочного подземного царства, где зловеще-гулко звучат шаги танцующих гномов — троллей («В пещере горного короля»). И совсем иные образы встают перед нами в изящном грациозном «'Ганце Анитры». А в сцене возвращения Пер Гюнта на родину образы природы — шум ветра, буря на море — как бы перекликаются с тем, что происходит в душе героя драмы, бесплодно растратившего жизнь в далеких странствиях. В уста покинутой Пером крестьянской девушки Сольвейг композитор вложил одну из своих лучших мелодий. «Песня Сольвейг» покоряет поэтичностью и чистотой выраженного в ней чувства. В каждой из картин музыки к «Пер Гюнту» сверкают искры вдохновения великого народного композитора. Умер Григ 4 сентября 1907 г. Это был день национального траура. Похоронен композитор в любимом Трольдхаугене, в скале над вечно волнующимся морем.
|
ПОИСК
Block title
|