.
Меню сайта
|
МУЗЫКА ЧЕХИИ. Бедржих СметанаМУЗЫКА ЧЕХИИ. Бедржих СметанаЧешский народ очень музыкален. Его чудесные песни и танцы — и особенно полька — пользуются всемирной известностью. (Полька— по-чешски «пулка», что значит половина; ведь в основе танца — движение на полушагах.) Из Чехии вышли многие замечательные музыканты. Недаром в XVIII в. Чехию называли консерваторией Европы. Музыкальный критик, литератор и публицист прошлого века А. Улыбышев рассказывал: «Проезжая через Чехию, я на постоялых дворах встречал крестьян, игравших гайдновские квартеты, и этих дилетантов в блузах можно было слушать с удовольствием». Не удивительно, что в Чехии появились выдающиеся композиторы, известные не только на родине, но и за ее пределами. Один из лучших скрипачей своего времени — Франтишек Бенда (1709—1786). Его брат Йиржи Бенда (1722—1795) — известный оперный композитор. Огромным успехом пользовались оперы Йосефа Мысливечека (1737—1781), которого в Италии называли «божественным чехом». А в следующем столетии Чехия дала миру двух великих композиторов — Бедржиха Сметану и Антонина Дворжака (см. статьи «Бедржих Сметана», «Антонин Дворжак»). Вслед за ними выступило новое поколение чешских композиторов. Леош Яначек (1854— 1928) — большой и смелый художник, обогативший мировое музыкальное искусство. Он написал «Лашские танцы» для оркестра, симфоническую поэму «Тарас Бульба» (1918, по Гоголю), оперы «Ее падчерица» (1903) и «Катя Кабанова» (1921, по драме Островского «Гроза»). Видным чешским композитором начала XX столетия был Йосеф Сук (1874—1935) — участник знаменитого чешского квартета, неоднократно выступавшего в России. Его современник Витезслав Новак (1870—1949) известен своей ликующей «Майской симфонией» (1945), посвященной освобождению Чехословакии от фашистского ига. Все эти композиторы достойно продолжили традиции Сметаны и Дворжака. В народной Чехословакии музыкальная культура получает дальнейшее развитие. БЕДРЖИХ СМЕТАНА (1824—1884)Бедржих Сметана родился в небольшом городке Литомышле. Его талант проявился уже в детстве: пяти лет мальчик начал учиться музыке, а в шесть впервые выступал перед публикой как пианист. Сочинения юного композитора пользовались успехом среди друзей, но только в двадцать лет Бедржих получил возможность по-настоящему заниматься музыкой, став учеником Йозефа Прокша, одного из лучших пражских педагогов. Когда в 1848 г. в Праге вспыхнуло восстание против австрийского ига, Сметана, тоже вынужденный покинуть любимую родину, провел ряд лет на чужбине — в шведском городе Гётеборге. Здесь он давал уроки музыки, выступал в концертах, создал прекрасные пьесы для фортепиано — «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1859—1860). Сметана возвратился в Прагу в 1861 г., когда в Чехии начался расцвет национальной культуры. Деятельность Сметаны в 60-е годы была кипучей: он дирижировал оперными спектаклями, хоровыми и симфоническими концертами, выступал как пианист, писал критические статьи, участвовал в кампании за сооружение здания Национального театра в Праге. Все это не отвлекало Сметану от композиторской работы. В написанных им тогда операх «Проданная невеста», «Далибор» и «Либуше» раскрылось все богатство его дарования. «Проданная невеста» (1866) — комическая опера на сюжет из деревенской жизни. Ее музыка близка к народным чешским песням, вдохновлявшим Сметану. Правдиво очерчены в музыке образы любящих друг друга Маженки и Еника, плутоватого, хитрого деревенского свата Кецала, простака Вашека — сына богатого крестьянина. Особенно лирична партия Маженки. В нежной, проникновенной мелодии (ария «Если б только я узнала») девушка изливает свою грусть — ведь ее мечты так еще далеки от осуществления. И совсем иные интонации — радостные, светлые — звучат в ее дуэте с Еником. Последнее действие этой прекрасной оперы особенно красочное, брызжущее весельем. «Проданная невеста», завоевавшая огромный успех уже на первом представлении, стала любимой оперой чешского народа. Она обошла сцены театров разных стран и всюду пробуждала живейший отклик. Опера «Далибор» (1867) рассказывает о смелом борце за справедливость — рыцаре Далиборе, чье имя сохранилось в чешских преданиях. Опера «Либуше» (1872) — величавое эпическое произведение, в котором композитор предсказал, что народ в трудной борьбе завоюет свободу. Сметана создал здесь большие народные сцены. В 1874 г. Сметана закончил комическую оперу «Две вдовы» и был полон новых творческих планов. Но внезапно его постигло несчастье — полная глухота. Врачи не оставили ему никакой надежды на выздоровление. Однако этот страшный удар не сломил воли композитора: он переселился в деревню и продолжал там напряженную творческую работу. За последние десять лет жизни Сметана создал цикл симфонических поэм «Моя родина» (1874—1879), воспевающих родную природу и мужество чешского народа в борьбе за независимость, струнный квартет «Из моей жизни» (1876), радостные «Чешские танцы» (1879) для фортепиано, оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чертова стена» (1882), в которых нарисованы картины народной жизни. Все эти произведения свидетельствовали о победе композитора над своими недугами и бедами. Сметану по праву называют отцом новой чешской музыки: он обогатил ее великолепными произведениями, завоевавшими мировую известность. Нет уголка в Чехословакии, где не знали бы имени Сметаны и его музыки. |
ПОИСК
Block title
|