. Станислав Монюшко
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Станислав Монюшко

Станислав Монюшко

(1819-1872)

«Я вовсе не принадлежал к числу так назы­ваемых вундеркиндов, но с самых ранних лет чувствовал непреодолимое влечение к музыке... Мать первая заметила во мне сверкающую иск­ру дарования и, как только пальцы мои немного окрепли, сама стала учить меня началам люби­мого искусства» — так рассказывает о своем детстве Монюшко. Он рос в помещичьей усадьбе отца в Белоруссии. Наблюдая жизнь крестьян, будущий композитор с детства полюбил народ­ные обычаи, мелодии польских и белорусских песен. Отец Монюшко, в прошлом военный, увлекался искусством и решил дать своему единственному сыну разностороннее воспита­ние в Варшаве. Станислав берет уроки музыки, учится игре на органе, часто бывает на концер­тах и в опере. В Варшаве ставятся итальянские и французские оперы, выступают виртуозы-пианисты, скрипачи, сюда приезжал и великий Паганини.

В 1830 г. семья Монюшко возвращается в Минск. В их доме устраиваются музыкальные вечера, здесь поют, играют в четыре руки. В эти годы Станислав решает стать музыкантом. Но дарование его раскрывается не сразу.

После обучения в Берлине Монюшко полу­чает скромную должность органиста в костеле города Вильно. На этом «виленском пустыре», как его прозвали с горечью, провел Монюшко 18 лет. Здесь создал он свои редкие по красоте «Домашние песенки», едва ли не пер­вые национальные произведения для голоса. Уже через несколько лет после появления этого сборника, по словам современников, почти на всех концертах «звучат песни Монюш­ко, нет зала или гостиной, где бы их не пели».

Слава шла к композитору медленно. Виленцы и не подозревали, что органист, которого они слушают в костеле и который дает уроки,— выдающийся композитор. Несмотря на труд­ности и нужду, Монюшко осуществляет в эти годы свою заветную цель — создает первую польскую классическую оперу «Галька».

В 1848 г. «Галька» впервые прозвучала в концертном исполнении в Вильно. Тогда она состояла всего лишь из двух актов. Только через 10 лет, расширенная до четырех актов, обогащенная новыми музыкальными эпизодами, «Галька» с огромным успехом была поставлена в Варшаве. Знакомство Монюшко с русской оперной классикой, встречи с Глинкой, Дарго­мыжским, Серовым помогли ему в создании выдающейся польской национальной оперы.

Опера «Галька» — это отклик композитора на революционное движение польского кресть­янства, развернувшееся в 40-х годах XIX в. В первоначальном варианте опера должна была заканчиваться крестьянским восстанием. По цензурным соображениям конец ее Монюшко пришлось изменить. Но опера не утратила своей демократической направленности и обличитель­ной силы.

Сюжет «Гальки» взят из народной жизни: крестьянская девушка Галька любит молодого помещика Януша, который обманывает ее. Охваченная жаждой мести, Галька хочет под­жечь костел, где происходит венчание Януша с дочерью стольника. Но мысль о том, что в огне погибнут ни в чем не повинные крестьяне, при­шедшие на свадьбу, останавливает ее. В порыве отчаяния Галька бросается в реку. Собрав­шийся у костела народ оплакивает загублен­ную барином девушку.

Музыка оперы лирична, напевна, она звучит и сегодня — сто лет спустя — искренне и све­жо. Музыкальный язык оперы драматичен и глубоко народен, хотя Монюшко и не вводит в «Гальку» ни одной польской народной песни.

Действующие лица оперы правдиво обрисо­ваны в музыке. Песни и ария Гальки, думка Йонтека — крестьянского парня, преданно лю­бящего Гальку, хор крестьян полны живого чувства, теплоты, мелодии их просты и выра­зительны. Сочувствие композитора всецело на стороне людей из народа. Музыкальная харак­теристика дворян далека от традиций народной песенности. Этим Монюшко как бы подчерки­вает отсутствие искренности и теплоты у над­менных и эгоистичных шляхтичей.

По-разному написаны композитором две ма­зурки в опере: бравурная, чуждая народному духу, исполняемая в доме стольника, и красоч­ная, поистине народная, звучащая в хоре крестьян из третьего действия.

Имя Монюшко делается известным не только в Польше, но и за рубежом. Он становится дирижером Варшавского оперного театра. Здесь идут его новые оперы: «Сплавщик леса» (1858), «Графиня» (1860) и знаменитый «Зачарованный   замок,  или Страшный двор» (1865), где раскрылось лирико-комедийное дарование Монюшко. Он замечательно нарисовал в музыке картины из жизни старой Польши — гадание девушек, при­ход ряженых, талантливо ввел в нее народные песни и танцы. Все здесь проникнуто юмором, полно кипучей жизни и при этом классически стройно и законченно.

Оперы, созданные Монюшко, — высший об­разец самобытного польского оперного стиля. Но сам Монюшко с присущей ему удивительной скромностью говорил о своем творчестве: «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение перели­вается во все мои сочинения».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ