. МУЗЫКА ЧЕХИИ. Бедржих Сметана
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

МУЗЫКА ЧЕХИИ. Бедржих Сметана

МУЗЫКА ЧЕХИИ. Бедржих Сметана

Чешский  народ  очень музыкален.   Его  чу­десные песни и танцы — и особенно полька — пользуются всемирной известностью. (Полька— по-чешски  «пулка», что  значит    половина; ведь в основе танца — движение на полушагах.)

Из Чехии вышли многие замечательные музыканты. Недаром в XVIII в. Чехию назы­вали консерваторией Европы. Музыкальный критик, литератор и публицист прошлого века А. Улыбышев рассказывал: «Проезжая через Чехию, я на постоялых дворах встречал кресть­ян, игравших гайдновские квартеты, и этих дилетантов в блузах можно было слушать с удо­вольствием».

Не удивительно, что в Чехии появились выдающиеся композиторы, известные не только на родине, но и за ее пределами. Один из луч­ших скрипачей своего времени — Франтишек Бенда (1709—1786). Его брат Йиржи Бенда (1722—1795) — известный оперный композитор. Огромным успехом пользовались оперы Йосефа Мысливечека (1737—1781), которого в Италии называли «божественным чехом». А в следую­щем столетии Чехия дала миру двух великих композиторов — Бедржиха Сметану и Антонина Дворжака (см. статьи «Бедржих Сметана», «Антонин Дворжак»).

Вслед за ними выступило новое поколение чешских композиторов. Леош Яначек (1854— 1928) — большой и смелый художник, обогатив­ший мировое музыкальное искусство. Он напи­сал «Лашские танцы» для оркестра, симфоничес­кую поэму «Тарас Бульба» (1918, по Гоголю), оперы «Ее падчерица» (1903) и «Катя Кабанова» (1921, по драме Островского «Гроза»).

Видным чешским композитором начала XX столетия был Йосеф Сук (1874—1935) — участник знаменитого чешского квартета, неод­нократно выступавшего в России. Его современ­ник Витезслав Новак (1870—1949) известен своей ликующей «Майской симфонией» (1945), посвя­щенной освобождению Чехословакии от фаши­стского ига. Все эти композиторы достойно продолжили традиции Сметаны и Дворжака.

В народной Чехословакии музыкальная культура получает дальнейшее развитие.

БЕДРЖИХ СМЕТАНА (1824—1884)

Бедржих Сметана родился в небольшом го­родке Литомышле. Его талант проявился уже в детстве: пяти лет мальчик начал учиться музыке, а в шесть впервые выступал перед публи­кой как пианист. Сочинения юного композитора пользовались успехом среди друзей, но только в двадцать лет Бедржих получил возможность по-настоящему заниматься музыкой, став уче­ником Йозефа Прокша, одного из лучших праж­ских педагогов.

Когда в 1848 г. в Праге вспыхнуло восста­ние против австрийского ига, Сметана, тоже вынужденный покинуть любимую родину, про­вел ряд лет на чужбине — в шведском городе Гётеборге. Здесь он давал уроки музыки, вы­ступал в концертах, создал прекрасные пьесы для фортепиано — «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1859—1860).

Сметана возвратился в Прагу в 1861 г., когда в Чехии начался расцвет национальной культуры.

Деятельность Сметаны в 60-е годы была ки­пучей: он дирижировал оперными спектаклями, хоровыми и симфоническими концертами, вы­ступал как пианист, писал критические статьи, участвовал в кампании за сооружение здания Национального театра в Праге. Все это не от­влекало Сметану от композиторской работы. В написанных им тогда операх «Проданная не­веста», «Далибор» и «Либуше» раскрылось все богатство его дарования.

«Проданная  невеста» (1866) — комическая опера на сюжет из деревенской жизни.

Ее музыка близка к народным чешским песням, вдохновлявшим Сметану. Правдиво очерчены в музыке образы любящих друг друга Маженки и Еника, плутоватого, хитрого деревенского свата Кецала, простака Вашека — сына бога­того крестьянина.

Особенно лирична партия Маженки. В нежной, проникновенной мелодии (ария «Если б только я узнала») девушка изливает свою грусть — ведь ее мечты так еще далеки от осуществления. И совсем иные интонации — радостные, светлые — звучат в ее дуэте с Еником. Последнее действие этой прекрасной опе­ры особенно красочное, брызжущее ве­сельем.

«Проданная невеста», завоевавшая огромный успех уже на первом представлении, стала лю­бимой оперой чешского народа. Она обошла сцены театров разных стран и всюду пробуж­дала живейший отклик.

Опера «Далибор» (1867) рассказывает о смелом борце за справедливость — рыцаре Далиборе, чье имя сохранилось в чешских пре­даниях. Опера «Либуше» (1872) — велича­вое эпическое произведение, в котором компо­зитор предсказал, что народ в трудной борьбе завоюет свободу. Сметана создал здесь боль­шие народные сцены.

В 1874 г. Сметана закончил комическую оперу «Две вдовы» и был полон новых творче­ских планов. Но внезапно его постигло не­счастье — полная глухота. Врачи не оставили ему никакой надежды на выздоровление.

Однако этот страшный удар не сломил воли композитора: он переселился в деревню и про­должал там напряженную творческую работу. За последние десять лет жизни Сметана соз­дал цикл симфонических поэм «Моя родина» (1874—1879), воспевающих родную при­роду и мужество чешского народа в борьбе за независимость, струнный квартет «Из моей жизни» (1876), радостные «Чешские танцы» (1879) для фортепиано, оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чертова стена» (1882), в которых нарисованы кар­тины народной жизни. Все эти произведения свидетельствовали о победе композитора над своими недугами и бедами.

Сметану по праву называют отцом новой чешской музыки: он обогатил ее великолеп­ными произведениями, завоевавшими мировую известность. Нет уголка в Чехословакии, где не знали бы имени Сметаны и его музыки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ